В Киеве состоялась церемония награждения лауреатов V фестиваля-премии GRA (Great Real Art, далее – ГРА), учредителем и организатором которого является Национальный союз театральных деятелей Украины (НСТДУ). Какие спектакли стали триумфаторами премии и почему, рассказывают Vesti.ua.
У всеукраинской театральной премии ГРА сложная судьба. Едва расправив крылья, премия попала под пресс ковидных ограничений, но выжила и даже раздала награды офлайн в декабре 2020 года. А потом, не успев толком выдохнуть, ГРА вместе со всем театральным пространством Украины оказалась на территории войны. В 2022 году премию по результатам 2021 года не вручали, поэтому в декабре 2023-го ГРА подвела итоги сразу за два года, 2021 и 2022.
Как сказал в начале церемонии председатель НСТДУ Богдан Струтинский, он когда-то мечтал, что пятая, юбилейная, церемония награждения победителей пройдет без препятствий, но нет. Больше всего эта премия в контексте происходящего в стране сегодня была похожа на “акт незламності”. При этом, удивительное дело, за время войны количество заявок, поданных театрами на соискание премии, выросло вдвое. Если в 2018 году фестиваль-премия ГРА приняла от театров всего 70 заявок, то в 2022 и 2023 годах их стало уже 134. На участие в фестивале-премии представили свои творения театры из более чем 20 городов страны. Все спектакли были отсмотрены в режиме офлайн членами экспертного совета премии.
В лонг-лист попало 32 спектакля, затем эксперты сформировали шорт-лист из 14 спектаклей. И на этом их работа была закончена.
Последним этапом на пути к оглашению результатов стал приезд членов международного жюри, которые на протяжении ноября-декабря 2023 года посмотрели 12 спектаклей вживую во Львове, Ивано-Франковске, Ровно и Киеве. Увы, два спектакля из шорт-листа жюри посмотреть по объективным причинам не смогло, поэтому, согласно положению, они не оценивались.
Для представителей пяти европейских стран (Швеция, Италия, Польша, Литва и Эстония), вошедших в состав жюри, эти девять дней в Украине стали и испытанием, и откровением.
Богдан Струтинский и члены международного жюри перед оглашением результатов премии
“Спасибо за возможность провести это время вместе с вами и почувствовать этот опыт, который сейчас проживает Украина, – говорит Себастиан Шварц, член международного жюри (Германия/Италия). – Вместе со всеми просыпаться ночью и прятаться в ближайшем укрытии. Вместе со всеми проживать весь стресс и террор. Я был приятно удивлен высоким профессионализмом, техничностью, эмоциональной мощью исполнителей. Удивлен тому, насколько театр прогрессирует в Украине, насколько он нужен в это тяжелое для страны время. Были спектакли, которые вызывали у меня слезы. Надеюсь, в ближайшее время вы будете творить уже в мирных условиях”.
“Спасибо за возможность быть с вами здесь. За эти девять дней, просмотрев 12 представлений, я убедился в самом главном – украинский театр жив! И украинский театр сейчас как никогда важен для зрителя”, – говорит член международного жюри Март Меос (Эстония).
Иностранцы в этой истории проявили определенную отвагу, ведь им пришлось объездить достаточно большую часть Украины, чтобы увидеть все спектакли шорт-листа. Они не испугались военного положения и очень-очень вероятных обстрелов, но зато в качестве приза для себя приобрели совершенно незабываемый опыт.
“На самом деле у наших членов жюри была довольно сложная миссия, потому что они приехали нас покритиковать, отдать свои голоса, симпатии тем или иным театрам. И они с этим прекрасно справились, просмотрели все 12 спектаклей, выставили свои оценки, выделили фаворитов, за что мы их и благодарим, – сказал об иностранных экспертах премии Богдан Струтинский. – У этих людей сильный характер, ведь они не побоялись приехать и разделить с нами радость”.
Впрочем, без приезда международного жюри результаты премии ГРА не были бы такими весомыми. Ведь традиционно в театральной тусовке есть и те, кто утверждает, что любая театральная премия коррумпирована и подаваться на нее нет смысла.
