Недавно мы писали о новой книге Макса Кидрука «Теория невероятности». Теперь нам представилась возможность поговорить с автором о некоторых идеях из этой книги и о важных, на наш взгляд, аспектах, которые выделяет господин Кидрук. Также поговорили о новом издательстве «Бородатый Тамарин», которое Макс Кидрук открыл вместе с женой Татьяной в ноябре прошлого года, об издательских планах, о творчестве, а еще о «Звездных войнах» и конце света.
В вашей книге «Теория невероятности» вы разбиваете мифы об угрозе затопления из-за глобального потепления и одновременно говорите о других гораздо более серьезных проблемах, о которых мало говорят: метангидратный взрыв, парниковый эффект и тому подобное. Расскажите в двух словах чего бояться не стоит, а чего стоит. И почему?
Это хороший вопрос. Начну с того, что анализируя реакцию людей на именно это эссе, о котором вы упомянули, я начал осторожнее подбирать слова. Я бы не хотел говорить, что повышение уровня океана это совсем ничтожная угроза. С точки зрения жителей островного государства Палау, это точно экзистенциальная угроза. Но когда мы берем весь мир в целом и анализируем то, что может быть, то в наших головах уровень повышения океана это проблема гораздо большая, чем есть на самом деле. Из-за того, что она раздута мы не замечаем других действительно важных проблем. Вот в этом и суть, которую я хочу донести.
Абсолютное большинство мира до конца века легко справится с тем уровнем поднятия моря, который будет. Это примерно до полуметра. И это самые худшие прогнозы. Почти наверняка это будет меньше, чем эти 50 сантиметров. Угроза есть, проблема есть, но из-за фиксации на ней люди не замечают кучу других факторов, которые значительно страшнее. И их немало, поэтому я не буду перечислять все.
Кстати, вот вам эксклюзив в интервью. Мы в издательстве «Бородатый Тамарин» купили права на одну книгу о климате и мы ее еще не анонсировали. У нас уже есть обложка и аннотация. Эта книга новая и вышла в июле 2023 года. Автор — корреспондент журнала Rolling Stone, который более 30 лет занимался климатической журналистикой. Книга называется «Палящее тепло убьет вас в первую очередь». И это, собственно, одна из самых больших угроз. Она вроде бы очевидна, но о ней говорят несоизмеримо меньше, чем о поднятии уровня океана.
В чем ее суть. Через несколько десятилетий на земле будут регионы, где человек не сможет находиться без защитного скафандра, охлаждения или без транспортного средства. Мы теплокровные приматы, нам надо куда-то сбрасывать тепло, и если будет слишком жарко, чтобы мы это тепло сбрасывали, люди просто будут вариться в собственных телах.
Вакансии
Журналіст, автор історій про IT, бізнес та людей в MC.today MC.today
Digital Marketing Manager simpals
System Administrator simpals
Middle+/Senior Software Engineer (Go) Wizer, Віддалено
Сейчас мы говорим не о какой-то там пустыне в Иране или в Африке. Речь идет о густо населенных регионах, в частности в Европе: Испания, Италия, Греция. Это развитые страны, и они наверняка смогут сделать какие-то надежные основанные системы охлаждения и тому подобное.
Но просто представьте ситуацию, когда в обычный летний день температура держится не на уровне +30 градусов, как сейчас, а +45. В тени. И это будет продолжаться 90 дней подряд. Также представьте, что что-то происходит на электростанции, которая питает все эти кондиционеры. После этого уровень смертности будет такой, какой Европа не видела со времен бубонной чумы.
А еще это открывает целый ряд возможностей для террористов. Не надо больше проносить бомбы на самолеты, не надо взрывать себя посреди площадей. Ты просто делаешь то, что русня сейчас пытается сделать с Украиной — взрываешь какую-то большую подстанцию посреди этой тепловой волны, и все. В этом сценарии мы реально можем говорить о сотнях тысяч смертей.
