19 мая, воскресенье
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Не знали, что у IT-индустрии есть душа: как создавался фильм Первый код и почему его стоит посмотреть
Не знали, что у IT-индустрии есть душа: как создавался фильм Первый код и почему его стоит посмотреть

Не знали, что у IT-индустрии есть душа: как создавался фильм Первый код и почему его стоит посмотреть

Продюсер фильма Первый код Владислав Савченко рассказал, почему это кино стоит внимания зрителей, и поделился историями поиска ІТ-компаний, которые изменили мир технологий. Также он рассказал об отзывах людей, которые впервые увидели украинский фильм об ІТ в Кремниевой долине.

Эксклюзивное интервью с Владиславом Савченко

— Как возникла идея фильма Первый код?

— С 2020 года мы активно строим наше ІТ-комьюнити EASE в Украине и Европе, и одна из наших основных целей — это продвижение украинского ІТ-бренда, украинских ІТ-компаний в мире, чтобы о нас узнало как можно больше людей и мы могли качественнее взаимодействовать с мировыми центрами ІТ-технологий.

Сейчас смотрят

Поэтому мы с командой начали искать информацию, где можно было бы найти все в одном месте, когда ты представляешь Украину или украинские ІТ-компании. Такого мы не нашли, потому у нас сформировалась идея, что надо снять кино об украинском ІТ. Для нас это была прикольная авантюра, поэтому мы начали снимать. Никто не знал, что это такое, что надо делать, но мы захотели рассказать эту историю в ярком и интересном кадре, чтобы индустрию мог понять каждый.

Я считаю, что у нас это неплохо получилось, но проект очень изменился от самого начала до конца, это совсем другое настроение. В 2021 году, когда мы начинали съемки, были только интервью, а в 2023-м — уже почти голливудское кино с крутой цветокоррекцией, с крутым звуком. Это прикольная игра актеров, яркие истории и все построено на том, чтобы зрители услышали реальные факты и истории реальных людей, очень трогательные и интересные.

— Где и как искали истории, что вошли в фильм?

— Искали по знакомым и открытым источникам, смотрели все яркие кейсы, которые восходили на небосклоне вокруг украинских проектов, мощные ІТ-медиа, пересмотрели весь YouTube, искали истории по зарубежным медийным платформам и выбирали для себя самые яркие. 50% компаний, которые мы отсняли, попали к нам с помощью теплого контакта и рекомендаций. А вот другая половина…

Мы прошли все пути — от входящей канцелярии до СЕО или фаундера, со всеми преградами и объяснениями, что это за проект, почему он важен и почему его надо снимать. Начало было очень напряженное, а потом к нам поступали десятки заявок, люди хотели поучаствовать в проекте. Но наше кино, к сожалению, не может вместить все истории, потому что мы и так отсняли 50 часов контента, и очень трудно было сформировать из него 1,5 часа фильма, чтобы он был яркий, понятный и интересный каждому. Поэтому остались даже компании, которые обиделись на нас из-за того, что мы не сняли их в проекте.

— Расскажите подробнее, чьи истории легли в основу фильма?

— Вообще начало ІТ-индустрии положили аутсорсинговые компании, которые начинали действовать во время развала СССР. Огромную долю этих историй составляют компании Softserve, Eleks, NIX, которые начинали продавать в Европу и Америку свою разработку, свой код, свои проекты и продукты.

Но это было суперсложно в 1990-е, потому что получать заказы и передавать их было не так просто, не было таких приложений как Skype, ZOOM, Google Meets. Надо было лететь на встречу и договариваться, потом лететь подписывать контракт, потом передавать дискетой код, чтобы его проверили, потом оплатили. Все это была сверхсложная история, которая сдвинула ІТ-индустрию с мертвой точки, и таких историй – огромное количество.

Например, Softserve — эта компания после курсов получила от американцев первый тестовый заказ, потому что тем понравилась их выпускная работа. Им дали первое тестовое задание от General Electric, чтобы они разработали какой-то небольшой soft. Представьте себе, это какой-то 93-й или 94-й год, и тут вы получаете заказ от крупнейшей в мире компании, когда ваша состоит всего из трех человек. Это то же самое, что сейчас соберутся два студента, у которых будет идея создать компанию, и первый заказ — разработать веб-сайт для нового продукта — им, например, даст компания Apple. Вот это уровень!

И такими историями пропитан весь фильм. И о взаимоотношениях между компаниями, разных локациях, и как параллельно очень быстро развивались харьковский ІТ-сектор и львовский ІТ-сектор. Они между собой то конфликтовали, то дружили, и это была своеобразная конкуренция между городами.

Она поощряла компании расти быстрее, обучать людей, потому что в начале специалистов, которые могли идти по специальности, было не так много, в компании попадали математики, инженеры и даже музыканты. Их быстро обучали, и они становились разработчиками кода, инженерами и так далее.

Фото: кадр з фільму Перший код

Таких историй в фильме много — как это происходило, почему, как ездили продавать во Францию, не зная французского, как продавали в Америку, не будучи в Америке, как перевозили код, как люди переезжали и шли ва-банк и пытались построить бизнес в Америке, такой sale-офис и разработку в Украине. Это все было огромным пластом неизвестности, который наши герои ленты смогли преодолеть.

Это мотивирующая светлая история, как из ничего образовалось что-то огромное на более 300 тыс. человек, где в капитализации цифры просто какие-то космические. Кто мог представить, что на первых местах в списке самых богатых людей будут айтишники, которые создали проекты с нуля, которые начинали в Украине, а затем построили огромный бизнес без различных приватизаций и махинаций. И таких историй будет все больше, ведь мы – очень талантливая и умная нация.

