Сегодня я расскажу о сразу двух фантастических книгах от украинской писательницы Дарьи Пискозуб. Ее романы «Машина» и «Гемма» изданы в Vivat и это первые две части будущей тетралогии мрачного постапокалиптического технофентези. Я очень рад, что у нас чаще появляется подобная жанровая литература, о которой мы можем поговорить. Но также должен сказать, что ее нужно критиковать и не стоит делать послабления из-за того, что это автор из Украины. Потому в материале ниже будут не всегда приятные вещи. Но ведь положительные моменты тоже есть и это радует.
Плюсы:
объемные интересные персонажи; подробно проработанный мир, в котором хочется быть как можно дольше; яркая подача истории; мастерское представление экспозиции; много конфликтов; история не провисает и всегда наполнена событиями
Купить в VivatМинусы:
многовато сумбурности, особенно в первом романе; мало описаний; нет нормально поданных путешествий, поэтому герои «прыгают» по карте; часто герои ведут себя бессмысленно, потому что их заставляет это делать не логика, а воля автора
Купить в VivatАвтор Дарья Пискозуб
Жанр Постапокалиптика, фантастика, фэнтези
Издательство Vivat
Иллюстратор Мария Глушко
Обложка Твердая
Количество страниц 464, 656
Год издания 2020, 2023
Язык издания Украинский
Сайт vivat-book.com.ua
В далеком будущем, после больших войн и упадка цивилизации, люди живут племенами и поклоняются Машине — ИИ, в которое они теперь верят, как в бога. Человечество почти потеряло знания о технологиях, но овладело ткачеством — разновидностью магии, позволяющей одним людям, ткачам, брать под контроль свободу, мысли и чувства других. Эти ткачи могут покорять не только себе подобных, но и животных.
С Машиной общаются жрецы, а еще ее хотят уничтожить геммиты — внеплеменные ткачи, считающие, что Машина ограничивает ткачество и отнимает у людей свободу. Однажды жрецы из разных враждебных племен понимают, что Машина очеловечивается — постепенно переходит на новый этап развития. Только вот древние записи говорят, что этих Машин две — одна созданная, чтобы уничтожить остатки человечества, а другая, чтобы его защищать. Начинается война, которой еще не было, а цивилизация снова оказывается под угрозой вымирания.
Мир «Машины» и «Геммы» напоминает мне популярные видеоигры Horizon Zero Dawn, Horizon Forbidden West, а также NieR: Automata. Только здесь нет роботов или робозверей, но есть магия. Конечно, это приблизительное сравнение, но максимально близкое к общей стилистике вымышленного мира Дарьи Пискозуб.
Если вы не игрок, а только читатель или любите кино и сериалы, то я бы описал это как сочетание «Дочки железного дракона» Майкла Суэнвика, «Смертных машин» Филиппа Рива и сериала «Викинги».
Вымышленный проработанный и детализированный мир — одна из сильнейших сторон романов «Машина» и «Гемма». Но здесь есть много терминов, которые сначала могут запутать. Поэтому советую сразу обратиться к словарю, который есть в конце каждой книги.
Вакансии
Full Stack Developer (Next.js React Nest.js) Amofintech, Київ
Marketing Manager Teamvoy
SMM manager Amofintech, Київ, з/п 1250
Однако этот продуманный мир иногда настолько нравится автору, что она пихает его буквально в каждое размышление героя, в каждое действие и описание. И получается, что вместо того, чтобы двигаться по сюжету вперед, читатель поглощает страницы текста о нюансах работы тех или иных механизмов, об особенностях Машины, о ее отношениях с жрецами, о планах и т. д. Все это важно для понимания истории, но в то же время слишком часто бывает излишним.
Несмотря на это, Дарья Пискозуб отлично справляется с экспозицией — представлением мира читателю, чтобы он погрузился в него максимально глубоко. Но в первой книге нет нормальных описаний окружения, а персонажи скачут с места на место только по воле автора, потому что их перемещение почти никак не описывается.
Здесь нет ни адекватно поданных путешествий, ни пространных разговоров у костра, ни всего того, что часто происходит с персонажами фэнтезийных книг в пути. Не то чтобы это обязательно должно быть везде, тем более у нас здесь постапокалиптика и приставка «техно» к «фэнтези». Но лучше как-то обыграть эти клише, чем постоянно читать один абзац о герое в одном месте, а в другом он уже находится буквально на другой стороне карты.
Дни и недели путешествий описаны одним предложением. Иногда двумя. С одной стороны это не дает истории провиснуть, а с другой — делает ее слишком напичканной событиями. Это замечание актуально больше для первой книги «Машина», где нет места ни для чего, кроме размышлений героев, описанных выше углублений в мир и диалогов. В «Гемме» видим, что Дарья сильно выросла как писательница, поэтому здесь уже и описания есть, и осталось аккуратное представление экспозиции, и герои уже более или менее где-то и куда-то двигаются не за одно предложение. Сумбурность осталась, но ее гораздо меньше, чем в «Машине».
Теперь о героях. Уже в первом романе они получились объемными, но слишком недогадливыми и уязвимыми к эмоциям. Их размышления и реакции на события, а также других героев не логичны и подпадают под «искусственные волны конфликта». Это когда герои ведут себя так, чтобы сначала создавать какой-то конфликт, доводить его до пика, а потом неожиданно решать его. И так по кругу.
Я понимаю, что авторка пыталась сделать свою книгу интересной, поэтому действовала по базовой формуле «Конфликт = Цель+Препятствие», но в первом романе это получалось у нее неловко и нелогично для созданных персонажей. В «Гемме» герои стали более проработанными, а их действия уже приобрели логику и здравый смысл. Поэтому в итоге в конце это выровняло мое общее отношение к ним как читателя.
Дарья Пискозуб наметила себе тетралогию, но хорошо, что уже только две книги из четырех смогли создать мир, в который веришь и есть желание погружения. Да, он не идеален, особенно первая книга, имеет определенные сюжетные и описательные изъяны, но уже в конце «Геммы» перед читателем вырисовывается мощная технофентезийная вселенная, наполненная интересными героями, сильной структурой и проработанными мелочами. Ставки становятся все выше, события все опаснее, а действия персонажей все более вызывающие.
Последние две книги явно будут наполнены эпическими событиями и серьезными конфликтами. Главное, чтобы писательница училась на своих ошибках и становилась лучше. Если так будет и дальше, а уже во втором романе «Гемма» прослеживается серьезная эволюция, то дальше можно ожидать, конечно, не самую популярную в мире серию книг, но точно то, на что стоит обратить внимание украинским ценителям фантастики, фэнтези и постапокалиптики.
Отдельно отмечу оформление книг. Мне понравился их общий проработанный стиль, который привлекает внимание, интересная подача, словарь и карты на форзаце. Качество изданий хорошее, бумага приятна на ощупь, а шрифт удобен для чтения.
Вывод:
Фантастические романы «Машина» и «Гемма» — достойные представители современной украинской жанровой литературы. Прекрасно, что они есть и нам есть о чем говорить. Также следует признать, что у них есть проблемы, над которыми нужно работать. У книг есть минусы, а где их нет, но рядом с ними идут мощные плюсы. Поэтому я точно советую прочитать их любителям технофентези, постапокалиптики и просто фантастики. Первый роман слабее второго, но в целом у меня сложилось большее положительное впечатление, чем отрицательное.
Купить в Vivat