И эти сценарии изменения климата игнорируются. Игнорируется то, что тепловые волны в Европе уже стали сезонными. Пожары в Калифорнии не становятся меньше. А ледники тают, и этот процесс только ускоряется.
Я подчеркиваю, что это лишь одно из возможных последствий глобального потепления,
которое мы не видим из-за фиксации на подъеме уровня океана. И это еще я не вспоминаю то, о чем я пишу в своем романе «Новые Темные Века. Колония».
Есть сценарии, с которыми еще как-то можно будет справиться. А есть сценарии абсолютно апокалиптические вроде метангидратного взрыва, вроде массовой гибели фотосинтезирующего планктона в океане. Об этом я пишу в продолжении «Колонии». Именно эти организмы производят большинство кислорода, которым мы вдыхаем. Не амазонские леса, а планктон в верхних слоях океана. И вот сейчас из-за последствий глобального потепления эти организмы погибают.
Есть реальные сценарии, с которыми нам точно придется иметь дело. И если мы как человечество соберемся, то теоретически сможем с ними справиться. А есть такие вещи, которые менее вероятны, но если они произойдут, то это означает, что мы как цивилизация сталкиваемся с угрозой совершенно невиданных масштабов. К ним относится и метангидратный взрыв и гибель планктона в океане. И поэтому меня откровенно раздражает, когда люди говорят о поднятии уровня океана и что надо с этим бороться. Да, надо, но вы не видите несоизмеримо больших проблем.
В «Теории невероятности» вы также прошлись по «Звездным войнам» и «Армагеддону». Вы рассказали почему оба фильма не дружат с физикой и нереалистичны в некоторых своих ключевых идеях. Можете рассказать об этом?
В команде «Бородатого Тамарина» мы тщательно отслеживаем все отзывы, в буквальном смысле все, и анализируем их. И один из отзывов был как раз об этом эпизоде о «Звездных войнах». Говорили, мол, Кидрук пишет, что «Звездные войны» нереальные, что в них корабли не могут так летать или стыковаться. Покажите ему, как NASA стыкует два корабля в космосе и тому подобное.
Это немного расстраивает, потому что разоблачает глубину непонимания банальной физики. Я не знаю, как подобрать слова, чтобы объяснить сколько энергии в плане расчетов, выбора времени, времени старта, типа, траектории, было вложено для того, чтобы поставить этот аппарат в такую точку, где он четко подойдет к тому, что он должен состыковаться с другим аппаратом, который имеет такую же скорость.
Но когда на это смотрят люди, то у них возникает иллюзия, что эти два аппарата просто висят в невесомости. Но дело в том, что на высоте 50 километров над Землей нет невесомости. Там гравитация лишь на толику ниже, чем на поверхности нашей планеты. И это очень близко к поверхности Земли. Невесомость возникает из-за того, что эти два объекта, которые пытаются состыковаться, движутся с колоссальной скоростью. Это классический пример того, что они падают на Землю, но промахиваются мимо нее.
И вот, когда ты точно просчитаешь траекторию так, что они станут друг за другом, то, очевидно будет эта иллюзия, что они плывут и медленно стыкуются. Но если хотя бы один из этих космических кораблей в этот момент отклонится хотя бы на пол градуса, на пол какого-то радиана, их мгновенно разнесёт в разные стороны. Этим я пытаюсь донести, что не критикую «Звездные войны», это прекрасная франшиза и замечательная история, но там случаются выдумки.
Скажем в книгах Джорджа Мартина есть драконы, которые рождаются из яиц в огне и потом они растут. И это прекрасно, потому что автор изображает мир с такими драконами, которые уязвимы к угрозам того мира. Сначала они маленькие, их можно убить, они растут, учатся, они агрессивны и бросаются даже на свою мать Дейенерис. То есть они реальны и функционируют в пределах той реальности, которую создал автор
Все мои претензии к «Звездным войнам», «Армагеддону» и т. д. сводятся к тому, что когда ты уже что-то придумал, а дальше описываешь нечто подобное, что из этого выпадает, то люди, читатели или зрители, возможно увидят, как отдельные детали вселенной не вяжутся с другими.
