Жилья в Европе больше нет: как ищут крышу над головой новоприбывшие украинские беженцы
Жилья в Европе больше нет: как ищут крышу над головой новоприбывшие украинские беженцы

Жилья в Европе больше нет: как ищут крышу над головой новоприбывшие украинские беженцы

В украинском обществе царит мнение, что в Европе наши сограждане живут – как сыр в масле. И отношение хорошее, и «социалку» выплачивают, и бесплатное жилье предоставляют. Да, полтора года назад во многих местах почти так и было, но сейчас Европа в полном смысле трещит по швам. С жильем во многих европейских городах и без наплыва украинцев было тяжело, а сегодня наступил настоящий кризис.

Сразу скажем, что и в начале войны ситуация с жильем складывалась по-разному даже в одной стране. Кому-то жилье предоставляли местные власти (и речь идет не только о крыше над головой, в детских садах и спортзалах, но и о полноценных квартирах), где-то предоставляли жилье с частичной оплатой или оплатой только коммунальных услуг, где-то украинцев селили в большой дом по несколько семей и брали над ними шефство, кто-то жил при церкви, кого-то селили к себе волонтеры или неравнодушные люди, отдавая гостям целый этаж или соседний гостевой дом.

Недавнее исследование « Рейтинга » показало: сейчас украинцы живут в Европе в комфортных (34%) или почти (51%) комфортных условиях, а некомфортные условия имеют 13% опрашиваемых.

Комфортность условий зависит от трех основных причин: региона (лучшие условия проживания в Северной Европе), дохода (обеспеченные в 93% случаев имеют комфортные условия проживания) и продолжительности пребывания в стране (наиболее комфортные условия имеют украинцы, которые живут в стране несколько лет). При этом, сравнивая возможности, подавляющее большинство респондентов отметили, что жилье в Украине доступнее, его проще и дешевле снимать и тем более купить. К тому же для найма в Европе нужно пройти много длинных бюрократических процедур.

От себя добавлю, что на доступность жилья оказывает большое влияние относительное количество беженцев в стране. Ибо одно дело – когда их меньше процента, и совсем другое, когда новоприбывший - каждый двадцатый.

KP.UA посчитала, какую долю местного населения составляют украинские беженцы в разных странах, и из первых уст узнала, как у них складывается ситуация с жильем.

Польша: странные риелторы и негласные правила

  • Население: 37,89 млн
  • Количество украинских беженцев: 1,58 млн (в целом украинцев около 2,5 млн)
  • Доля местного населения: 4,2% (в целом около 6,6%)

На днях в Польше закрыли крупнейший центр приема беженцев из Украины, расположенный в Надаржине, в 30 километрах от Варшавы. Чиновники объяснили, что центр был задуман как временный, и его закрытие обосновывается тем, что количество прибывающих в регион из Украины беженцев значительно уменьшилось. В центре ранее находилось до 9 тысяч украинских беженцев. Последние 300 человек, проживавших там летом 2023-го, были переведены в другие центры.

Бесплатного жилья в Польше остается все меньше. С 1 мая 2023 года граждане Украины, находящиеся на правах беженцев в Польше более 180 дней, обязаны покрывать 75% расходов, связанных с их содержанием в центрах массового проживания. А из последних новостей следует, что поляки в 2024 году и вовсе могут сократить льготы и не продлить помощь украинским беженцам. Пока это все под вопросом.

Семья Екатерины приехала в Польшу в полном составе: двое родителей и трое детей. Первые полгода жили в отелях, которые оплачивал работодатель мужа Екатерины, затем несколько месяцев арендовали жилье в Варшаве. Большую квартиру арендовать не удалось, поэтому сняли две однокомнатных рядом.

– Каждая стоила по 5 тыс. злотых (1087 евро), то есть в месяц мы платили 10 тысяч злотых (2174 евро), – рассказывает Екатерина. – Теоретически трехкомнатную можно было арендовать за 7,5 тыс. злотых (1630 евро), но на практике ничего не получалось. Мы искали квартиру и сами, и через агентство – все бесполезно.

Во-первых, объявления об аренде дают и собственники, и риелторы. Владельцы не хотят, чтобы им звонили в рабочее время – потому что они работают. А риелторы наоборот – хотят, чтобы им звонили по телефону только в рабочее время. Кто из них кто – не ясно, на звонки и те и другие не отвечают неделями.

Во-вторых, на просмотр собирают десяток клиентов, все заходят в квартиру поочередно, смотрят, а владелец говорит: спасибо, я позвоню вам. То есть окончательное решение остается за хозяином.

В-третьих, сдавать жилье украинцам не очень-то хотят: боятся, что обманут или не будет денег для оплаты.

