Военный волонтер Ольга Данченко из Тернополя создает украшения из отработанных гильз. Задумка оказалась удачной: необычная бижутерия помогла быстрее и легче собирать донаты для роты, где служит возлюбленный Ольги, командир роты Сергей.
Вместе с отцом Сергея Ольга сделала первые 10 пробных колечек буквально за 2 часа - их купили. Сегодня Ольга со своей небольшой командой изготавливает кольца, серьги, браслеты, брелоки, кулоны, которые покупают и в Украине, и за рубежом. 100% вырученных средств идут на покупку всего необходимого для роты “Стальная сотня”. Подробности Ольга рассказала KP.UA.
“Благодаря украшениям поддерживать ребят стало легче”
- Ольга, как появилась идея украшений из гильз?
- Когда жила с ребятами на военной базе, увидела в интернете кольцо из гильзы. Попросила своего парня сделать подобное, но у него не было на это времени.
Когда вернулась домой и занялась волонтерством - все знают, что со временем это делать сложнее - вспомнила об идее изготавливать украшения. Взяла гильзу в руки, стала думать, что можно с ней сделать.
Тогда волонтеры в основном разрисовывали гильзы. В интернете я также нашла вариант имитаций - украшения из золота выливаются в форме гильз. Раскрашенную гильзу можно поставить дома - и она будет пылиться, а украшения можно носить, выходить с ними в свет, популяризируя поддержку ВСУ и донаты.
Обратилась к отцу своего молодого человека - он очень активный волонтер, хочет помогать, но из-за возраста и состояния здоровья воевать уже не может. Нарисовала свои идеи и попросила сделать украшение.
Для меня очень важно, что наши украшения - не плагиат: ничего подобного в интернете не находила. Мы сделали уникальный продукт, уже готовлю документы на патент.
- Вы изначально планировали продавать свои изделия, чтобы помогать ВСУ?
Начинали с колец - размер у всех один, универсальный. Фото: instagram.com/olha_danchenko
- Мне как волонтеру постоянно хочется благодарить тех, кто помогает ВСУ. Сперва мы выдавали в качестве благодарностей дипломы, брелоки, значки с нашим логотипом и словом “Спасибо”. После появилась идея с гильзами.
Нарисовали первую партию - это был один из вариантов колечек. Было важно определиться с размером. Я как человек, который всю жизнь в бизнесе, понимала: если у людей большой выбор, они будут долго сомневаться. Поэтому мы остановились на одном универсальном размере, который подходит и взрослым, и детям (на большой палец).
В первой партии отец Сергея сделал 10 колечек. Одно кольцо я забраковала, одно оставила себе (тестировала наши изделия, спала с ними), 8 продала. С колечком хожу постоянно, учитываю плюсы и минусы. Позднее начала расширять ассортимент.
100% прибыли от наших изделий идет на армию: покупаем все, что нужно нашей роте.
Для «Стальной сотни» дизайнеры разработали специальный логотип. Фото: instagram.com/olha_danchenko
Когда Сергей получил ранения и лежал 2 недели в госпитале, а я была с ним, предложила брендировать нашу роту. Хотелось идентифицировать ее с брендом украшений. Думала над логотипом, обратилась к нашим друзьям. На волонтерских началах диджитал-агентство сделало нам классный логотип. По сути, мы забрендировали нашу роту “Стальная сотня”.
Сегодня изготавливаем кольца, серьги… Мне предложили что-то делать для мужчин - изготовили универсальный кулон (для мужчин и женщин), сделали другую форму перстней.
Женщины хотели что-то помассивнее - начали делать браслеты на металлической основе и из кожи. Для тех, кто ничего не носит, - брелоки, обтянутые кожей.
- У вас есть какая-то мастерская?
- Нет, все делаем дома, в гараже. Отец Сергея стирал пальцы до крови болгаркой, поэтому я нашла мужчину, мастера по ремонту оружия, который взял самую сложную техническую часть на себя. Сегодня он обрабатывает гильзы, подгоняет размеры, делает заготовки.
Моя задача - все продумать и обеспечить всех сырьем. Его мне передают ребята либо я забираю сама.
- Для украшений вы используете всю гильзу целиком?
- С гильзы мы берем только нижнюю часть. Гильза в виде украшения на теле - красивая и золотистая. Такой она становится не сразу: гильза с войны - с болотом и маслом. В этом производстве много процессов. Сначала нужно собрать гильзы, очистить, потом я их замачиваю в воде и вымываю: в середине много земли и грязи. Затем обязательно вытереть насухо, после отдаю на порезку. Параллельно создается основа для заготовки, под эти основы их подгоняют, потом их нужно подрезать, склеить, после чего я снова их полирую…
Каждая гильза - уникальна, со своими щербинками. Я выбираю те, из которых может получиться красивое изделие. Отдаю их ребятам - они изготавливают украшения, а я фотографирую готовые изделия и занимаюсь их распространением. Уже заказала брендированные пакетики.