«Звездные войны» — это физический мир, который примерно похож на наш. Там тоже есть планеты и есть звезды. Очевидно, что на планетах есть гравитация, потому что они должны были как-то сжаться под действием той гравитации в такие сферы. А значит там действуют те же базовые фундаментальные законы. А по ним никакие летательные аппараты, какими бы они ни были, не могут двигаться на орбите так, как движутся пропеллерные истребители времен Второй мировой войны в воздухе. Это просто физически невозможно. Потому что даже если бы они пытались так двигаться, то они бы мгновенно разлетелись на десятки тысяч километров друг от друга. Или если бы они замедлились, то это означает, что космические корабли не могли бы быть на орбите. Они бы начали просто как камни падать вниз.
Я понимаю, что это мелочь и это не влияет на сюжет и не должно влиять на принятие «Звездных войн» как феномена в поп-культуре. Но в то же время мы как человечество, как культурное сообщество, постоянно получаем какие-то новые знания, а значит должны двигаться вперед. А учитывая то, сколько всего мы знаем сейчас о мире, мне кажется это небрежностью в проработке мира, когда ты игнорируешь эту реальность и идешь легким путем.
В книге «Теории невероятности» вы рассказываете и об электромобилях. Вы говорите, что за ними будущее, но у них также есть множество недостатков и ограничений, которые не позволят человечеству полностью перейти на этот вид транспорта. Также оказывается, что электромобили не такие уж и экологичные. Так какие здесь нюансы?
Здесь я тоже рискую нарваться на кучу адептов электричества. Сразу начну с того, что если мы берем отдельно взять электрокар и рядом с ним ставим бензиновое авто, то очевидно, что электромобиль значительно более эффективен и экологичен.
Если у вас есть электрическое авто дома и вы его заряжаете себе это прекрасно. Но если мы вдруг заменим все бензиновые авто, например, в моем родном городе Ровно, на электромобили, то потребление электроэнергии было бы огромное. И его уже надо будет покрывать с какой-то ТЭЦ, а у нее будет гораздо больше выбросов в воздух, чем вызывали те все бензиновые и дизельные авто, которые мы заменили электрокарами. Лучший вариант — гибридные авто. В этом случае потребляется меньше топлива, а еще не сильно нагружается электросеть.
Это первый момент. А второй — это емкость батарей. Я не специалист в этой теме,
но из того, что я знаю, то пока что прорывов в этой области не намечается. То что делает Tesla — это предел того, сколько энергии можно запаковать в химическую батарейку. А без этого увеличения у нас не будет ни нормальных электропикапов, ни тем более электрогрузовиков, электрофур и тому подобное. В пределах городов или для общественного транспорта электрокары — это прекрасно. Но междугородние перевозки, особенно крупные грузовые перевозки так и будут оставаться за машинами с ДВС. Но их надо будет постепенно переводить на экологическое топливо — на биодизель или что-то такое.
18 ноября самая мощная в истории многоразовая ракета SpaceX Starship совершила второй орбитальный полет. Проблемы были, но его можно назвать успешным. Несмотря на это в компании отсрочили первый полет людей к Марсу на 2030 год, хотя раньше это были 2024-25 годы. По вашему мнению новая дата уже реальна?
Еще во времена, когда я был осторожным критиком Илона Маска, еще до того, как мы все узнали его реальные взгляды на мир, я говорил и писал, что его заявления о полете на Марс в 2024 году это нереально. Я не исключаю, что SpaceX с помощью NASA все же полетит на Красную планету, но это будет точно не в 2024 году и даже не в 2030-м.
