/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F9258d02b8e282c7fe217d6c92eb37523.jpg)
Рецензия на фильм «Оставь мир позади» / Leave the World Behind
8 декабря Netflix представил на суд зрителя психологический триллер «Оставь мир позади». Это киноадаптация одноименного бестселлера Румаана Алама, появившегося на полках книжных магазинов в 2020 году и получившего преимущественно положительные отзывы от литературных критиков. В рецензии ниже рассказываем, какой получилась эта экранизация от студии Барака и Мишель Обамы.
Плюсы:
увлекательное нагнетание атмосферы безысходности; интересное взаимодействие персонажей, что в том числе достигается благодаря уверенным актерским перевоплощениям; интригующий сюжет, подкрепленный качественными спецэффектами; хорошее техническое исполнение в целом
Минусы:
во второй половине фильма обороты несколько снижаются, и это проседание лучше бы сократить; не все заявленные темы успевают раскрыться в полной мере
«Оставь мир позади» / Leave the World Behind
Жанр психологический апокалиптический триллер
Режиссер Сэм Эсмейл
В ролях Джулия Робертс, Итан Хоук, Махершала Али, Кевин Бейкон, Миха’ла Херрольд
Премьера Netflix
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
Нью-Йорк. Это было погожее ясное утро, которое обещало приятный летний денек. Ничто не предвещало беды. Менеджер по рекламе Аманда Сэндфорд разбудила своего мужа Клэя, чтобы сообщить о спонтанном решении провести уикенд в загородном доме на Лонг-Айленде, который она только что сняла. Вместе с детьми-подростками, Арчи и Роуз, супруги собрали вещи и, находясь в хорошем расположении духа, отправились на отдых.
Добравшись до места назначения, Сэндфорды обрадовались тому, что получили в распоряжение такой роскошный, отдаленный от посторонних глаз дом. Но тревожный звоночек прозвенел уже во время первого же похода на пляж: огромный нефтяной танкер все больше приближался к берегу, пока не стало понятно, что останавливаться он не собирается. Ещё и местные олени ведут себя как-то чересчур дерзко.
Но худшее опешивших отдыхающих ждало впереди, когда посреди ночи на пороге дома появятся двое незнакомцев и шокируют заявлением, что этот дом принадлежит им. Из-за блэкаута в городе они были вынуждены вернуться сюда. Аманда с недоверием отнеслась к этому вторжению, но никто из присутствующих не мог представить, что отсутствие телефонной связи, интернета и всего одно скромное сообщение по ТВ о чрезвычайном положении является следствием чего-то страшного.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F25b5072b5a38ef9d20bd4645fd62287e.jpg)
Сюжет «Оставь мир позади» основан на успешном одноименном романе Румаана Алама. Там автор часто позволял себе подробные описания, например, покупок в супермаркете. Вероятно, так он намекал на консюмеризм американского общества на примере одной конкретной семьи. Но режиссер и сценарист Сэм Эсмейл, создатель «Мистера Работа», не распыляется на подобные мелочи и сосредотачивает внимание на хичкоковском нагнетании атмосферы. И это у него здорово получается.
Начинается повествование с вполне понятного желания главных героев вырваться из громкого мегаполиса и провести беззаботные дни в изоляции от окружающих. Постепенно их отпуск будет превращаться в настоящий ад, учитывая, что вокруг происходит что-то явно апокалиптическое. С появлением незваных гостей лента начинает вызывать стойкие ассоциации с шьямалановским «Стуком в дверь», выполненном в том же жанре, но впоследствии подобные аналогии сходят на нет.
Эсмейлу и его команде отлично удается передать чувство тревоги, грамотно выстраивая саспенс с помощью неуютного звукового оформления и параллельного монтажа.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4501d649ed1b40c88ae6956850fcf13c.jpg)
Лента прекрасно работает как триллер, в ней найдется место как глобальной тайне, так и напряженным отношениям между персонажами. При этом создатели не забывают и о темах, к которым обращался Алам: это и расизм, и социальные конфликты, и зависимость современного общества от цифровых технологий, и старые добрые теории заговора.
В «Оставь мир позади» героиня Джулии Робертс отказывается верить в то, что персонаж Махершалы Али может быть столь состоятельным (видимо, не смотрела «Зеленую книгу», где тот выглядит так же импозантно). Сами же темнокожие хозяева дома вынуждены ночевать в подвале, пока их гости наслаждаются всеми удобствами там, наверху (камера Тода Кэмпбелла отчетливо подчеркивает эту метафорическую иерархию). Клэй, которого сыграл Итан Хоук, не может проехать и двух метров без GPS-навигатора, не говоря об отказе помочь испаноязычной женщине.
Отсутствие интернета уже похоже на маленький конец света. Из-за этого, например, очень переживает Роуз, поскольку не может посмотреть последний эпизод «Друзей» (хотя ее непреодолимое желание узнать перед гипотетической гибелью, чем закончатся любовные приключения Росса и Рэйчел вполне понятно). А что касается того, почему в США происходят все эти таинственные, и от того еще более ужасающие события — это уже оставляют на усмотрение зрителя.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fe9c4a092487deb8b48a06bafb1bda7a7.jpg)
Психологическая напряженность между персонажами отлично подкрепляется выступлениями актеров. Особенно это касается главных звезд, вплоть до сильно второстепенного Кевина Бейкона, герой которого наглядно символизирует то, что делает с людьми чувство реальной, апокалиптической угрозы. Есть здесь неутешительная сцена персонально для господина Илона Маска, в которой огромное количество автомобилей Tesla буквально «сходит с ума».
Вообще с эффектными сценами у Эсмейла полный порядок. Их немного, но они придают действу масштабности и действительно впечатляют. Важную роль здесь играет не только визуальное, но и звуковое оформление, поэтому как минимум в этом аспекте фильм выглядит предпочтительнее первоисточника. Если Алам мог только описать тот «страшный звук», то здесь зритель имеет возможность услышать его собственными ушами. Как и сирены тревоги — точно такие же, что разбудили нашу страну как раз в тот день, когда писался этот текст.
«Оставь мир позади» представляет собой образцовую экранизацию, достаточно точно следующую букве первоисточника, и вместе с тем в некоторых моментах даже превосходящую его. Это напряженный, прекрасно сыгранный и хорошо исполненный технически апокалиптический триллер, после просмотра которого в очередной раз осознаешь, что абсурдная и страшная реальность, к сожалению, существует не только в глянцевом, безгранично красивом голливудском кино.
Вывод:
«Оставь мир позади» качественно выделяется среди большинства пятничных новинок Netflix и точно заслуживает внимания зрителя.

