Нашей стране для победы в войне против России нужны передовые технологии и современные вооружения - об этом заявил главнокомандующий Вооруженных сил Украины Валерий Залужный в нашумевшем эссе, опубликованном в журнале TheEconomist. Значительная часть таких технологий и вооружений мы получаем от наших союзников, но их, честно говоря, пока недостаточно, о чем также сказал генерал Залужный. При этом Украина тоже способна производить высокотехнологичное оружие, в частности, БПЛА, без которых ведение войны в XXI веке невозможно. В этом смог убедиться корреспондент "Апострофа", который понаблюдал за запуском новейшего разведывательного комплекса Leleka LR и ознакомился с его военно-техническими возможностями.
"Глаза" для ВСУ
"Три... Два... Один...". Оператор делает несколько шагов назад, натягивая резиновый трос. Почти незаметное движение, и серебристая "птичка" с тихим жужжанием поднимается в воздух, через несколько секунд она исчезает за холмом.
"Сейчас объявлена воздушная тревога по всей Украине, - говорит сотрудник центра обучения пилотов БПЛА, позывной "Орфей". - Так что ему придется выполнять задачи в условиях работы наших средств РЭБ, подавления сигнала GPS и других помех. Однако у "птички" есть встроенная программа полета и, в случае потери связи с оператором, должна вернуться в точку старта".
Именно так, в условиях максимально приближенных к боевым, в полях на востоке Украины продолжаются испытания нового комплекса аэроразведки Leleka LR. В этот раз производители решили показать работу новейшей техники журналистам, среди которых оказался и корреспондент "Апострофа".
Пока беспилотник борется с недружественными обстоятельствами где-то вне поля зрения, "Орфей" рассказывает о его характеристиках и возможностях. "Самолетик" может держаться в воздухе в течение четырех часов, двигаясь со скоростью до 70 километров в час. Гарантированная дальность полета составляет 240 километров, и он может держать надежную связь с пультом управления на расстоянии до 90 километров. Максимальная высота полета – 2000 метров.
"Технически он может подниматься и на высоту до 3000 метров, - добавляет "Орфей". - Однако необходимости в этом нет. Так что высота полета ограничена программно. Этого вполне достаточно для выполнения всех задач, для которых предназначен комплекс".
Также новая "птичка" получила подвижные элементы крыла, аналогичные тем, какие есть у настоящих больших самолетов. Это позволило значительно улучшить ее маневренность в полете по сравнению с моделями, которые имеют цельное крыло.
"Вращая элероны, можно значительно ускорить набор высоты, - рассказывает оператор комплекса, позывной "Кот". - Например, если на маршруте встречается враждебная установка РЭБ, то беспилотник может быстро подняться и облететь "купол" препятствий сверху. А при посадке такие крылья позволяют вдвое сократить длину посадочной полосы, благодаря чему гораздо легче выбирать места для работы" .
Летательный аппарат оборудован камерой с 25-кратным оптическим увеличением и 4-кратным цифровым. Таким образом максимально камера может увеличивать изображение в 100 раз. Блок камеры имеет гироскопическую стабилизацию и систему удержания объекта, что позволяет получать качественное и устойчивое изображение. Вместе со специальным программным обеспечением на пульте управления эта система позволяет надежно удерживать обнаруженную движущуюся или неподвижную цель в центре кадра. В комплект также входят блоки, оснащенные инфракрасными камерами, что позволяет осуществлять разведку в темное время суток.
В состав разведывательного комплекса Leleka LR входят три БПЛА, радар, а также пульт управления, оборудованный компьютерами, с которых оператор осуществляет управление и на которых может видеть изображение объектов наблюдения. Также в комплект входит набор необходимых запчастей и два ящика, в которые все это упаковывается. Для его перемещения достаточно микроавтобуса или пикапа.
Особое внимание при проектировании комплекса было уделено легкости и скорости его развертывания. Это критично важная характеристика для военной техники. Ведь враг осознает важность средств аэроразведки и целенаправленно охотится за операторами. И для того, чтобы избежать прилета, они должны, прибыв на место, очень быстро развернуть комплекс, а, выполнив задание, немедленно собраться и уехать.
"Техническое решение комплекса позволяет очень быстро собрать летательные аппараты, - говорит "Орфей". - Для этого не нужны вообще никакие инструменты. Все части присоединяются друг к другу с помощью защелок. Оператору нужно только нажимать кнопки. Благодаря этому время развертывания комплекса очень короткое. С момента приезда на место до момента, когда беспилотник поднимается в воздух, проходит не более 10 минут. А хорошо тренированные экипажи укладываются и в 9 минут".
Фото: "Апостроф"
Тем временем, снова послышалось знакомое жужжание: в небе появился крохотный "самолетик", который начал снижаться, описывая круги над полем. Однако он там был не один. Невдалеке сотрудники учебного центра заметили еще один беспилотник. Установить его модель и принадлежность с большого расстояния было непросто, однако по силуэту специалисты предположили, что это может быть российский "Орлан". Так что пребывание на данном месте было решено максимально сократить.
Через минуту "птичка" совершила мягкую посадку на траву. и операторы комплекса получили возможность на практике продемонстрировать мобильность комплекса. Не прошло и 10 минут, как ящики оказались в микроавтобусе, и он покинул место событий. Не замедлили отправиться следом и журналисты вместе с представителями компании-производителя и сотрудниками учебного центра.
"Теперь, если в это место и прилетит "Искандер", то россияне только напрасно потратят 3 миллиона долларов", - шутит "Орфей".