Люди просто не осознают все эти расстояния. Они не понимают насколько далеко Земля и Марс находятся друг от друга. Они не понимают, сколько всего может пойти не так. Например, люди высадились на Луну в экспедиции «Аполлон 11». То есть до этого было десять тренировочных, разведывательных и других миссий, прежде чем, все поняли, что они могут высадить туда людей. С Марсом будет так же.
Там не будет космодромов, команд спасателей, запасных планов и тому подобное. Все просто должны быть уверены, что когда миссия стартует, то все работает идеально. А для этого надо сделать очень много. Поэтому первая миссия на Марс будет даже не в 2030 году. В лучшем случае это будет конец 2030-х годов. И это мы будем только начинать перебрасывать туда припасы и модули, для того, чтобы там была какая-то сформированная база, где люди, которые приземлились смогут восстановиться после перелета.
И только после того, когда должны быть несколько десятков, а возможно даже десятки
тестовых полетов без людей и только с манекенами, которые протестируют все полностью. Так было с высадкой на Луну: перелет, выход на орбиту, приземление. Это займет еще где-то два десятилетия, потому что есть окно для отправки на Марс. А вне его мы не можем это сделать. Поэтому самая оптимистичная картинка высадки человека на Марсе при условии достаточного финансирования это где-то конец 2050-х годов.
В «Новые Темные Века. Колония» у меня человечество высадилось на Марсе кажется в 2048, и это я был немного более оптимистичен. И это уже реально, но в случае, что все пойдет по плану. Но почти наверняка все пойдет не по плану и это еще будет откладываться.
NASA заключило контракт со SpaceX на две высадки экипажа на Луну с помощью того же Starship в рамках миссий Artemis III и Artemis IV. Они официально запланированы на конец 2025 и 2028 года. Artemis V должен состояться в сотрудничестве с Blue Origin, а миссия запланирована на 2029 год. Джефф Безос недавно уже показал посадочный модуль Blue Moon Mark 1, который должен остаться на Луне. Когда по вашему мнению реально ожидать возвращения людей на Луну? Заданные сроки реальны?
Я за Artemis слежу тщательно и эти даты считаю реальными. Да могут быть задержки, потому что это сложные технологии и все может быть непредсказуемо. Но эти даты в целом я считаю абсолютно адекватными.
Наверное, для большинства людей не в теме возникает вопрос зачем это нужно снова? Это вопрос статуса для США или цель зарабатывания денег добычи чего-то на спутнике в будущем?
На самом деле это очень сложный вопрос, и я в целом понимаю, что есть люди, у которых он возникает. Но по своему опыту скажу, что если этот вопрос уже встал, то что-то доказывать людям в этом случае бесполезно. Например, для меня эти полеты важны сами по себе. Это просто продвижение человечества вперед. Это неоткрытая фронтера, и если мы можем пойти, то я считаю, что это преступление, если мы туда не идем.
Нил Деграс Тайсон говорит, что по сравнению с расходами на войну доля, которую США выделяет для NASA, составляет менее 1%. Если бы они хотя бы треть своего бюджета перебрасывали на исследование космоса, то мы бы давно были на Луне и были бы значительно ближе к Марсу.
Кроме того, есть и практическое измерение. Не забываем сколько технологий было разработано для программы «Апполон», которые затем пошли в повседневную жизнь. Сколько инженеров было взращено этой программой, столько всего нового разработано, столько идеи появилось, которые потом, когда программа закончилась, пошли просто на обычный рынок и делают нашу жизнь лучше.
Это важно, потому что мы, как человечество не можем быть в застое. Мы или движемся вперед, или регрессируем. И учитывая то, что сейчас происходит в мире, война, нападение России на Украину, Хамас, Иран, Китай, мы сейчас движемся назад.
Поэтому покорение этих новых фронтиров важно для того, чтобы мы просто, как человечество, имели какую-то цель. Понимали, что мы куда-то стремимся, понимали, что мы можем быть лучше, эволюционировать.
