Крупные греческие судоходные компании отказываются перевозить нефть РФ — Reuters
Три крупные греческие судоходные компании прекратили транспортировку российской нефти в последние недели, чтобы избежать риска попасть под санкции США. Об этом сообщает Reuters.
Недавно под санкциями Вашингтона оказались некоторые судоходные компании, перевозившие нефть РФ.
Такое развитие событий является ударом для России, поскольку уменьшает количество судоходных компаний, готовых транспортировать ее нефть потребителям в Азии, Турции, на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке. Хотя трейдеры говорят, что у Москвы пока есть достаточно судоходных компаний для сотрудничества.
Греческие судоходные компании Minerva Marine, Thenamaris и TMS Tankers прекратили транспортировку российской нефти в последние недели.
Все три компании были активными перевозчиками нефти и топлива РФ до сентября-октября – до того, как начали сокращать транспортировку.
По словам трейдеров, ранее сотрудничавших с этими компаниями, все три фирмы отклонили запросы на загрузку судов российской нефтью с ноября.
Выход греческих грузоотправителей из торговли произошел после ужесточения санкций США на поставки российской нефти.
В октябре Вашингтон ввел санкции против владельцев танкеров в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах, перевозивших российскую нефть по цене выше установленного G7 лимита в 60 долларов за баррель. На прошлой неделе под санкции попали еще три судна.
Страны G7 ввели потолок цен на российскую нефть в конце 2022 года. Ограничение цены позволяет западным компаниям предоставлять услуги по транспортировке и страхованию для российской нефти, пока она продается по цене ниже 60 долларов за баррель. Потолок цен вводился с целью ограничить доходы России от экспорта.
Основной экспортный сорт российской нефти Urals, торгующийся выше 60 долларов за баррель с середины июля на фоне сокращения добычи в странах группы ОПЕК+, заставил многих аналитиков заявить о неэффективности потолка цен.
Три греческие компании транспортировали российскую нефть в течение десятилетий и продолжали это делать, когда большинство других западных компаний отказались во избежание риска попасть под санкции.
Маршруты были прибыльными. Торговля российской нефтью принесла рекордные доходы за прошлый год тем грузоотправителям, которые рискнули и продолжили транспортировку.
Прошлой зимой фрахтовые ставки на перевозку нефти РФ подскочили до 15 миллионов долларов за рейс танкера из балтийских портов в Индию, поскольку грузоотправители требовали больше средств из-за потенциальных рисков. Это было в несколько раз дороже перевозки нефти, не находящейся под санкциями.
Три греческие компании эксплуатируют более 100 нефтяных танкеров, способных перевозить почти все экспортные объемы нефти из российских портов Приморск, Усть-Луга и Новороссийск – примерно 10 миллионов тонн в месяц или 2,4 миллиона баррелей в сутки. Также у этих компаний есть флот меньших танкеров, перевозящих топливо.
"Теневого флота может быть недостаточно для транспортировки всей российской нефти", – сказал один из трейдеров.
Основной причиной, по его мнению, является то, что теперь российская нефть идет 8-10 недель потребителям в Азии, в отличие от двух недель до введения санкций, когда нефть продавалась в Европе. Это значит, что для торговли требуется больше танкеров.
Однако, по словам трейдеров, пока Россия, похоже, справляется с этой проблемой, привлекая другие судоходные компании. РФ сейчас полагается на собственную судоходную компанию "Совкомфлот", а также многие малоизвестные судоходные компании, зарегистрированные в ОАЭ, Индии, Гонконге, на Сейшельских островах, Гане и других местах. Суда ходят под флагами разных государств – от Либерии до Островов Кука.
Ранее сообщалось, что РФ научилась умело обходить ограничение цены на свою нефть и это вынуждает G7 и союзников искать пути усиления контроля.
По данным СМИ, Еврокомиссия предлагает запретить продажу России танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов, чтобы предотвратить попытки РФ обходить западные санкции с помощью теневого флота.
О том, как работает теневой экспорт российской нефти — в статье Артема Куюна и Ивана Марченкова "Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?".