Риелторы работают странно. То неделями не берут трубку, то устраивают платные просмотры, к тому же встречи происходят исключительно в удобное для них время. Если ищешь жилье и работаешь, приходится постоянно отпрашиваться с работы.

– Однажды не смогли отпроситься и заранее предупредили риелтора, что не сможем прийти на просмотр. Так он сказал: "Заплатите мне 100 злотых, если хотите, чтобы я с вами работал дальше", - говорит Екатерина.

По семейным обстоятельствам семья должна была срочно переехать в небольшой Битом (примерно 285 км к югу от Варшавы), и там была своя история.

– Очередей на просмотры не было, но и квартир тоже не было. Я зашла на OLX, в городе предлагали 74 квартиры, из них трехкомнатных всего пять. Я написала всем, ответили двое. Одна квартира была совсем пустая, даже без плиты на кухне. Место расположения тоже не радовало – между кладбищем и крематорием. Вторая была полностью «убита». Времени не было, поэтому мы выбрали «убитую»: 2500 злотых (543 евро) в месяц плюс 3800 злотых (826 евро) залога.

На сайтах объявлений можно даже найти объявления о бесплатном жилье в Польше, в небольших городках. Но в больших городах - это почти нереально. Фото: olx.ua

Эстония: социальное жилье на корабле

  • Население: 1,37 млн
  • Количество украинских беженцев: 0,067 млн
  • Доля местного населения: 4,9%

Социальным жильем в Эстонии может быть не только социальная квартира или место в социальном доме, но и корабль. Несколько тысяч украинских беженцев в прошлом году открыли для себя жизнь, как писали в соцсети, «на кораблике» – пассажирском лайнере компании Tallink «MS Isabelle».

На лайнере действовали те же общие правила, что и в социальном доме. Беженцев пытались заселить так, чтобы семья жила сама в каюте, но если семьи были маленькими (1-2 человека), их объединяли в одной каюте. Впрочем, были и свои нюансы. Например, корабль заполняли, начиная с верхних палуб, потому что ниже третьей палубы – уже вода, там находиться психологически сложнее. Каюты с окном и балконом в первую очередь предоставляли многодетным семьям и семьям с маломобильными людьми. А дети носили на руке браслет цвета определенной палубы. Взрослые, когда видели ребенка, который находится не на своей территории, помогали ему вернуться назад.

Сейчас свободное не только социальное, но и вообще любое жилье можно найти только в маленьких городах. И это вполне понятно, ведь в Эстонии прибывших беженцев из Украины уже почти 5%. Крупнейшие города страны – Таллинн и Тарту – переполнены. Однако большинство украинцев все равно выбирают именно их, потому что там проще найти работу, а также лучшую инфраструктуру для детей.

Марина с двумя дочками более полугода жила в социальном жилье. В большом доме на окраине Тарту проживало 5 семей: каждой досталось по две комнаты плюс одна на всех гостиная, большая кухня, два санузла.

- К сожалению, общий язык мы так и не нашли, - говорит Марина. – Дети постоянно ссорились, мамы были на нервах: кто-то не помыл за собой на кухне посуду – и это уже скандал. Поэтому когда нам сказали, что в октябре нужно освободить дом, я сразу начала искать отдельное жилье. Нашла двухкомнатную квартиру в хорошем районе, и она для меня тоже оказалась «бесплатной»: аренду (600 евро) и коммуналку платят местные власти.

Так повезло не всем, ведь размер пособия зависит не только от состава семьи, но и от района города. Поэтому кому-то компенсируют все расходы на жилье, кому-то - треть или меньше, а кому-то - ничего.

Цены на аренду очень разные.

– Я, например, арендую однокомнатную квартиру за 230 евро в месяц плюс коммуналка, – рассказывает Оксана, проживающая в Тарту. – Это настолько дешево, что даже не верится. Моя знакомая арендует квартиру-студию за 450 евро в месяц, но и на такие цены большой спрос. В ее доме сдаются четыре почти одинаковые студии, и все заняты.

На пароме, конечно, жить романтично. Но это очень не удобно. Фото: instagram.com/tallink-ms-isabelle/

Ирландия: будут селить в палатках

  • Население: 4,96 млн
  • Количество украинских беженцев: 0,09 млн
  • Доля местного населения: 1,8%

С февраля 2022 года из Украины в Ирландию переехало около 91 тысячи временно перемещенных граждан Украины, из них почти 70 тысяч обратились за бесплатным жильем от правительства Ирландии. Об этом сообщает Консульский отдел Посольства Украины в Ирландии, отметив, что в стране продолжается кризис с предоставлением жилья временно перемещенным лицам.