Но как писатель, я сейчас пишу книгу, которая все перечеркивает. Во второй книге «Новых темных веков» я пишу, что мы не изменимся. В этом также есть риск, есть угрозы. Но если мы не сделаем этого шага, то мы не узнаем. Да, человечество может потерпеть неудачу, если будет двигаться вперед. Но если мы остаемся на месте, то мы уже потерпели поражение.
В ноябре 2022 года вы с женой открыли собственное издательство «Бородатый Тамарин». Как вы на такое решились во время полномасштабной войны?
Раньше я издавался в «КСД» и у меня к ним никаких претензий. У нас хорошие отношения с ними и были, и сейчас остаются. Но просто по мере того, как моя аудитория росла, я набирал все больше веса в переговорах с ними. Я имел все больше влияния на то, на конечный продукт.
Например, в 2012 году они просто брали мой текст и дальше все делали сами, а получалось не всегда то, что я хотел бы видеть. Но со временем мои книги в «КСД» уже редактировала мой редактор, которая работала напрямую со мной. Тоже самое было с обложками, которые делали мои дизайнеры по моему четкому ТЗ. А потом мы с женой поняли, что делаем все по подготовке книги к печати, кроме собственно печати. А дальше уже была логично мысль, что наверное мы можем вложить в это свои деньги и сделать больше.
Также было важно, что мы сразу понимали — это издательство не будет издательством Макса Кидрука. Мы точно хотели издавать другие книги, кроме моих. Книги, которых по нашему мнению не хватает на украинском рынке и чем мы сейчас успешно занимаемся.
Сейчас в работе у нас 20 проектов. Из них мы уже объявили девять, и еще другие есть, которые не объявлены, но над ними уже работают переводчики. А мы радуемся как это все получается.
А как решились? Собственно лицензию мы получили от Книжной палаты за три недели до полномасштабного вторжения. Мы еще ничего не анонсировали, а когда россия поперла сюда танками, я подумал, что моя карьера завершена, как издателя и как автора.
Но через некоторое время рынок восстановился, а потом сначала моя жена, дальше остальные моей команды, начали убеждать меня, что стоит все же издавать книгу. Это я о «Колонии». Я до последнего сопротивлялся. Это сейчас кажется странным, когда мы имеем тираж уже почти 37 тысяч экземпляров. Но тогда, в ноябре 2022 года, это так не было.
Я сопротивлялся потому, что я понимал — это большая книга, а состояние рынка нестабильно. В стране идет война и поэтому я боялся, что мы просто обанкротимся. Плюс это был тот период, когда россия наиболее интенсивно бомбила украинскую инфраструктуру. Это был октябрь или ноябрь прошлого года. И когда мы готовили эту книгу к печати, то мы не знали будет ли работать интернет, почта или книжные магазины, чтобы мы имели какую-то возможность рекламировать мою новую книгу. Поэтому я был тем, кто держал все на тормозах до последнего. Но, в конце концов, меня дожали. Сейчас я понимаю, что это было правильное решение, но тогда мы этого, конечно, не знали.
Почему именно такое название? Почему «Бородатый Тамарин»?
Мы долго думали, как назваться. Мы с женой перебирали месяцами разные варианты.
Нам то не нравилось, и это не нравилось. А потом мы зашли в настолько тупик, что я начал гуглить «Как правильно назвать издательство». И что вы себе думаете?
Есть англоязычная научная статья, где авторы анализируют узнаваемость брендов на издательском рынке. И там был вывод, что название издательства на самом деле второстепенно. Что значительно лучше читатели запоминают логотип.
Далее мы полезли в Google за перечнем самых милых животных. Там был карликовый кенгуру квокка, лиса фенек и куча других милых созданий. Также среди них был бородатый тамарин. Мы его увидели и сразу поняли, что это просто стопроцентное попадание. Он одновременно и забавный, и мудрый. Это идеально подойдет к книгам, которые мы будем издавать. Также мы поняли, что он будет отлично смотреться на книгах, на футболках, на сумках. Поэтому мы основали издательство и назвали его «Бородатый Тамарин».
