Устаревшая методика.
Этот вопрос поднимался неоднократно, но каждый раз он разбивался о реальность: ведь к прожиточному минимуму привязано около полутора сотен различных выплат, поэтому повышение прожиточного минимума к уровню, который действительно обеспечит, как это и должно быть, - нормальное функционирование человека, сохранение его здоровья и удовлетворение социально-культурных потребностей, - понадобятся сотни миллиардов дополнительных бюджетных средств.
Сейчас, по подсчетам экономистов, реальный прожиточный минимум должен составить 6,5 тыс.
Но этот показатель у нас давно утратил свое первоначальное значение и превратился в условную единицу, рост которой не только помогает малоимущим, но и увеличивает зарплаты госслужащим, судьям, прокурорам, бюджетникам, повышает стипендии и штрафы.
И если понятно и справедливо, когда параллельно с ростом прожиточного минимума увеличивается, например, минимальная пенсия, то трудно понять логику привязки к прожиточному минимуму так называемой максимальной пенсии, которая составляет 10 прожиточных минимумов.
И, например, если бы сейчас ввели реальный прожиточный минимум, люди с минимальной пенсией получали бы 6,5 тыс.
грн, а с максимальной - 65 тысяч.
"Сейчас прожиточный минимум рассчитывается еще по методике, утвержденной в 2000 году.
Хотя после и вносились небольшие изменения.
Это перечень определенных товаров и услуг как индивидуальных, так и семейных, очень субъективных.
Идет время, меняются наши предпочтения, первоочередные потребности "В 2000 году мало кто имел телефон, сейчас он есть у каждого.
Поэтому раз в 5 лет должны перечисляться товары и услуги.
Очень трудно сказать, сколько и в чем именно человек нуждается.
Сегодня фактический прожиточный минимум заложен в корзину того времени (2000 года), но в ценах сегодняшнего рынка, вдвое превышающих официально утвержденный прожиточный минимум.
Официальный прожиточный минимум, на котором базируются все минимальные государственные гарантии, занижен вдвое", - пояснила завотделом исследования качества жизни Института демографии и социальных исследований имени М.
Птухи НАН Украины, доктор экономических наук Людмила Черенько в эфире Украинского радио.
По ее словам, эта бездна между ценами начала расти с 2008 года.
На сегодняшний день существует 296 позиций товаров и услуг индивидуального (продукты питания, товары гигиены) и семейного потребления (мебель), которые должны быть заложены в прожиточный минимум.
Но тот минимум, который утверждают в бюджете – условная цифра, исходящая из возможности бюджета.
К слову, потребительская корзина – это та же интерпретация прожиточного минимума.
Сама методика устарела и перечень товаров и услуг тоже давно нуждаются в обновлении.
Потребительская корзина предусматривает для одного человека приобретение одной подушки на 15 лет, брюк - на 4 года, 6 пар трусов и 10 пар носков в год, рулон туалетной бумаги в месяц.
Из продуктов питания в корзину добавляется кофе в зернах 500 гр, 95 кг картофеля, 2 кг маргарина и 24 кг сахара в год, а также 6 кг мяса и 20 яиц в месяц.
Расходы на мобильный телефон в потребительской корзине не заложены.
Базовый доход семьи.
Для того, чтобы действительно помочь малоимущим украинцам, в Кабмине планируют ввести новую унифицированную гарантированную социальную помощь именно нуждающимся.
"По нашим данным, реальный прожиточный минимум составляет более 6 тыс.
Что мы хотим сделать, чтобы его отвязать от этих отягощенных факторов, которые на сегодняшний день не позволяют его реально увеличивать? Просто переформатируем нашу помощь по бедности таким образом, чтобы это не было привязано к этому прожиточному минимуму, а наоборот, к определенному базовому доходу семьи, который мы гарантируем на каждого члена семьи", - сказала министр соцполитики Оксана Жолнович в интервью агентству Интерфакс-Украина.
По ее словам, этот законопроект уже прорабатывают в центральных органах исполнительной власти, и есть надежда на скорейшее представление его на рассмотрение в Верховную Раду.
Тогда этот базовый доход может быть введен даже в следующем году.
"Приблизительно такой это будет выглядеть.
Базовая величина для первого члена семьи составляет 100% и равна, скажем, тех же 6 тыс.
грн, потому что если он или она живут сами, то должны тратить средства на все базовые нужды.
Если есть семья из трех человек - мама, папа, ребенок, то мы говорим, что первый должен точно иметь 100%, второму мы посчитаем 70%, если это ребенок, то это, конечно, 100%, потому что на ребенка расходы будут немного больше, если это лицо с инвалидностью, также 100%, если это лицо пенсионного возраста, но у него низкая пенсия, это также 100%", - отметила министр.
И добавила, что потом составят все, что получает семья.
Если в сумме не будет базового дохода на каждого, разница будет покрываться унифицированной социальной помощью.
Если введут этот новый вид помощи, то прожиточный минимум будет переформатирован в показатель для разных привязок - штрафов, алиментов и т.
Но все это будет решаться позже.
Что касается тарифов, то в Кабмине отмечают, что инициатива по либерализации рынка газа и электроэнергии обсуждается в рамках недавно предоставленных США предложений.
При этом не забывают и о малообеспеченных гражданах.
То есть правительство должно дать возможность компаниям повышать тарифы на электроэнергию и газ, но предоставлять субсидии тем, чьи платежи на коммуналку превышают 15% от заработка.
"Да, мы уже к этому готовы.
Мы уже разработали цифровой инструмент, который с ноября полноценно заработает", - сказала министр соцполитики в эфире телемарафона "Единые новости".
По ее словам, украинцы о праве на субсидию будут извещаться автоматически, тем, кто получал эту помощь от государства, никуда ходить не нужно.
В Кабмине считают, что средств на субсидии в бюджете хватит - на эти нужды на 2024 год заложено 50 млрд.
Галина Гирак.