«В летние месяцы количество прибывших из Украины возросло, определенную часть людей размещали в студенческих жилых помещениях, которые они должны освободить в ближайшие несколько недель. Из-за этого значительного дефицита ожидается, что для новоприбывших украинцев будут использовать палатки/тенты, в том числе для тех, кто проживал последние месяцы в студенческих общежитиях», - говорится в сообщении.

– Когда я рассказываю, что в Ирландии жилищный кризис, люди часто не верят, – рассказывает Нина Мищенко, которая сейчас живет в Дублине. – Говорят, повсюду сложно снять жилье. Но когда приезжают, удивляются: что вы не сказали, что его действительно нет. К тому же высокие цены: средняя стоимость аренды – от 2000 евро, комнату снять – от 800 евро. Арендовать без постоянного контракта и заработной платы украинцам почти невозможно. Контракт – минимум год.

По ее словам, жилья нет реально. По расчетам экономистов, в Ирландии не хватает более 250 тыс. квартир, а ежегодно сдают только 25-30 тысяч. Спрос на социальное жилье в разы больше.

- У ирландцев та же проблема, - продолжает Нина Мищенко. - Очереди по 100-200 человек на апартаменты – это норма. Чтобы получить хотя бы одно предложение на просмотр дома, люди иногда отправляют по 500-700 е-мейлов в день и не получают ответов. Решить проблему не поможет даже «знакомый ирландец»: более 120 тыс. местных бездомных живут во временном жилье от государства. Это обычные семьи, которые "не тянут" высокую арендную плату или их работа не считается арендодателем надежной или постоянной. Добавьте еще 91 тысячу украинцев и 30-40 тысяч человек с международной защитой. По оценкам, до конца года будет более 175 тыс. человек, которым негде жить. Поэтому, если вы или ваши родственники, друзья думают пересидеть возможные отключения света в Ирландии, лучше выбрать другую страну, где нет такой проблемы с жильем. Ехать можно, только если вы знаете, где будете жить долгий период.

Консульство Украины в Ирландии официально сообщило, что жилья для беженцев уже нет. Фото: facebook.com/ConsularSectionEMBIE

Германия: квартира выбирает тебя

  • Население: 84,4 млн
  • Количество украинских беженцев: 0,92 млн
  • Доля местного населения: 1,1%

В Германии лицам с низким уровнем доходов, к которым часто относятся и украинские беженцы, можно попытаться поискать так называемое социальное жилье, которое обойдется арендаторам на четверть, а то и треть дешевле. Украинские беженцы могут претендовать на социальное жилье, если у них есть разрешение на пребывание в Германии как минимум на год, получают социальную помощь и их годовой доход не превышает определенного размера. Обычно доходы не должны превышать 12 тыс. евро в год, но у конкретной федеральной земли могут быть свои правила и свои цифры.

Сразу нужно сказать, что жилья под аренду в Германии мало, а социального – еще меньше: в некоторых городах не более 6% спроса. Поэтому приходится искать обычное жилье, и это тоже огромная проблема.

- В Берлине квартиру не выбирают. В Берлине квартира выбирает тебя. Или нет, – делится своим опытом в соцсети Ирина Лисова. – Нет права на ошибку, нет места легкомысленному «я возьму пару дней на подумать». Ты или хватаешь единственный доступный дом, или ищешь месяцами. Для тех, кому горит, поиск квартиры – это полноценная работа фултайм.

Я была на "открытом" просмотре квартиры, когда время и адрес указаны в объявлении. Я слышала легенды об этих просмотрах по пятьдесят человек, но в душе думала, что это мне немного привирали. Но нет, все верно! Вереница желающих выстроилась на несколько этажей, а хвостик очереди вывалился на улицу. Желающих было не меньше сотни человек. Я была на "секретном" просмотре квартиры, которой еще не было на рынке, и даже там я была не сама!

Однажды мне сказали, что есть две свободные квартиры, пока я освободилась через пару часов, чтобы на них посмотреть, осталась одна. Причины этого загадочного феномена просты, как дверь: спрос превышает предложение. Владелец квартиры выбирает тебя так придирчиво (на руках нужно иметь кучу документов, если это не квартира по знакомству), словно вы "кровью" заключаете контракт на века (минимум на год). Когда квартира найдена, тебя ждет новый сюрприз. Как правило, квартиры окажутся немеблированными и полностью пустыми. Если повезет, кран будет на кухне и плитка. Все! Так принято, потому что люди снимают дом на годы и обставляют его по своему вкусу.

Ирина рекомендует воспринимать поиск квартиры как веселую лотерею, потому что если брать близко к сердцу, то, говорит она, нервный срыв гарантирован очень быстро.