Потом оказалось, что у нас в Ровно, в зоопарке, есть тамарины. Мы поехали туда и узнали, что в зоопарке можно стать опекуном животных. Но тамарины были заняты. Ими занималась какая-то юридическая компания из Ровно. И мы очень расстроились с женой. Ну, прям очень. Но мы поехали в эту компанию, объяснили ситуацию и они согласились нам его отдать.
Мы официально заключали соглашение о расторжении их соглашения между ними с зоопарком. Они потом выбрали себе кого-то другого под опеку, а мы стали официально опекунами бородатых тамаринов в зоопарке города Ровно.
Еще позже возникла идея, что нам нужен главный редактор, которым мы сделали одного из этих тамаринов. Теперь на всех наших книгах в начале перечня людей в титрах, которые работали над изданием есть Джонджо Букбайндер по прозвищу Маленький Джо. Императорский тамарин в Ривненском зоопарке.
На самом деле мы уже с полгода ищем компанию, которая нам сделает мягкую игрушку в виде тамаринчика. И что вы себе думаете? Мы не можем найти в Украине такую компанию. Конечно, компании есть, но нам то ли не нравится их формат, то ли качество. Был даже один производитель, с которым мы дошли до эскиза, но они нарисовали его ужасно, поэтому мы отказались. Если среди читателей ITC.UA кто-то знает компанию, которая может нам в этом помочь, или сам такое делает в промышленных масштабах, пусть свяжутся с нами.
Кроме того, что вы автор, чем еще вы занимаетесь в издательстве?
На самом деле я стараюсь дистанцироваться как можно дальше от этого, потому что сейчас я пишу вторую часть «Новых темных веков» и это моя основная работа. Но очевидно, что когда у тебя новый малый бизнес ты не можешь просто дистанцироваться, иначе все сколлапсирует. И поэтому я банально грузчик. Когда приходит новый тираж, я просто все загружаю и отвожу на Новую почту.
Кроме того, я выполняю роль научного редактора в некоторых будущих книгах нашего издательства. Например, буквально только что отдали в печать книгу канадского астронома и популяризатора науки Джона Уиллиса «Все эти миры ваши». Также есть еще одна книга, которая пойдет в печать в следующем месяце и это Кевин Питер Хенд «Океаны за пределами земли». Это такой хороший научпоп о поиске жизни за пределами земли.
Кроме того, я курирую разработку обложек. Но в целом решение мы принимаем вместе с женой. Уже потом я работаю с дизайнером, рассказываю что я хочу там видеть и тому подобное.
На сайте издательства уже сейчас есть девять книг, включая вашу «Колонию» и «Теорию невероятности». Также там есть много научпопа и нонфикшна о земле, о космосе и науках, включая новую «Верхом на шаттле» об американских астронавтах. Также вы говорили, что в целом в работе уже 20 книг. Можете рассказать об имеющихся и будущих книгах издательства?
Да, сейчас 20, но будет больше. С точки зрения бизнеса мне не нравится, когда мы начинаем накапливать средства на счету. Это немного странно звучит, но гривна не то чтобы слишком стабильная валюта, особенно в наше время. Поэтому я не люблю, когда деньги просто лежат и ничего не делают. Потому что мы не делаем этого ради денег. Мы сразу эти их куда-то вкладываем. Мы раздаем авансы переводчикам, покупаем права на другие книги и этот процесс непрерывный.
Поэтому я убежден, что если все будет хорошо в стране, если будет функционировать
Новая почта, интернет и книжные магазины, то мы точно будем иметь в портфолио издательства больше книг.
Как я понял из объявленных серий, в вашем издательстве будут только нонфикшн и научпоп. А художественная литература только от Макса Кидрука? Планируете издавать других писателей?
