Украина сможет остановить блокаду границы с Польшей с помощью Еврокомиссии? Кто заплатит за сотни миллионов убытков и к чему готовиться
Украина сможет остановить блокаду границы с Польшей с помощью Еврокомиссии? Кто заплатит за сотни миллионов убытков и к чему готовиться

Украина сможет остановить блокаду границы с Польшей с помощью Еврокомиссии? Кто заплатит за сотни миллионов убытков и к чему готовиться

Польские активисты во главе с пророссийскими политиками продолжают блокировать пункты пропуска в Украину. Украина уже понесла сотни миллионов евро убытков (с учетом недополученных доходов, удорожания логистики, уменьшения объемов производства и т.д.). И хотя блокируют даже гуманитарные грузы, а на кодоне в многокилометровых пробках умирают водители, остановить блокаду будет очень тяжело.

Несмотря на нарушение польскими активистами договоренностей между Украиной и ЕС, Еврокомиссия может только давить на польские власти для того, чтобы они остановили протесты. Юристы объясняют: каждый гражданин имеет законное право на забастовку и протест, что значительно усложняет переговоры.

OBOZ.UA рассказывает о том, возможно ли остановить забастовку и к каким последствиям она приведет.

Кто может прекратить акции?

Только польские власти могут остановить протесты. Еврокомиссия, Всемирная торговая организация или любой другой орган не имеет полномочий прекратить какие-либо действия поляков на территории Польши, даже если они нарушают интересы другой страны или ряда стран. Членкиня комитета АЮУ по праву международной торговли Наталья Галецкая рассказывает OBOZ.UA: каждый гражданин имеет право на митинг, в то же время Польша обязана имплементировать европейское законодательство в свое национальное и обеспечить исполнение годов между Украиной и ЕС.

"Республика Польша должна обеспечить имплементацию европейского законодательства, частью которого является соответствующее соглашение о грузовых и автомобильных перевозках, которое было подписано между Украиной и ЕС", – объясняет эксперт. И если Польша не выполняет свое обязательство и допускает нарушение соглашений между Украиной и ЕС, допуская подобные акции, она может понести за это ответственность. Правда, теоретически.

"Что можно сделать на межгосударственном уровне? Если доказать бездействие Польши, можно квалифицировать это потенциально как нарушение соглашения о грузовом автомобильном транспорте и соглашения об Ассоциации . Это фактически запрет экспорта и импорта товаров между Украиной и ЕС. Также это препятствие транзиту, что может нарушать соглашения в рамках ВТО. Основная проблема - найти факты, которые будут доказывать бездействие польских властей. Также такие действия польские власти можно квалифицировать как нарушение права ЕС", - говорит Галецкая.

Рычаги влияния все же есть. Еврокомиссия может повлиять на польские власти, даже использовать определенные санкции (приостановить финансирование отдельных программ, например). В то же время, как говорит Галецкая, некоторые юридические компании уже готовят иски украинских предпринимателей. Они будут пытаться в судах компенсировать хотя бы часть ущерба. И речь идет о миллионах евро.

Главный рычаг влияния, уверена научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций Ирина Коссе, – дипломатия. Украина может согласиться на некоторые уступки. Конечно, отказаться от возможности без отдельных разрешений пересекать границу с Польшей или любой другой страной ЕС – сделать огромный шаг назад. Но, например, создать отдельную очередь для пустых автомобилей вполне допустимо.

Поляки требуют больше, чем может теоретически сделать Украина. Речь идет и о возвращении специальных пробелов для пересечения границ. Пропускная система фактически станет концом "транспортного безвиза".

Из-за перекрытия границ в Украине будет все очень плохо? Откуда вообще брать импорт?

Ситуация будет критической по некоторым позициям. Всё плохо с автогазом. Так как именно через Польшу доставляли львиную долю автомобильного газа и при этом быстро заменить эти поставки невозможно. Цены на автогаз зачастую растут. Леонид Косянчук, гендиректор одной из сетей АЗС, объясняет: "Около четверти всего потребления (сжиженного автогаза. – Ред.) мы получали именно бензовозами и газовозами через польскую границу. И мы видим, что вся эта история расширяется. Уже и Словакия блокирует там, ничего хорошего здесь нет".

В сети "АТБ" OBOZ.UA рассказывают: блокада польской границы существенно усложнила доставку импортной продукции из Европы. Кроме польских товаров, через заблокированные пункты перехода доставляются товары из стран Прибалтики, Германии, Голландии, Бельгии.

"Ограничение движения на польской границе привело к очередям на других пунктах перехода Венгрии и Словакии, увеличило сроки доставки продукции европейских производителей и подняло стоимость автомобильного транспорта. Эти действия отрицательно сказываются на наличии импорта в розничных сетях, увеличивают риски дефицита импортозависимых категорий и ведут к росту входных и розничные цены, сокращение ценовых акций и других выгодных предложений для украинских потребителей", – пояснили в компании.

Проблема не может быть решена за счет пересечения границы через другие пограничные переходы. Увеличить пропускную способность других пунктов перехода невозможно сделать быстро и без участия стран-партнеров – необходима подготовка дорожной инфраструктуры, согласование пограничных, ветеринарных, санитарных и других служб обоих государств. Также есть риски блокирования других границ, если не будет жесткой реакции на действия перевозчиков со стороны правительственных органов Украины и ЕС.

Федерация работодателей Украины вместе с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков подсчитали: ориентировочные прямые потери экономики Украины от блокирования ряда пунктов пропуска на польско-украинской границе уже составляют более 400 млн евро. Если же считать косвенные потери (штрафы и неустойки по отношению к украинским экспортерам за срывы контрактных обязательств, отказ от заключения контрактов с украинскими контрагентами на новый год и т.п.), то они очевидно измеряются миллиардами евро.

Иван Павлик, коммерческий директор COMFY, рассказывает OBOZ.UA: производители, поставщики и продавцы бытовой техники и электроники уже несколько недель сталкиваются с логистическими проблемами из-за забастовок на польской границе. "Однозначно говорить о сроках, на которые задерживаются товары, сложно. Потому что кто-то продолжает стоять в очередях, а кто-то пытается искать альтернативные пути поставок через Словакию, Венгрию и Румынию", – говорит эксперт.

Митинги устроили представители пророссийской Конфедерации (польская партия). "Конфедерация", прикрываясь перевозчиками, организовала забастовки на границе с Украиной. К протестующим регулярно приезжают лидеры Конфедерации: Криштоф Босак, Витольд Туманович и Рафал Меклер. Последний в комментариях журналистам называет себя соорганизатором акции. Он также является лидером ультраправой украинофобской партии Ruch Narodowy. Годами Меклер вместе со своими партнерами рассказывал полякам о замыслах Вашингтона, разрушительном влиянии ЕС. Меклеру принадлежит логистическая компания Rafał Mekler TRANSPORT, доставлявшая грузы в Россию.

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader