«Зерновой кризис» в отношениях Польши и Украины: анализ без эмоций
«Зерновой конфликт» между Украиной и Польшей, находящийся сейчас в стадии обострения, начался больше года назад, после того, как с целью поддержки экономики Украины во время войны с 4 июня 2022 года Евросоюз на год отменил все ограничения, в том числе пошлины, сборы, квоты и антидемпинговые меры, на импорт всех украинских товаров. В этом году отмену ограничений продлили еще на год, до 5 июня 2024-го. Это был очень мощный дружеский шаг ЕС, который, впрочем, понравился далеко не всем его членам.
После поступления на рынки ЕС украинских товаров недовольство стали выражать соседние Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия и Польша, и касалось оно в первую очередь отечественного сельскохозяйственного сырья, цена которого ударила по местным фермерам. Из-за массовых протестов в этих странах, их односторонних запретов украинского импорта и физического блокирования транзита из Украины Европейская комиссия вынуждена была ввести 2 мая 2023 года временные ограничения на 17 групп отечественной аграрной продукции. Уже 5 июня их количество было сокращено до шести, а с 15 сентября все запреты были официально отменены.
Украина со своей стороны обязалась ввести лицензирование экспорта в названные выше страны кукурузы, рапса, подсолнечника и пшеницы, и ставших основными раздражителями европейских рынков, причем механизм предполагает привлечение к процессу правительств стран-импортеров.
Правда, об установлении минимальных экспортных цен на эти культуры, о которых раньше упоминали руководители Минэкономики, сейчас речь не идет. Поэтому Венгрии и Польше принятых мер недостаточно, и они, несмотря на решение Еврокомиссии и вопреки правилам Всемирной организации торговли (ВТО), ввели полный запрет на импорт этих четырех культур из Украины, но на этот раз не запрещая их транзит по своей территории.
Если от Венгрии, еще и расширившей перечень «запрещенных» товаров до 25 позиций, в Украине никто ничего другого и не ожидал, да и ее внутренний рынок относительно небольшой, то подобное решение дружеской Польши, активно поддерживающей Украину все последние годы и особенно после начала полномасштабной войны, все же неприятно удивило многих. Хотя, учитывая последние события, этого можно было ожидать. Украина со своей стороны пошла на эскалацию и подала на Польшу и Венгрию жалобу в ВТО.
В украинском информационном пространстве по этому поводу звучат самые разнообразные мнения в диапазоне от «как украинцы смеют обижать друзей поляков, которые нам так помогают» до «как поляки смеют нарушать международные правила и обижать украинцев, которые защищают их от «русского мира». Мы же попробуем непредвзято проанализировать ситуацию, ведь речь идет прежде всего об экономике, политике и государственных интересах, а эмоции в этих вопросах совсем ни к чему.
Почему аргументы Польши по защите своих фермеров справедливы
Еще в начале этого года мы отмечали, что примерно половина нашей пшеницы идет на экспорт с дисконтом 40% по сравнению со средней рыночной стоимостью. Условия транзита не были соблюдены — наше зерно начало оседать на внутренних рынках стран-соседей. Дешевое украинское сырье снижает цены на соответствующую продукцию на польском рынке, заставляя польских фермеров порой работать с убытком. В Польше насчитывается около 1,3 млн фермерских хозяйств, которые дают работу и средства для существования миллионам ее граждан, а также обеспечивают продовольственную безопасность страны. Да, с учетом значительно больших урожаев Украина теоретически в состоянии прокормить Польшу, причем продовольствие стало бы даже более дешевым, но это была бы весьма условная выгода.
Банкротство польских фермерских хозяйств привело бы к экономическому кризису и росту уровня безработицы, чего польское правительство, очевидно, не хочет, особенно накануне выборов в Сейм.
У украинских производителей тут есть некоторые конкурентные преимущества, в частности, более плодородные земли и более дешевая рабочая сила. Большая фрагментация польских аграрных предприятий тоже является серьезной проблемой, ведь средняя площадь одной фермы составляет менее 10 га, а 70% из них имеют размер менее 5 га. Это приводит к высокой себестоимости продукции и относительно низкой конкурентоспособности польских аграриев.
В Украине есть еще более опасная крайность, ведь только официально земельный банк 120 крупнейших агропредприятий составляет почти 6,9 млн га пахотных земель, или 16,2% от всех 42,7 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Причем 2,9 млн га владеют десять наибольших агрохолдингов. Еще миллионы гектаров находятся в собственности через подставных лиц или дешево арендуются у частных собственников. Подобный масштаб производства обеспечивает низкую себестоимость продукции, но с учетом отечественной специфики ведения бизнеса создает очень мало рабочих мест в расчете на обработанный гектар из-за высокой степени механизации производства и приводит к истощению земель и снижению их плодородия. Небольших же фермерских хозяйств в Украине всего лишь около 45 тыс., то есть в 30 раз меньше, чем в Польше, в которой сопоставимое количество населения и только 12,5 млн га пахотных земель.
