Перезагрузка культурных стереотипов. О чем поют картины
-
© Ковчег "Україна"
© Ковчег "Україна"
© Ковчег "Україна"
© Ковчег "Україна"
© Ковчег "Україна"
© Ковчег "Україна"
© Ковчег "Україна"
© Ковчег "Україна"
Львовская писательница и издатель Ярина Винницкая — натура неугомонная.
Таким много нужно. Такие умеют брать и... издавать. В следующем месяце должен стать реальностью роскошный фотоальбом «Українське мистецтво XIV–XXI століть з музейних та приватних збірок». В «сім’ї вольній, новій» украинцы остаются несгибаемыми, энигматичными, самодостаточными, если даже на десятом году войны глубоко занимаются национальной культурой, утверждая свою идентичность. В этом есть нечто сакральное. Так звучит наш свободный дух, ищутся новые смыслы.
Это не первый проект, которым занимается Ярина Винницкая и основанная в 2016 году национальная артплатформа «Ковчег «Україна». Их цель — системная популяризация украинского культурного наследия. Живой интерес у читателя вызвали легендарные артбуки «Ковчега» — «Скриня. Речі Сили», «Ковчег «Україна», детские книги «Наречена», «У країні сирних коників», «Школа Різдва». И вот новый masterpiece.
В эксклюзивном интервью ZN.UA Ярина Винницкая рассказала: «Мы представляем проект уникальный. Это виртуальная и печатная галерея украинского профессионального искусства от русских икон XIV века до гениев современности. Собрано около 500 шедевров из музейных и частных коллекций: сакральное искусство Руси-Украины — Илья Бродлакович, Иван Руткович, Иов Кондзелевич, барочные скульптуры мистического Ивана Пинзеля, самобытная живопись Сергея Васильковского, Ивана Труша, Олексы Новаковского, Елены Кульчицкой, Маргит и Романа Сельских, Леопольда Левицкого, графика Георгия Нарбута и Богдана Сороки, скульптурный взрыв мирового масштаба Александр Архипенко и наш гениальный современник Роман Петрук».
Особенно сегодня, во время полномасштабной войны, когда мир внимательно всматривается в Украину, не хочется выглядеть страной с размытой идентичностью, которая никак не придет в себя от колониального ига. Вместе с тем будем откровенны: ни сами украинцы, ни зарубежная аудитория почти не знакомы с культурным наследием одного из самых больших в Европе государств.
Именно поэтому артплатформа «Ковчег «Україна» и фотоальбом «Українське мистецтво XIV–XXI століть з музейних та приватних збірок» имеют цель перезагрузить культурные стереотипы об Украине, продемонстрировать масштаб нашего национального наследия, открыть публике известные узкому кругу специалистов уникальные артефакты и забытые имена художников. По большому счету это важная частная инициатива: помочь воюющему государству сформировать образ новой Украины — не только героической победительницы, но и страны высокой культуры и самобытного искусства.
Было же когда-то иначе. В 1926 году, после громкой выставки в парижской арт-галерее Bing на улице Шоша, где были представлены работы Олексы Глущенко, Александра Архипенко и других, влиятельный арт-критик Луи Воксель в восторге написал: «Молодая украинская колористика завоевала Париж».
Каким бы страшным ни был мир, он живет цветом.
Когда работаешь с таким массивом культурных ценностей, нужны настоящие специалисты, опытные консультанты. И Ярина Винницкая говорит дальше: «Мы реализовываем проект со Львовским институтом коллекционирования, Национальным музеем имени Андрея Шептицкого во Львове, Национальным художественным музеем в Киеве при поддержке Украинского культурного фонда. В нашей виртуальной галерее представлены музейные шедевры наряду с лучшими произведениями из закрытых частных коллекций, впервые доступных для публики. Особый акцент коллекции — львовская школа живописи: кураторы, составители, коллекционеры проекта — львовяне. Таким образом Украина откроет другой Львов — не только чашку кофе или блюда из «Реберні», но и Романа Сельского, Карла Звиринского, Олексу Смех-Шатковского, Богдана Сороку.
Конечно, можно пенять на азиатчину Московии, уродливый царизм или тупую совдепию, — это сил не добавляет. Нужно самим украинцам начать профессиональные студии, переосмысливать остатки российских нарративов, рассматривать российскую культуру как оккупационную, а украинскую — как постколониальную. Собрав определенный капитал имен на международной арене, объединенные артплатформой «Ковчег «Україна» энтузиасты начали спецпроект под хештегом #деколонізація. В этом разделе сайта помещены размышления искусствоведов, писателей и философов по широкому кругу тем. А это — Евгения Гавришенко, Юрий Винничук, Юрко Прохасько.
Кроме онлайн-галереи и спецпроекта #деколонізація, готовится серия современных очерков об украинских художниках. «Ковчег «Україна» уже принял на борт известных искусствоведов: Диану Клочко, Оксану Левицкую и других. Особым подарком для почитателей будет цикл из четырех видеолекций от Дианы Клочко: об украинской иконе, Шевченко-живописце, украинском авангарде и львовской школе живописи, которые преподаются на YouTube-канале «Ковчег «Україна». Для гурманов десертом станет слайд-шоу шедевров украинской живописи и анимированные полотна наших гениев от видеографа Мирослава Стецкого. Кульминацией проекта будет печатное издание — большой подарочный фотоальбом «Українське мистецтво: живопис, графіка, скульптура» — и книжечка для детей с иллюстрациями Екатерины Дендюк об украинских художниках, где по QR-кодам можно будет рассмотреть их картины.
У каждого из обозначенных проектов — своя миссия; вместе они составляют мультимедийный взгляд на украинскую культуру как явление необъятное, поскольку до конца не осознанное. По совету старых мастеров, скажу: смотрим на каждую национальную картину как на песню, потому что живопись — это музыка без слов. Простой пример из прошлого. Когда в 1917 году черниговчанин Олекса Грищенко стал активным членом творческого объединения «Мир искусства», он молча согласился с коллегами во главе с Николаем Рерихом, которые центральным источником красоты видели... личность творца: «Именно он, художник, должен нас ввести в свое царство, показать ясно, реально те образы, которые без него закрыты нам».
Прошло буквально два года творческих поисков. В конце концов, всегда все заканчивается поисками самоидентификации, и украинский художник предложил свое художественное направление — динамоцвет (цветодинамос). Так летом 1919 года на Большой Дмитровке, 11 в Москве в рамках ХІІ Государственной выставки зритель увидел, кажется, первый творческий задел художественной деколонизации от двух украинских художников — Олексы Грищенко, произведения которого вы увидите в новом печатном артбуке, и Александра Шевченко.
Появилось вполне самостоятельное явление в национальном авангарде Советской России, творческое кредо которого — «тектонический примитивизм» — спрессовывалось к побуждению: «Мы, кто стремится к цели большой живописи, заявляем: концепции кубизма и футуризма нами изжиты; дальше работать в тех манерах — значит, эпигонировать. Прикладничество любого пошиба и направления нами отвергается. Бытопись, повествование, просветительский психологизм, мистика отрицаются. Картина, выражение, живописный порядок, дух художника, его чувства и такт как начало и конец нашего творчества — это первородная идея искусства, которую мы называем станковой... Живопись — наша стихия. Примитив — наше выражение. Динамос — наше сознание».