“Наша премия была построена так, что у нас вообще не было шанса повлиять на решение международного жюри, – говорит председатель экспертного совета премии Ольга Стельмашевская. – Кроме того, мы каждый год ротируем экспертный совет – 30% его состава у нас обязательно ежегодно меняется. Поэтому у нас нет застоя, чтобы люди вошли в отношения с тем или иным театром для того, чтобы лоббировать чьи-то интересы. Плюс – голосование закрытое и анонимное, а все цифры видит и подсчитывает человек, который не имеет отношения к экспертам”.
На церемонии втретились представители театров Ровно, Херсона и Львова.
Церемония награждения победителей состоялась в столичном Доме актера. Здесь собралась вся театральная киевская тусовка, которая поддерживает движение #бутивГРІ. На событие приехали представители театров-номинантов из других городов. Среди гостей был замечен и художественный руководитель Херсонского музыкально драматического театра Александр Книга. Херсонцы, по понятным причинам, на премию не подавались, но видеть худрука из “незламного” Херсона всем было радостно.
Триумфаторами премии оказались два спектакля. Первый – это “Зернохранилище” Ровенского областного академического музыкально-драматического театра, который победил в четырех номинациях (лучший спектакль, лучший режиссер, лучший актер и лучшее музыкальное решение спектакля). Второй – это моноспектакль "Белка, которая прожила 100 лет" киевского театра “Золотые ворота”, который получил статуэтки ГРА в трех номинациях (лучший камерный спектакль, лучшая актриса и лучший драматург). Ниже мы приводим полный список победителей премии.
Победители V Всеукраинского театрального фестиваля-премии ГРА
Момент триумфа спектакля "Зернохранилище". Режиссер Максим Голенко (справа) и худрук ровенского театра Владимир Петрив
Также были названы победители в индивидуальных номинациях:
Театр "Золотые ворота" получил от ГРА сразу три награды
Эксперт премии ГРА: “Мы пытаемся посмотреть на каждый спектакль глазами европейцев”
Чтобы лучше понять, что стоит за победами в театральной премии ГРА, Vesti.ua попросили оценить расклад председателя экспертного совета премии Ольгу Стельмашевскую.
– Как вы оцениваете выбор международного жюри? Ведь они оценивали украинский театр с точки зрения европейцев, привыкших к совсем другим спектаклям.
– Меня, как эксперта, выбор жюри полностью устроил. Потому что когда мы выбираем спектакли для шорт-листа, то ориентируемся не только на внутреннего зрителя, но и пытаемся посмотреть на каждый спектакль глазами европейцев.
И в данном случае была такая тенденция, что почти все представители международного жюри имеют отношение к продюсированию и театральному менеджменту. И их выбор важен, потому что они видят наши спектакли под немного другим углом зрения. То есть они их рассматривают не только с точки зрения успешности на фестивалях, но и с коммерческой точки зрения и востребованности европейским зрителем.
В целом премия ГРА продумана так, что в идеале, если бы мы жили в мирное время, за победами спектаклей должно было следовать либо приглашение на фестивали, либо коммерческие гастроли в Европе.
– В этом году были сняты две номинации, которые не набрали нужного количества баллов, чтобы пройти в шорт-лист, – это номинации “За лучший танцевальный спектакль” и “Лучший спектакль для детей”. Почему так произошло?
– Так случилось, потому что все спектакли в этих номинациях были созданы исключительно для внутреннего рынка и не совпадали с мировыми театральными трендами. Театр в Европе сегодня стал более пластичным, имеется в виду пространство и игра актеров, в нем стало меньше слов, он стал менее вербальным. Здесь международному жюри нам нечего было предложить.
– Сложно ли вам было определить шорт-лист премии?
– В какой-то мере, да, за два года эксперты увидели много хороших спектаклей, и шорт-лист в результате получился очень сильный. Украинский театр мощно развивается, причем не только в столице. Очень интересные театры во Львове, Ровно, Харькове, Ровно. Это притом что в Харькове ОВА вообще запретила играть спектакли.
Очень много молодых экспериментальных спектаклей, и это говорит о том, что театр живет и двигается. Война дала толчок – украинский театр должен выжить и одновременно быть актуальным, чтобы перебить это психологическое давление, которое идет от реальной жизни. Это чрезвычайно важная задача.