– А в нашей квартире вообще нет ни люстр, ни лампочек – даже вывода на потолке нет, – добавила жительница Мюнхена Светлана. – И это за 1500 евро в месяц. Хорошо хоть розетки есть, поэтому купили пару торшеров и пару настольных ламп и радуемся, что уютно и есть крыша над головой.

Многоэтажек, например, в пригороде Берлина много. А вот свободных квартир – почти нет. Фото: Michael Gottschalk/Photothek via Getty Images)

Нидерланды: жилье без пола

  • Население: 17,78 млн
  • Количество украинских беженцев: 0,1 млн
  • Доля местного населения: 0,6%

В Нидерландах муниципалитет должен обеспечить беженцев жильем, пока они не смогут его снять самостоятельно. Но все же прежде всего предлагают остановиться у друзей или родственников или временно пожить в какой-нибудь семье, которая согласится принять. Сегодня в стране работают четыре больших регистрационных пункта, откуда людей направляют к месту, где они могут получить кровать, еду и медицинскую помощь. Однако на многое рассчитывать не стоит: социального жилья значительно меньше, чем желающих. Две знакомые семьи пожили неделю в отеле Амстердама и уехали в Польшу, потому что жить в Нидерландах за свой счет – это очень дорогое удовольствие.

Это не говоря о том, что, арендовав квартиру, скорее всего, придется делать в ней ремонт. Невероятно, но многие квартиры в стране сдаются без пола, и это просто невозможно объяснить. Конечно, о светильниках или мебели речь вообще не идет.

Семья Андрея арендовала квартиру с двумя спальнями и террасой в ближайшем пригороде Амстердама. Говорит, что до метро три минуты пешком, но станция метро находится в пределах Амстердама, а их дом административно – нет.

– Предыдущие обитатели старый линолеум действительно выбрасывают, новые кладут новый пол, зачем это делается – неясно, – рассказывает Андрей. – Нам повезло: мы арендовали квартиру в новом доме не только с ламинатом, но и с оборудованными ванной и кухней. Кровати и мебель покупали сами. Стиральную машину взяли в аренду – 23 евро в месяц.

Квартиру искали больше месяца. Большой проблемой стала собака. Европейцы на словах очень любят животных, но брать арендаторов с котом или собакой никто не хочет. К тому же в Амстердаме за домашних животных еще и налог приходится платить.

– Летом прошлого года, когда мы искали квартиру, был большой наплыв людей, – говорит наш собеседник. – На просмотрах жилья устраивали настоящие кастинги, владельцы квартир выбирали из 10-15 кандидатов. И это при том, что залог составляет арендную плату за три месяца. Наличные деньги не принимаются – все расчеты только безналичные. К тому же при аренде нужно предоставить действующий рабочий контракт с указанием заработной платы – владелец хочет быть уверен, что вы «потянете» его жилье.

Кстати, многие хотят жить в "волшебных" домиках в центре города, но там есть свои минусы. Во-первых, это огромная травматичность из-за высокой крутой лестницы. Во-вторых, безумные счета за отопление. Дело в том, что в историческом центре запрещено менять окна. «Родные» окна старые, не держат тепло, поэтому зимой за отопление приходится платить по 800-1000 евро, при этом в квартире 15 градусов. Некоторые ставят внутри еще один стеклопакет, чтобы его не было видно снаружи.

– Все, что связано с услугами, или очень долго, или очень дорого, – продолжает Андрей. – Например, начал капать кран, написали в обслуживающую фирму. Те попросили сделать видео. Через три недели пришел управляющий, все посмотрел, но ничего делать не стал – сказал, что он не сантехник. А сантехник пришел спустя еще два месяца. Или вот такой пример. В Ikea шторы с карнизом можно купить за 50 евро на одно окно. Если заказывать фирме, чтобы они пришли, все измерили и сделали по заказу – это уже 3 тыс. евро за окно. Поэтому наши люди едут в Ikea, покупают шторы, карниз и перфоратор и делают все самостоятельно.

Относительно цены за аренду, то первый год платили 1750 евро в месяц, сейчас – 1900 евро. Плюс 85 евро за обслуживание дома, 50 евро за интернет и 400 евро за коммуналку (вода, электричество, отопление). Показания счетчиков никто не снимает – просто раз в год производят перерасчет и возвращают переплаченное или выставляют долг. Андрей и его жена платят все сами, потому что работают.

Как видим, цены просто бешеные, однако Андрей считает, что с ценой им повезло. Могло быть значительно дороже и за худшее жилье.

В центре Амстердама красиво, но очень неудобно и дорого. Фото: Anthony Devlin/Getty Images

Теги по теме
Польща Германия Нидерланды
Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader