Вместо сериалов документалистика? Киноиндустрии Украины подрежут крылья
Вместо сериалов документалистика? Киноиндустрии Украины подрежут крылья

Вместо сериалов документалистика? Киноиндустрии Украины подрежут крылья

Сможет ли документальное кино принести прибыль

Согласно данным государственного бюджета, на развитие киноиндустрии (историко-патриотический сегмент) планируется выделить 650 миллионов гривен. Как уже писали Vesti.ua, эксперты киноотрасли отмечают, что этих денег едва ли хватит даже на один качественный фильм. Судя по всему, это понимают и в коридорах власти, поэтому решили изменить модель финансирования отрасли, отдав предпочтение документалистике. 

Отказ от игрового кино

В распоряжении Vesti.ua оказалась эксклюзивная информация о том, как планируют использовать 650 миллионов гривен, которые предусмотрены бюджетом 2024 года на кино.

По словам нашего источника, Госкино получит эту сумму, если изменит подход к проектам, нуждающимся в финансировании: 450 миллионов гривен должно уйти на производство документальных фильмов и только 200 миллионов гривен на покрытие долгов перед студиями, выигравшими прошлые питчинги.

При таком распределении средств совсем не остается денег на производство новых фильмов и телесериалов. 

Напомним, ранее говорили, что 650 миллионов в основном будут потрачены на производство телесериалов. Большая часть их после премьеры на телеканалах войдут в каталог госканала “ДОМ”. 

По словам наших собеседников, на эту сумму кинокомпании и телеканалы должны были снять около 50 сериалов. Отдельно проговаривалось, что качество этой продукции при подобных затратах будет невысоким, но поможет держать на плаву индустрию. 

В случае же ставки на документалистику существование украинской киноиндустрии, по словам экспертов, вообще под большим вопросом. Огромное количество актеров, режиссеров и сценаристов останутся без работы, и мы вообще можем потерять то, что так долго отстраивали. А потом, после войны, все придется делать заново, поскольку специалисты, появившиеся за последнее время, уже сменят профессии или вообще покинут страну, как это уже произошло со многими актрисами.

И это в разы обидно после того, как в этом году произошел всплеск украинского кино, когда зрители массово пошли в кинотеатры на наши фильмы. Хотя, нужно отметить, что ни одна украинская картина, вышедшая в 2023 году, не стала прибыльной за счет украинского проката. Впрочем, и до войны количество успешных картин нашего производства можно было пересчитать на пальцах одной руки. Это две комедии “Скажене весілля”, а также “DZIDZIO Контрабас”. 

Проблема еще и в том, что если на эти деньги снимут приблизительно 200 фильмов с бюджетом в 2 миллиона гривен, то их просто некуда будет девать. Телеканалы, где их можно будет показывать массовому зрителю, будут перенасыщены этой продукцией”, – говорит наш источник.

Документальные фильмы не являются топовой продукцией, которая привлекает массового зрителя. Лишь отдельные проекты удостаиваются приличных рейтингов. О низкой популярности подобного продукта косвенно говорит тот факт, что большинство украинских документальных фильмов, которые оказались в YouTube, имеют достаточно низкие просмотры. 

Например, недавняя премьера картины “Голодомор. Летописцы”, которая состоялась на “Суспільному”, набрала за сутки всего 55 тысяч просмотров. Лидерами же YouTube являются документалки о Степане Бандере. В частности, фильм “Секреты Бандеры”, снятый телеканалом “1+1” восемь лет назад, на данный момент имеет 4,3 миллиона просмотров. 

Проекты других телеканалов посмотрело меньше зрителей. Однако другие личности украинской истории не могут похвастаться подобным интересом к ним. Тот же Роман Шухевич, руководитель УПА во время Второй мировой, не вызывает равнозначного интереса. Фильмы о нем собирают всего лишь десятки тысяч просмотров. 224 тысячи просмотров у интервью дочери Шухевича. 

Эти цифры дают понять, что даже качественно сделанные документальные фильмы не будут иметь широкого охвата зрителей, а значит будут недостаточно эффективными в пропагандистских целях для внутренней аудитории.

Надежда на документалистов

Существует мнение, что выделение на финансирование документального кино – это ставка на западного зрителя. Кроме этого, в Европе и США проходят рейтинговые фестивали документального кино. И это больше всего похоже на правду, поскольку украинская документалистика хоть и не пользуется в Украине массовым спросом, но является достаточно развитым жанром.

Начнем с того, что одним из лидеров украинской документалистики является режиссер Сергей Буковский. За 40 лет работы он снял более 30 фильмов, а также стал победителем многих международных кинофестивалей. А его картины посвящены разным аспектам – от Голодомора и Второй мировой войны до биографических лент о композиторе Валентине Сильвестрове и о первом стадионном концерте “Океана Эльзы”.

Кроме него, есть еще достаточно много молодых режиссеров, которые за последние пять лет побеждали на различных международных фестивалях. Например, “Будинок “Слово” режиссера Тараса Томенко о расстрелянном поколении украинских писателей 20-30-х годов ХХ века, “Украинские шерифы” Романа Бондарчука, “Живая ватра” Остапа Костюка и “Земля синяя, будто апельсин” Ирины Цилык. 

Некоторые из этих картин имели даже прокат в украинских кинотеатрах. В частности, “Живая ватра” при бюджете в 163 тысячи гривен собрала в мировом прокате 1,2 миллиона гривен.

Что же касается документальных фильмов, на которые государство планирует выделить порядка 450 миллионов гривен, то эти деньги будут распределены по итогам питчинга, который Госкино должно провести ориентировочно в феврале 2024 года. 

О методичках, о том, что и как снимать, речь не идет. Их просто нет”, – говорит наш собеседник.

Хотя в начале октября во время Куіѵ Media Week глава Госкино Марина Кудерчук заявляла следующее:

"Мы будем проводить конкурсы, нам нужен контент для фестивалей, кинотеатров и телевидения. Правила проведения конкурсов не изменятся, в приоритете будут темы истории Украины и документирование настоящего”.

Читайте также:

Источник материала
Поделиться сюжетом