Именно агрохолдинги и являются основными поставщиками сельскохозяйственного сырья в ЕС, и конкурировать с ними мелким польским фермерским хозяйствам бывает очень сложно. Да и украинским тоже. Низкие удельные затраты позволяют агрохолдингам демпинговать и внутри страны, заставляя фермеров быстро и за бесценок продавать свою продукцию, в том числе и из-за опасения, что до весны следующего года, когда цены вырастут, ее уже могут уничтожить российские обстрелы в местах хранения, которых тоже уже сейчас не хватает. Проблема «сбивания» агрохолдингами цен на внутреннем рынке лишь обострилась во время полномасштабной войны, но существует она годами, и Минагрополитики вовсе не спешит ее решать. Причем продают свою продукцию селяне в основном тем же агрохолдингам или трейдерам, которые потом и ее по низкой цене поставляют на европейский рынок, подрывая его стабильность. Именно поэтому правительство Польши не просто имеет право, но и обязано защищать своих фермеров и продовольственную безопасность страны.
С учетом этого, возможно, для Украины оптимальной была бы модель, состоящая из нескольких сотен тысяч хозяйств площадью по 30—100 га, которые могли бы генерировать много рабочих мест и здоровую конкуренцию внутри государства, беречь плодородие земель и по разумным ценам продавать продукцию в ЕС, частью которого мы хотим стать уже в недалекой перспективе. Такой подход привел бы и к увеличению экспортных поступлений за счет более высоких цен, и к уменьшению объемов вывода из Украины доходов от экспорта путем продажи сырья собственным зарубежным офшорам, и к снижению количества проблем с возмещением НДС аграрным экспортерам. Но пока что у нас очевидный приоритет имеют агрохолдинги, интересы которых, в отличие от мелких фермеров, есть кому лоббировать.
Украина тоже имеет свои законные национальные интересы и должна защищать своих производителей
Впрочем, у Украины также достаточно аргументов в ответ. Тут тебе и поддержка производителей, какие бы они ни были, и экспортная выручка, непосредственно влияющая на макростабильность воюющего государства.
Конечно, мы надеемся на помощь партнеров, но, как и поляки, не можем позволить себе полагаться лишь на добрую волю других государств, поэтому обязаны всячески поддерживать собственное производство и реализацию отечественной продукции на основе справедливых рыночных принципов. Польша является членом ВТО и ЕС, следовательно, обязана выполнять правила, и то, что они иногда бывают невыгодными, не дает законных оснований этого не делать.
У них нет войны и экономического кризиса, порты Польши не заблокированы, их предприятия не подвергаются бомбардировкам и не вынуждены заниматься разминированием полей, иногда своими силами. Кроме того, только из бюджета ЕС сельскохозяйственные производители Польши ежегодно получают дотации на сумму от 2 до 4 млрд евро, польский бюджет также предусматривает подобную помощь. Так почему же польские фермеры не могут выдерживать конкуренцию и требуют полного эмбарго на определенные виды продукции?
Возможно, правительству Польши следует задаться этим вопросом, а не только обвинять украинское правительство и экспортеров в махинациях, хотя и не совсем необоснованно? Не отбрасывая того, что отечественные агротрейдеры могут очень свободно интерпретировать польские законы и нарушать установленные правила транзита продукции, поставляя ее на территорию Польши, отметим, что украинское зерно не телепортируется из украинских элеваторов на польские, и без добровольного участия польских покупателей и некоторых чиновников эти операции были бы невозможны. Вводя односторонние и не вполне рыночные запреты, польское правительство должно контролировать их выполнение на своей территории.
Также следует указать, что очень агрессивная риторика, в которой украинская сторона, как правило, выступает виновной, уже не впервые всплывает в Польше именно накануне выборов. Правые политики почему-то позволяют себе в популистской риторике использовать «украинский вопрос» и пытаются сделать Украину «девочкой для битья». Подчеркнем, что в Украине перед выборами ничего подобного в каких-либо существенных масштабах не происходит. Наверное, нашему государству не стоило бы подливать масла в огонь, подавая на соседей жалобу в ВТО, но и Польша сейчас не демонстрирует волю к урегулированию ситуации.
Так что хочется пожелать обеим сторонам притормозить и снизить свою риторику, уже 28 сентября начав искать реальный и взаимовыгодный компромисс на запланированной Еврокомиссией встрече координационной платформы. Поиск компромиссных решений в первую очередь требует подхода без эмоций. И у Польши, и у Украины есть понятные и справедливые основания для многих своих действий, но понадобятся и уступки в некоторых вопросах. Исправление своих ошибок, сотрудничество, здоровая конкуренция и искренняя дружба полностью отвечают национальным интересам обоих государств, и в итоге приведут их к процветанию и обретению лидерских позиций в регионе. А раздор между нами выгоден только нашим общим врагам.