О громких делах хищения гуманитарки, программе Шлях и нарушителях, а также результатах работы ВСК и содействии эффективному использованию государственных ресурсов комментирует Сергей Козырь, народный депутат, соучредитель ОО ВПЛ Украины, который возглавляет временную следственную комиссию ВРУ по вопросам расследования фактов возможных нарушений законодательства в сфере гуманитарной и другой помощи, а также неэффективного использования государственного имущества, которое может быть использовано для временного размещения внутренне перемещенных лиц и обеспечения других потребностей государства.
После масштабного хищения гуманитарной помощи в Запорожье парламентарии инициировали создание ВСК для расследования подобных фактов. Это коллегиальный орган парламента, в состав которого могут входить члены любых фракций, сама Комиссия начала работать в сентябре, расследуя громкие дела по хищению гуманитарки в Запорожье, Днепре, на Закарпатье, во Львове, Полтаве и других городах.
В результате проверок Госаудитслужбы в 17 областях и Киеве обнаружили многочисленные нарушения. К примеру, общая сумма нарушений в Волынской ОГА превышает 75 млн грн, в Сумской — более 78 млн грн (и это только по Департаменту агропромышленного развития), в Кировоградской — более 195 млн грн. В Тернопольской ОГА из 684 тонн гуманитарных грузов имеется информация только по 160 т.
Работа правоохранительных органов в сфере хищения гуманитарной помощи оценена как неудовлетворительная, учитывая то, что дела находятся в производстве от 6 месяцев до года и более.
— В актах ревизий Госаудитслужбы, которые мы направили правоохранителям, а также из собственных расследований НАБУ есть сведения о конкретных должностных лицах, на которых были возложены обязанности контроля, учета и распределения гуманитарной помощи. Например, указанные должностные лица Запорожской, Сумской, Полтавской ОГА и Киевской МВА и даже представителей министерств. Информацию о недочетах в расследовании мы передали высшему руководству правоохранительных органов: в Офис генерального прокурора, Главное следственное управление Национальной полиции, ГБР, БЭБ, НАБУ, — отмечает Сергей Козырь.
На сегодняшний день были также выявлены значительные нарушения в пересечении границы “пропавших волонтеров” по системе Шлях. На 1 апреля 2023 года количество тех, кто не вернулся, достигло почти 18 тыс. человек. После февральского обращения президента Украины, в котором он акцентировал на этом внимание, Министерство инфраструктуры и Госпогранслужба значительно активизировали работу, и сейчас уже труднее выехать. Но продолжается усовершенствование этой системы, чтобы вообще исключить выезд без намерения возвращаться. Но самая болезненная тема остается по статусу и обеспечению ВПЛ.
Сейчас в нашей стране около 5 млн официально зарегистрированных ВПЛ. Большинство из них нуждается в жилье, поскольку многие населенные пункты уничтожены. В отчете Международной организации по миграции указано, какие из проблем беспокоят больше всего: жилищные условия — 27%, оплата арендованного жилья — 23%, оплата услуг ЖКХ — 20%, безработица — 13%. Другие проблемы в основном возникают в социальной сфере.
— Обеспечение жильем даст возможность трудоустраивать переселенцев, чтобы они поддерживали экономику. Какое бы это ни было жилье — в санаториях или в общежитиях — люди должны иметь крышу над головой, а не кантоваться по спортзалам. По обеспечению ВПЛ жильем сделано недостаточно. Не хватило информации, времени. Именно поэтому мы создаем законодательные инициативы, чтобы более требовательно работать с организациями, которые не предоставляют информацию, — комментирует Сергей Козырь. — Что касается гуманитарной помощи, мы отработали на 90%. Надеюсь, все дела с обвинительными актами пойдут в суд, ведь они находятся на личном контроле заместителя генпрокурора. Стоит отметить, что мы разработали законопроекты, которые приведут нормативную базу в сфере гуманитарной помощи в соответствие с чрезвычайными обстоятельствами военного времени, чтобы усилить контроль за ее оборотом и снизить коррупционные риски. В работе ВСК мы видим положительные изменения, потому что все зависит от нас всех, каждый работает и борется на своем фронте, мы должны либо физически защищать границы и возвращать наши территории, либо работать в экономике.
Фото: Сергей Козырь