Это не такой уж эксклюзив, но у нас есть серия разработанная под художку. Она имеет логотип, фирменный цвет, легенду, которая объясняет, какое животное есть на логотипе. И это мы сделали с год назад и все это время не объявляем эту серию. Почему? Потому что мы ищем авторов. И несмотря на то, что мы хорошо стартовали, мы все же небольшое издательство и не можем себе позволить вкладываться в проекты, в которые мы не верим сами.
Мы с женой Татьяной тщательно отбираем книги. Есть определенные авторы, которых я хотел бы издавать, но с тем сложно, потому что хорошие авторы или подписаны уже кем-то, или на них есть опционы каких-то других издательств.
Скажем, я очень хотел бы издавать Джо Гила. Это автор, которого я очень люблю и уважаю,
и с которым на украинском рынке не задалось. Но есть другое издательство, которое все же купило на Гила опцион. То есть заплатило агенту определенную сумму за право первоочередного выкупа прав на какую-то книгу.
И вот мы обратились к агенту Гила за книгой «Носферату» — это его роман 2013 года, который, я считаю, один из лучших хорроров за последние лет 20. Этот роман точно не был ни у кого на радарах среди других издателей, пока мы к нему не обратились. И этот агент, согласно условиям опциона не имеет права нам его продать. Он сначала должен пойти в то издательство, которое имеет опцион, и спросить у него, не против ли они, чтобы мы купили эти права. И как только это издательство узнало, что «Бородатый Тамарин» хочет купить права на «Носферату», они сказали нет. Поэтому агент нам отказал, а потом, где-то через три недели издательство «Vivat» анонсирует выход украинского перевода романа «Носферату».
Есть еще один автор, которого я очень хочу издавать. И там абсолютно бешеная история с правами в Украине. Но я об этом пока не буду говорить. И есть еще один автор, которого мы хотим издавать. Надеемся, что мы таки его возьмем. Так же есть двое украинских авторов, чьи тексты мы сейчас ждем. И если мы уже будем иметь на руках готовый текст, то будем готовы стартовать художественную серию.
Недавно в Инстаграме «Бородатого Тамарина» появилось видео, где вы говорите, что тираж «Колонии» составил почти 39 тысяч экземпляров. Из них 37000 бумажных книг и две тысячи аудиокниг. Как по мне, цифра удивительная, тем более для рынка Украины. А какая она для вас? Ожидали такой популярности? Было ли у вас больше и с какой книгой?
Не ожидал и абсолютно не надеялся. Есть у меня одна книга, которая имеет больший тираж. Это «Не оглядывайся и молчи». Но она вышла в 2017 году. До последнего допечатывания КСД ее тираж был 59 тысяч. Я точно знаю, что сейчас ее снова допечатали, но не знаю сколько там еще будет. Думаю, что точно больше, чем 2-2,5 тысячи экземпляров.
Поэтому мы можем говорить, что ее тираж перевалил уже за 60 тысяч экземпляров. Однако это, опять же за шесть лет, а с «Колонией» надеюсь, что к этой же цифре мы доберемся к концу 2024 года.
А еще меня удивляет средняя оценка книги («Новые Темные Века. Колония») на Goodreads. Сейчас там 4,73 и это самая высокая из оценок на мои книги. Ближайшее, что у меня есть это «Пока свет не погаснет навсегда» с оценкой 4,44. И я считаю, что это слишком высокая оценка для этого романа.
Я знаю, что в «Колонии» есть сильные стороны, за которые люди ее любят. Но я также понимаю, что это огромная книга на 900 страниц, она местами непростая из-за кучи персонажей, из-за многих научных описаний и тому подобное. А самое главное, что это лишь расстановка фигур на шахматной доске, потому что это первая часть трилогии. Это 900-страничное вступление в огромную историю. И поэтому я искренне удивлен оценкой на Goodreads.
Когда будет электронная версия «Новые Темные Века. Колония» и будет ли вообще?
