Новации для вузов: меньше студентов, без заочников и с дистанционкой
Новации для вузов: меньше студентов, без заочников и с дистанционкой

Новации для вузов: меньше студентов, без заочников и с дистанционкой

Найти собственную траекторию.

Кабмин уже зарегистрировал в Верховной Раде законопроект № 10177 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о развитии индивидуальных образовательных траекторий и совершенствовании образовательного процесса в высшем образовании".

"Изменения в системе высшего образования давно назрели.

Об этом говорят студенты и преподаватели, руководители ЗВО и работодатели.

Мы видим это на примере украинцев, получивших высшее образование, но никогда не работавших по специальности.

Потому что ошиблись в выборе или вообще в нем не нуждались.

Другие же после окончания ЗВО вынуждены получать еще какое-то неформальное образование, чтобы в конце концов получить профессию и найти работу.

Мы можем отрицать это, но настоящая ценность высшего образования в Украине снизилась, поэтому откладывать изменения на потом уже просто невозможно.

Поэтому мы хотим, чтобы качественное образование стало ключом к трансформации страны", - отметил министр образования и науки Оксен Лисовой.

По его мнению, предложенный к рассмотрению в парламенте законопроект будет способствовать развитию индивидуальных образовательных траекторий студентов и совершенствованию учебного процесса в высшем образовании.

После принятия законопроекта Верховной Радой соискатели образования будут иметь больше возможностей самостоятельно выбирать свой путь в учебе, формировать индивидуальный учебный план и регулировать сроки обучения.

Выбор специальности - во время учебы.

Что касается продолжительности обучения, то каждый студент сможет регулировать это сам.

По предложению законопроекта, годовая нагрузка на дневной форме обучения составит 30-80 кредитов ЕКТС (Европейской кредитной трансферно-накопительной системы, по которой количественно, в кредитах, оценивают образовательные программы, дисциплины, академические нагрузки и т.

п.), где один кредит - это 30 академических часов.

Такая вариативность годовой учебной нагрузки позволит студентам самостоятельно решать, как распределить количество кредитов в течение их срока обучения.

"Например, 240 кредитов можно будет усвоить за 4 года, по 60 кредитов в год (как сейчас), или, выбрав большую нагрузку, по 80 кредитов, и завершить бакалаврскую программу за 3 года.

Можно будет и наоборот - выбрать меньшую нагрузку на больший срок.

С одной стороны, такая гибкость приблизит украинскую систему высшего образования к европейским стандартам, а с другой - будет способствовать субъектности студентов, ведь они будут иметь больше свободы и независимо будут принимать решения относительно темпа обучения и выбора дисциплин", - объясняет пресс-служба Минобразования.

Авторы законопроекта считают, что упрощение требований стандартов высшего образования в части обязательных компонентов усилит автономию ЗВО.

Государство должно обеспечить стандарты в регулируемых специальностях и автономию в нерегулируемых.

Поэтому предлагается ужесточение требований стандартов для регулируемых профессий путем уменьшения минимального выборочного компонента обязательных предметов с 25% до 10%.

Для нерегулируемых специальностей же наоборот - минимальный процент выборочных курсов остается на уровне 25%, но из-за ослабления требований в стандарте поощряется увеличение избирательности значительно больше минимума - до 50%.

Законопроект также предлагает расширение возможностей для внедрения междисциплинарных программ на бакалаврском уровне.

На таких программах соискатели образования смогут сначала поступить в отрасль (программу, включающую группу специальностей), а затем, сориентировавшись во время учебы, выбрать специальность или специальности после 60-120 кредитов ЕКТС.

Выбор зависит от программы, которую предлагает ЗВО.

Нормы закона нацелены и на повышение качества образования дневной формы обучения, устанавливая минимальный объем учебных занятий по одному кредиту ЕКТС.

Следовательно, для бакалаврского уровня аудиторных часов в одном кредите будет не менее 10 (из 30) и не менее 8 часов (из 30) для магистерского учебно-научного уровня.

Остальное время будет отводиться на самостоятельную работу.

В отличие от заочной и вечерней, дистанционная форма не требует регламентации, а студенты могут самостоятельно выбирать время и место для занятий в рамках графика обучения.

Еще с начала пандемии COVID-19 и полномасштабного вторжения заочная и вечерняя формы получения образования фактически утратили актуальность, трансформировавшись в дистанционную.

Именно поэтому с 2024 года предлагается отказаться от оставшихся со времен СССР заочной и вечерней форм обучения и перейти к понятной в ЕС дистанционной форме.

Однако студенты, которые сейчас получают образование по вечерней и заочной форме, смогут закончить свои программы в таком же формате.

К слову, по данным Госстата, на начало 2022-2023 учебного года всего в вузах было 1 053 770 студентов, из них на дневной форме обучались 797 598 человек, на заочной - 252 963, на вечерней - 1 374.

Бюджетников станет меньше.

Еще одно важное изменение коснется госзаказа, то есть обучения за счет государственного бюджета.

"Этот законопроект заходит как один из элементов более масштабной реформы, которая будет менять в целом систему бюджетного финансирования высшего образования.

Сегодня имеем такую ситуацию, что человек является контрактником или бюджетником.

Речь идет о том, что государство платит 0% или 100% за его обучение.

И это достаточно проблематичная вещь, потому что она не очень справедлива во многих случаях", - отметил замминистра образования и науки Михаил Винницкий в эфире Громадского радио.

По его словам, в дальнейшем мы будем говорить о грантовой учебе.

"Один из следующих элементов - изменения в системе бюджетного финансирования высшего образования.

У нас бюджетников станет меньше, но государство будет доплачивать контрактникам через так называемые гранты.

Это означает, что студент будет получать, возможно, частичную поддержку.

Формально он или она будет считаться контрактниками, но государство может платить 80% или 90% за этот контракт", - пояснил замминистра.

Однако, добавил он, как именно из бюджета будут доплачивать контрактникам, каким будет размер этих грантов, и кто все-таки будет учиться на бюджете, должны прописать в следующем законопроекте, который планируют презентовать в ноябре.

Галина Гирак.

Теги по теме
реформа
Источник материала
loader
loader