– До войны в театры ходил только определенный процент населения, сейчас же в театрах аншлаги. Почему это происходит?
– Это происходит не случайно. Во-первых, человек сегодня идет в театр, чтобы на два часа абстрагироваться от того, что его ждет в реальности. Во-вторых, человек, весьма вероятно, идет на спектакль, чтобы услышать в нем ответы на свои вопросы. Причем не обязательно, чтобы спектакль был написан сегодня. Например, комедия “Нехай щастить” Харьковской украинской драмы, которая победила в номинации “Рефлексия на события российско-украинской войны”, – это вообще комедия-фарс с использованием кукол. Эта пьеса была написана грузинским драматургом во время российско-грузинской войны, но она абсолютно четко легла на ситуацию в Украине.
– Спектакль “Зернохранилище” – безусловный триумфатор премии. В чем его феномен?
– Спектакль “Зернохранилище” – это тема Голодомора. Эту пьесу Наталья Ворожбит написала еще в 2009 году на заказ лондонского Королевского театра. Пьеса тогда прогремела в Великобритании, но в Украине очень долго не ставилась. Режиссер Макс Голенко мечтал много лет ее здесь поставить, и хорошо, наверное, что не поставил ее до войны. Возможно, тогда бы этот спектакль так мощно не выстрелил.
Теперь пьеса идет в Ровно и сильно резонирует у зрителя, потому что мы тему Голодомора в данный момент рассматриваем уже не как факт истории, а как предысторию сегодняшней войны. Мы ведь понимаем, что нынешняя война началась не 24 февраля 2022 года и не десять лет назад, а намного раньше.
– Среди победителей премии есть спектакль, который во львовской театральной среде многие называют “наглой провокацией”…
– Спектакль “146 звезд, видимых невооруженным глазом” Львовского драматического театра – это эксперимент, который провоцирует зрителей на буквально каминг-ауты. Во время спектакля зрители получают возможность выйти к микрофону и рассказать о себе. И в тот раз, когда “146 звезд” смотрела я, к микрофону вышел парень и рассказал всем, что он – гей. Этот спектакль, благодаря такой форме, каждый раз другой, и для консервативного Львова он, несомненно, “бомба”. В спектакле очень хорошие диалоги, актеры играют откровенно и словно не играют вовсе, а существуют на сцене. А для зрителя “146 звезд” – это продолжение его альтер эго, его отражение в зеркале. Необычайно интересный спектакль, и я радуюсь, что он победил, потому что у нас не так много спектаклей, которые умело балансируют на острие ножа. Всегда важно не переборщить и поставить спектакль так, чтобы он остался произведением искусства. Понятно, почему он понравился европейскому жюри – в Европе такие спектакли ставят уже давно. А для нас это необычный эксперимент.
Актриса Виталина Библив в спектакле "Белка, которая прожила 100 лет”
– Спектакль “Белка, которая прожила 100 лет”, судя по трем номинациям, произвел неизгладимое впечатление на иностранное жюри. Почему?
– Спектакль “Белка, которая прожила 100 лет” киевского Театра “Золотые ворота” – это очень хорошо сделанный моноспектакль. Именно поэтому выбор жюри понятен, потому что играет эту белку блестящая виртуозная, необыкновенно гибкая – и психологически, и пластично – актриса Виталина Библив, которая буквально поражает своим психологическим существованием в теле спектакля.
Я понимаю, что актриса просто купила международное жюри своим талантом. Ничего плохого в этом нет, это просто прекрасно. И я могу только поздравить театр “Золотые ворота” и режиссера Стаса Жиркова с победой. Хотя Жиркова уже больше года нет в стране, но дело его, как видите, живет. В этом спектакле прекрасный текст, что подтверждает и специальный приз жюри драматургу Олегу Михайлову, написавшему пьесу “Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века”.
Читайте также: Директор ДРАМИКОМ в Днепре: Война дарит зрителя, которому театр интересен
Читайте также: Директор театра в Сумах: число зрителей определяет вместимость бомбоубежища