В декабре. Мы уже ее отдали. Единственное, что это будет не загружаемый файл, который можно будет купить в различных онлайн-магазинах. Она будет только в приложении «Абук» и читать ее можно будет только там.
Я понимаю, что кому-то это будет неудобно, но уже как есть. Также я не знаю, когда именно платформа «Абук» планирует ее релиз, но мы уже ее им отдали.
Кстати, читаете ли вы только бумажные издания или также используете электронный ридер? Если пользуетесь, то что у вас за модель и почему именно она?
У меня есть ридер и у моей жены тоже. Мой очень старенький и он от Pocketbook. Но я им почти не пользуюсь, потому что я фанат бумажных книг. У меня огромная библиотека, у меня везде книги, у родителей книги и я люблю это.
Я считаю, что когда ты просто имеешь файлы где-то там у себя на читалке, или приложении, это немного не то. Но я понимаю, что это мой фетиш, что я должен держать что-то в руках, понюхать, посмотреть, а не просто почитать или послушать музыку. Так же я собирал диски с Iron Maiden уже после того, как возник формат MP3
Но это все же удобнее и точно дешевле. По вашему мнению электронные книги уже победили бумажные? Или эта битва еще продолжается? За кем будет победа или это вообще не важно?
Я не думаю, что победят. Я не думаю, что вообще здесь есть смысл. Это не борьба. На самом деле не играет роли, как вы потребляете культурный продукт. Бумажная ли это версия,
или электронная, или вы слушаете аудиокнигу. Мне на самом деле все равно, главное, чтобы вы за это заплатили.
Если это интенсивный продукт, и вам удобнее аудио, прекрасно, вот вам аудио. Если вам легче читать с планшета, вот вам в декабре будет электронная версия. Я только за.
Сейчас даже на развитых книжных рынках электронных книг продается чуть меньше, чем бумажных. Но даже если их будет больше, то я не вижу в этом никакой проблемы. Если человек за это платит, то это замечательно.
В конце попрошу порекомендовать одну художественную и одну научно-популярную книгу от украинских авторов и так же от иностранных авторов.
Хорошо. Последнее, что читал, и здесь абсолютно без колебаний, рекомендую Александр Мехед «Позывной для Иова. Хроники вторжения». Это рефлексии автора о первых нескольких месяцах войны. Он потерял дом, потом один из его ближайших друзей погиб. Он сам по себе замечательный автор и стилист. Собственно Мехед это не художка, а эссеистика, но отнесем ее к художке.
Из художественной иностранной литературы — совершенно неожиданно для меня это Брэндон Сандерсон «Путь королей». Это первая книга из «Хроник Буревестника». Эта книга, которая научила меня смирению. В том плане, что был период, когда я плевался от фэнтези, потому что думал, что оно несерьезное. Ну, кроме Толкина, Мартина или Аберкромби. А оказалось, что там лучшее мироздание, которое я когда-либо видел за всю свою жизнь. Это лучший оригинальный мир, выстроенный лучше всего. Это отличный стиль и большая книга, но объема бояться не надо.
Относительно научпопа. Не буду оригинальным и назову книгу от нашего издания. И это «Океан за пределами земли» Кевина Питера Хенда. Она одновременно простая и фундаментальная. Я ее рекомендую потому, что автор не просто описывает какие-то научные вещи, а постоянно задает себе вопрос «Почему?», а потом все объясняет.
Наукпоп от украинского автора будет «Смех в конце тоннеля. Заметки украинского анестезиолога» авторства Ивана Черненко. Мы с автором нормально общаемся даже.
Это анестезиолог одной из больниц Одесской области, который написал книгу об анестезиологии и вообще о пути молодого человека в медицине, начиная от учебы и заканчивая работой в больнице. Эта книга фактологически правдивая, она по-своему смешная, но там есть и грустные моменты. В общем книга очень крутая, поэтому рекомендую.