Под "зонтиком" НАТО
Разведывательный комплекс Leleka LR (с английского long range – дальнобойный) является более продвинутой версией хорошо знакомого Силам обороны разведывательного комплекса "Лелека-100", который спроектировала и производит украинская компания DeViRo. Однако, как можно догадаться по названию, он уже не является исключительно украинским продуктом. Производит комплекс Leleka LR украинско-чешская компания UAC.
"Враг прекрасно осознает важность таких разведывательных комплексов, - рассказывает операционный директор компании Кирилл Заболотный. - Поэтому за нашими людьми и производственными помещениями ведется постоянная охота. Поэтому производство нового комплекса было решено перенести за границу. В Чехии нашелся инвестор, который вызвался вложить деньги в совместное предприятие. Вместе с ним было основано совместное предприятие UAC".
По его словам, в Чехии есть возможность не только безопасно осуществлять сборку комплексов, но и при необходимости быстро масштабировать производство. В то же время, производство комплекса "Лелека-100" и дальше будет оставаться в Украине.
В связи с тем, что новый комплекс производится на территории страны НАТО, он адаптирован к стандартам блока, поэтому может быть принят на вооружение не только в Украине.
"Конечно, получение разрешения на поставку военной техники – очень долгая и сложная бюрократическая процедура, – говорит Кирилл Заболотный. – Но у нас есть содействие со стороны правительств Чехии и Украины, поэтому надеемся, что скоро все необходимые документы будут оформлены".
К Leleka LR уже проявило интерес одно из государств-членов НАТО, впрочем, экспорт в другие страны рассматривается предприятием скорее как дело на будущее: " Сегодня самая главная для нас цель – полное обеспечение потребностей Сил обороны. И только если мы выполним все заказы из Украины, и у нас останутся свободные производственные мощности, можно будет рассмотреть поставки в другие страны".
По мнению Заболотного, настоящее время для экспорта комплексов настанет после войны.
"Вооружения, которые сегодня создаются в Украине, проходят испытания в жесточайшей войне ХХІ века, и после ее окончания спрос на эти вооружения будет очень высоким. Это позволит нам выйти со своими изделиями на мировой рынок", - сказал он.
Потому что мы пилоты
Нынешняя война, как известно, в значительной степени является соревнованием технологий. А они не работают сами по себе. Ведь для того, чтобы сложная техника работала, нужен специально обученный персонал, который умеет не только ею пользоваться, но и достигать максимального результата.
Поэтому для того, чтобы подготовить максимальное количество квалифицированных пилотов для Leleka LR, производитель создал специальный Центр подготовки, где уже проходят обучение будущие операторы новых комплексов.
Однако налаживание работы центра проходит не без проблем.
"Генеральный штаб регулярно направляет к нам военнослужащих для прохождения обучения, - говорит начальник Центра подготовки пилотов, позывной "Азраил". - Однако он не может заключать контракты на подготовку специалистов. Это - функции Министерства обороны и Министерства образования. Но они предпочитают размещать такие заказы в государственных учебных центрах, поэтому мы фактически готовим специалистов для Вооруженных сил за свой счет".
При этом, по мнению инструктора, обучение непосредственно в компании производителя имеет определенные преимущества над государственными учреждениями. В данном случае они могут получить знания от людей, которые непосредственно принимали участие в создании комплексов и досконально знают все тонкости работы на них и технического обслуживания.
Фото: "Апостроф"
"К тому же, следует иметь в виду, что при обучении техника неизбежно ломается, - говорит "Азраил". - Неопытные пилоты часто неудачно приземляют беспилотники или совершают ошибки в управлении. При этом ремонт может обеспечить только компания-производитель. Государственному центру для того, чтобы починить поврежденную "птичку", нужно написать заявку и направить ее нам. Все формальности вместе с ремонтом могут занять несколько недель, в течение которых учебный центр имеет недостачу в технике".
Конечно же, в учебном центре производителя курсанты тоже ломают беспилотники ничуть не меньше, чем в государственном. Однако здесь ремонт проходит гораздо быстрее и без лишней бюрократической волокиты. Благодаря этому учебный процесс полностью обеспечен техникой, и пилоты на момент выпуска имеют достаточно большое количество часов налета, что обеспечивает им возможность по возвращении в свои части качественно выполнять боевые задания.
При этом срок обучения в этом центре короче, чем в государственных учреждениях, поскольку курсанты не изучают сопутствующие военные дисциплины, а сосредотачиваются исключительно на освоении работы с разведывательными комплексами.
Особенно ускоряется обучение в случае, если у оператора уже есть опыт работы на аналогичной технике.
"Я уже работал с комплексом "Лелека-100", поэтому основные принципы пилотирования мне были известны, - рассказывает курсант, позывной "Зум". - Поэтому уже за две недели обучения и тренировок мне удалось освоить работу на Leleka LR".
Компания-производитель заинтересована в том, чтобы ее техника использовалась максимально эффективно и показывала хорошие результаты. В первую очередь, это приближает победу на фронте. А дополнительно еще и становится хорошей рекламой для ее продукции.
"Поэтому мы готовы значительно расширить подготовку квалифицированных пилотов, - говорит "Азраил". - Однако обеспечение курсантов всем необходимым, зарплата инструкторов, техническое обеспечение и другие функции центра требуют средств. А собственные финансовые возможности компании ограничены. Поэтому мы надеемся на то, что все же удастся преодолеть бюрократические преграды и получить государственный заказ на подготовку специалистов. Это пойдет на пользу всем сторонам, и, в первую очередь, ВСУ, которые получат квалифицированных разведчиков".