Делаю все, как хотела бы я сама. Наши украшения в красивой коробочке, с приятными словами - людям очень нравится. Это интересный подарок для военных, его можно отправить за границу.
- Вам подходят любые гильзы?
- Подходят латунные. Латунь себя хорошо показала: она крепкая, но пластичная в работе, не ржавеет, хорошо полируется.
Для тех, кто не носит украшений, есть обтянутые кожей брелоки. Фото: instagram.com/olha_danchenko
“Украшения из гильз - про гордость, борьбу и силу”
- Кто ваши покупатели?
- Наши украшения часто покупают военные, многие заказывают изделия из гильз друзьям, родным, девушкам, женам. Мы дарим украшения нашим ребятам.
Иногда наши украшения покупают военные из других подразделений, которые хотят отблагодарить своих благотворителей: не будешь же ты три диплома давать одному человеку.
У нас есть жена пленного “азовца”, которая нас очень поддерживает информационно, - ей я подарила сережки. Второй раз подарила кольцо. У меня есть свое запас благодарностей для людей.
- Сколько стоят ваши украшения?
- Цен на них нет. Мы обмениваем их на донат от 1000 грн. За 2000 грн уже можно выбрать 2 украшения. И так далее.
Сережки и кольцо. Фото: instagram.com/olha_danchenko
Также у нашей роты есть брендированная одежда - футболки, толстовки, худи. Ее мы тоже отдаем за донаты, но так делают многие. А украшений из гильз до нас не делал никто - ребята этим очень гордятся.
Я вела недавно сбор. При донате от 1000 грн у нас можно было заказать какое-то украшение. Таким образом, за 1,5 суток мы собрали 45 тысяч грн. Это и сбор - и не сбор: люди что-то получили взамен. Благодаря украшениям поддерживать ребят стало легче. Люди готовы менять донаты на что-то.
Одно дело - собрать на дрон или что-то, к чему интересно присоединиться. А есть сложные сборы - поддержка раненых солдат или ремонт автомобилей. Диванные эксперты спрашивают: почему государство не ремонтирует, почему воинская часть не ремонтирует, - больше разговоров, чем действий. В сложных сборах помогают деньги, собранные с украшений. На них можно отремонтировать автомобиль, купить запчасти, заправить машину и пр.
Не секрет, что все военные сбрасываются: есть много нюансов, которые государство не обеспечивает. Я у них на подхвате. Благодаря украшениям из гильз мы настолько ускорили процесс с донатами, что, по сути, ребята имеют ротную кассу.
- А кто из-за границы заказывает ваши украшения?
- Заказывают те, кто помогает. По большей части это украинцы. Человеку, который не имеет отношения к войне, это не так интересно. Наши украшения интересны украинцам, которые выехали, но продолжают помогать. Также ими интересуются родственники людей, у которых кто-то воюет.
Недавно я летала в Лондон, возила туда наши изделия, презентовала их в “Украинском доме”. Девушки, которые там помогают, хотели бы иметь наши украшения у себя: им тоже болит, хотя они далеко. Вроде как деньгами помогают, но это не закрывает их психологические потребности чувствовать связь с родиной.
Наши украшения для них - это, с одной стороны, часть дома, с другой - часть войны. Сегодня война - это наша реальность. Украшения из гильз - часть большой борьбы, которая в то же время про гордость и силу.
- Планируете ли вы делать украшения после окончания войны?
- Конечно. Именно поэтому я занялась патентованием, создала наш логотип. До победы все наше производство направлено на помощь армии - 100% прибыли идет на роту. После войны перейдем на монетизацию.
Я общаюсь с многими военными и понимаю: после войны остро встанет вопрос, чем будут заниматься ребята, когда вернутся домой.
Те, кто возвращается сегодня на лечение либо демобилизовывается по здоровью, - в очень плохом состоянии.
Их рабочие места заняты, они утратили компетенцию и не нужны никому. Найти себе работу, особенно, если у тебя инвалидность либо с психикой не все ок, очень трудно.
Первое время они смогут жить на сбереженные средства, а потом будет сложно. Для ветеранов у нас есть бесплатные курсы IT, курсы английского языка, мы собираемся их социализировать, но моя цель, чтобы после войны у нас появился свой бизнес-проект, где смогут работать военные.
- То есть ветераны будут делать украшения?
- Да, они смогут их изготавливать, масштабировать. Сегодня мы производим изделия под заказ. У меня есть много вариантов для распространения - выставлять фотографии в интернете, ездить на выставки, однако я сама физически не успеваю. В будущем мне смогут помогать ветераны.
После войны появится много рассказов, фильмов, где будут говорить, что происходило во время полномасштабного вторжения - и наш проект имеет все шансы достичь больших высот.
Можно будет открыть свой ювелирный магазин. Наш бренд создавался из спроса, и пока будет спрос - мы будем работать.
Первый браслет уже пошел в производство. Фото: instagram.com/olha_danchenko