19 мая, воскресенье
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
"Мадам Бовари" в Национальной опере: неоклассика, драма и музыка гениев
"Мадам Бовари" в Национальной опере: неоклассика, драма и музыка гениев

"Мадам Бовари" в Национальной опере: неоклассика, драма и музыка гениев

В Киеве премьера балета по роману Флобера с музыкой Малера, Бриттена и Равеля

В Национальной опере очередная премьера. На сей раз речь идет об одноактном неоклассическом балете “Мадам Бовари”. Премьера балетного спектакля состоится 1 и 3 декабря. Vesti.ua побывали на генеральном прогоне “Мадам Бовари” и делятся своими впечатлениями. 

Балет “Мадам Бовари” поставлен по мотивам одноименного романа Гюстава Флобера. Скандально известное произведение стало одним из ярчайших образцов реализма в литературе и в результате признано мировым сообществом одним из величайших романов всех времен. 

История, которая у Флобера уместилась на 400 страницах, повествует нам о жизненной драме французской провинциалки Эммы Бовари, которая имея любящего мужа и ребенка, заводит внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. 

Роман, который в этом году отметил свое 167-летие, будоражит людей по сей день, возможно потому что он убийственно правдив и в нем нет ни единого положительного персонажа, которому можно посочувствовать. А, возможно потому что действенный рецепт избавления от внутренней пустоты до сих пор не найден. 

“Что погубило Эмму Бовари?” - так звучит один из частых запросов Гугла. На этот вопрос решили ответить и в Национальной опере Украины и взялись показать жизненную драму главной героини "языком" танца.

Балетмейстер-постановщик театра Виктор Ищук взялся написать либретто спектакль, уместив большой роман в 50-минутное действо. Музыкальной подложкой балета стала компиляция композиций известных европейских композиторов. 

“С подбором музыки для спектакля “Мадам Бовари” мы справились очень быстро, в отличии от балета “Снежная королева”, где на процесс подбора музыки ушло несколько месяцев. В новой работе мы очень быстро нашли консенсус. Музыка в балете очень разнообразная. Тут есть Малер, Бриттен, Равель, а еще Шопен, Гендель и Гайдн. И эти музыкальные шедевры делают спектакль более ярким и драматургическим”, - рассказывает главный дирижер Национальной оперы Украины Николай Дядюра. 

Дирижер говорит, что не первый раз работает с Виктором Ищуком и каждый раз его удивляет, насколько этот человек любит музыку и понимает ее. По ходу Николай Дядюра открыл нам небольшую театральную тайну - уже сегодня в Нацопере работают над балетом, посвященным Киеву - в качестве музыки к нему будет использована компиляция шедевров украинских композиторов. 

Почему в театре используют музыкальные компиляции, а не целые музыкальные произведения? Все из-за нехватка музыки и музыкального материала, который вдохновлял бы балетмейстеров. Но артисты балета говорят, что им наоборот, очень интересно. Ведь в одном спектакле можно прочувствовать разную музыки и пластически ее передать зрителю. 

Балет у Виктора Ищука получился свежим, невероятно красивым и современным. Это уже не классика, но еще не модерн.Прежде всего это стиль балетмейстера Виктора Ищука, - рассказывает балерина Анастасия Шевченко. - И это скорее всего неоклассика. Балерины в нем остаются в пуантах, что является знаком академического театра. При этом сама пластика совершенно изменена. Для артиста это очень хорошо, это развивает его”. 

Постановку очень облагораживает решение не загромождать сцену декорациями.  Артисты танцуют на сцене “одетой” лишь в черный бархат, цвет и свет - световая партитура спектакля очень сложная. Тут нужно отметить, что отсутствие декораций - это не от бедности бюджета, таковы тренды в постановке современных балетов.

Фон сцены постоянно меняется в зависимости от эмоционального состояния героев. И на чистом цвете так красиво смотрится графика танца главной героини. Партию Мадам Бовари танцует балетная прима театра Анастасия Шевченко: ее пластика - это совершенная красота и от нее ничего не отвлекает. 

В первой части балета героиня в наряде оранжевого цвета, который говорит нам о том, что женщина жаждет чего-то яркого в жизни. А во второй части, когда ее душа сгорает, героиня наряжается в серый цвет.  Ее жизнь - пепел и держаться за нее нет смысла. 

Очень хорошо решены в балете любовные сцены. Мадам Бовари с меняющимися любовниками возникает на просвете задника и зритель видит только контуры партнеров. Но этого достаточно, чтобы в голове дорисовать картину тайного свидания. По режиссерскому решению, эти самые пары буквально выезжают на просвет. Кажется, что они выкатываются на ленте транспортера. Однако, когда мы заглянули за кулисы, оказалось, что никакого транспортера нет. А есть плотное полотнище на полу, на которое герои становятся, а другие артисты балета, которых в этот момент не видно, его двигают. Зато никаких лишних движений по сцене, что позволяет акцентировать внимание зрителей на нужных вещах. 

Что касается самого балета, то есть одна рекомендация - освежить перед походом в театр сюжет романа. Тогда не будет вопросов, что происходит, кто все эти люди и почему героиня в конце умирает. Если вы будете в курсе, то станете соучастником действа. Тогда вам останется только наслаждаться музыкой, считывать “язык” тела, удивляться сделанному героями жизненному выбору и в финале делать выводы для себя. А их будет из чего делать, потому что спектакль несет в себе очень много информации. 

“Главная особенность хореографии этого балета в том, что она по ходу сюжета словно уплотняется, становится более насыщенной, даже, можно сказать, более грубой, – рассказывает Виктор Ищук. – Этот прием я использовал, чтобы показать в динамике, как развивается депрессивное состояние Эммы Бовари, которое в результате привело ее к самоубийству. И все это очень акцентировано отражается в музыке”.

Подводя итог, можно поздравить Национальную оперу Украины с удачей. Блестящая постановка, которая несомненно станет хитом репертуарной афиши. Одна лишь проблема - в декабре после двух премьерных дней балет “Мадам Бовари” мы больше не увидим. Придется перенести поход на данный спектакль на следующий год. Все потому, что впереди праздники и вся декабрьская и частично январская афиша - это сплошной балет “Снежная королева”. Елки - наше все. А Флобер немного подождет, но лишь немного. “Мадам Бовари” - это красота, способная лечить душу, а это нам сегодня прописано всем поголовно. 

Читайте также: Какой рост у Снежной королевы? Чем в Нацопере заменили "Щелкунчика"

Читайте также: Рождественский декабрь - 2023 в Киеве. Куда пойти с ребенком: топ-7 событий

Читайте также: "Война дарит зрителя, которому театр интересен" - интервью с художественным руководителем ДРАМИКОМ Сергеем Мазаным

Источник материала
Поделиться сюжетом