Истории, которые вошли в кино — стартап Looksery, который был продан за $150 млн приложению Snapchat. 3DLook, который помогает ритейловым компаниям делать специальный дизайн для тела каждого человека, и они начали сотрудничать с группой компании Zara и различными американскими крупными производителями одежды, чтобы им было легче продавать людям вещи.

Компания Netpeak — одна из крупнейших digital-компаний, которые работают сейчас и имеют команду из 1 300 человек. Компания NIX, компания SoftServe, компания Eleks, основатель которой, к сожалению, за день до полномасштабной войны умер. Это была очень печальная новость для всего рынка, потому что он был важным драйвером, профессором, ученым и человеком с бешеным IQ.

История компании EPAM, потому что их украинский офис самый большой, также компании Sigma, Infopulse. Это все большие истории, которые на каждом этапе давали огромный толчок для развития всей индустрии.

— Как происходил фактчекинг информации, представленной в ленте? Советовались ли со специалистами относительно достоверности, и с кем именно?

— К фактчекингу мы привлекли специалистов из ІТ-индустрии. Проверяли все в открытых источниках, в научных публикациях, сверяли с различными закрытыми источниками. То есть мы опрашивали крупнейших специалистов по этой тематике, привлекали ученых, а они помогали нам сформировать определенный пласт информации, который обязательно должен быть представлен в фильме, потому что имеет огромное значение в истории Украины. И, конечно же, при создании фильма мы сотрудничали с техническими вузами, советовались с ними, рассказывали об идее, показывали, что уже сделали.

Фото: кадр з фільму Перший код

— Какая из историй поразила лично вас больше всего?

— Больше всего меня поразила история Алексея Скрипника, мы снимали ее в 2021 году, когда он был еще жив. Скрипник рассказывал, что очень важно уделять внимание разнообразным военным ИТ-технологиям, что рано или поздно москали придут к нам с роботами, дронами, и нам надо будет ответить им. Когда он это рассказывал, для меня это казалось очень странным, пока не началось полномасштабное вторжение. И я считаю, что он очень много знал, очень много видел.

Эти истории как раз на военную тематику, что ее крайне необходимо развивать и вкладываться туда как государству, так и частному сектору. Непосредственно для каждой ІТ-компании это оказалось пророческим, и тем, к чему стоило бы прислушаться уже давно. Истории о том, что мы будем воевать с роботами, что это будет война технологий, а чтобы выиграть, нам надо переиграть врага технологически, оказались правдой.

— Не так давно вы показали ленту в Кремниевой долине. Какой была реакция на фильм?

— Мы получили большое количество положительных отзывов и очень трудно было выйти из зала, потому что люди подходили и говорили что это — amazing. Что наша работа очень достойная, на уровне с американским кино, что картинка просто супер. Там было большое количество специалистов из киноиндустрии и они сказали: Ну, это фирма, это выглядит очень достойно.

И даже переспрашивали, действительно ли это снято в Украине. А я с гордостью отвечал: Да, конечно! Это снято в Украине! Поэтому, считаю, что наша авантюра со съемками фильма, с показами его по миру, удалась, и хотя это все было очень сложно, мы достигли своей цели.

— Почему это кино стоит посмотреть?

— Во-первых, у нас получился очень мотивационный продукт. Все люди, которые смотрели кино, выходили с огромным вдохновением. Ко мне подходили очень серьезные предприниматели, которые уже имеют большое состояние, и говорили, что это кино — что-то невероятное, что они мотивированы дальше толкать свой бизнес, развиваться и развивать Украину, стартапы и проекты, инвестировать. Я просто не могу передать словами все отзывы, я их слышал от простых людей, простых разработчиков.

Те, кто хочет попасть в ІТ, говорят — супер, они даже не знали, что у этой индустрии есть душа. Поэтому нам удалось сделать зажигательный и мотивирующий проект, который будет понятен каждому зрителю. ІТ-индустрия очень тяжелая для восприятия, и в основном простое окружение не понимает, что оно такое.

А там очень простым языком рассказывается, что такое IТ и как зарождалось. После просмотра становится понятно, что все развивалось очень органично, и на каждом этапе развития необходима была своя информация, свой импульс и консалтинговые компании или люди, которые учили модернизировать бизнес в соответствии с требованиями современности.

Фото: кадр з фільму Перший код

— Что лично для вас было самым сложным во время съемок?

— Это была договоренность о публикации именно тех кадров, которые будут интересны зрителям, а также визуал. Мы наталкивались на преграды, когда кто-то из наших героев был не согласен с тем, как он выглядит на экране. И все же 95% того, что мы хотели, чтобы попало в фильм, таки попало. Это был титанический труд.

Мне не раз приходилось говорить нашим героям, что, к сожалению, я вас уберу из фильма, потому что огромный бюджет, огромная команда работает над продуктом, а вы вместо того, чтобы нам помогать, мешаете. И это мотивировало некоторых людей все же оставить те кадры, которые мы хотели. Поэтому у нас получилось так, как мы это видели именно в начале съемок.

— Планируется ли выход фильма в других странах, если да, то где именно?

— Мы работаем над тем, чтобы после проката в Украине запустить селф-дистрибьюцию на топовых стриминговых онлайн-платформах всего мира, и как раз разрабатываем стратегию, поэтому точной даты нет. Но могу сказать, что одна очень известная украинская платформа получит фильм, и те, кто не успеют посмотреть ленту в кинотеатрах, смогут увидеть ее чуть позже на стриминговом сервисе.

И, конечно, ждите англоязычный дубляж с помощью искусственного интеллекта. Это будет первое кино, дублированное искусственным интеллектом на английском. Выглядит это прекрасно, особенно на фоне того, что Голливуд как раз бастует против внедрения искусственного интеллекта. А мы – сделали, и скоро это можно будет увидеть!

Источник материала
Поделиться сюжетом