14 декабря Европейский совет принял решение о начале переговоров с Украиной о вступлении в Евросоюз.
Факты ICTV расспросили Алексея Якубина, политолога, кандидата политических наук, старшего преподавателя кафедры социологии Национального технического университета Украины Киевский политехнический институт.
Напомним, что в ноябре 2023 года Еврокомиссия оценила выполнение Украиной реформ на 90% и рекомендовала Евросовету проголосовать за начало переговоров.
Начало переговоров о вступлении в ЕС
Несмотря на немалый скепсис от еврочиновников относительно положительного решения для Украины, официальный Киев все же на 90% был уверен, что в Евросовете нас поддержат.
За последние месяц-полтора очень много сделала Верховная Рада — без особых дискуссий принимала необходимые решения. То есть Украина сделала все от нее зависящее, чтобы переговоры о вступлении в ЕС начались.
Главным является и то, что для ЕС эти переговоры тоже важны. Евросоюз должен был продемонстрировать, что он может принимать решения, несмотря на позицию отдельной страны. Особенно важно, что это решение связано с расширением ЕС.
— Часто украинцы воспринимают вступление в ЕС, как важный шаг прежде всего для нас. Но это важно и для самого ЕС, потому что это демонстрация того, что эта структура является привлекательной для других стран. Евросоюз даже несмотря на заявления премьера Венгрии Виктора Орбана прекрасно понимал символичность принятия решения по Украине, — отметил Алексей Якубин.
Стоит заметить, что в предыдущих планах расширения ЕС на первом месте стояли Балканы. Но случилось так, что с Боснией и Герцеговиной переговоры не начнутся, потому что она не выполнила критерии и не демонстрировала свою активную работу, как парламент и правительство Украины.
Что могло убедить Орбана не накладывать вето
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще днем, 14 декабря, уверял, что наложит вето на решение о начале переговоров. Но в итоге просто вышел из зала, и легитимное голосование состоялось в его отсутствие.
По словам Алексея Якубина, здесь надо понимать политическую фигуру венгерского премьера Виктора Орбана.
Основное мнение о нем, что он прокремлевский и является другом Путина. Но вне этого у Венгрии есть определенная травма от Трианонского договора после Первой мировой войны (страна согласилась на значительные ограничения и потерю территорий, в частности Закарпатья и всей Словакии). И с тех пор внутри есть ощущение обиды, которое переносится на соседние страны.
Кстати, это касается не только Украины. Такие же вспышки неприязни были и к Словакии, и к Румынии, где есть большие венгерские общины.
По мнению политолога, внутри Венгрии антиукраинские высказывания Орбан превратил в политические баллы для себя. А во внешней политике это стало венгерской стратегической культурой — то есть так себя ведет страна на международной арене.
Сначала мы видим категорическую позицию Орбана против начала переговоров ЕС с Украиной, а потом он внезапно выходит с заседания и Европейский совет принимает положительное для нас решение.
— Так же принимались различные пакеты санкций — Венгрия постоянно была против. Но она получает какой-то пряник, и в конце концов поддерживает. То есть Будапешту присуща культура торгов с Брюсселем, — отмечает политолог и подчеркивает, что из 30 млрд евро, которые ЕС заблокировал, страна все же получит 10 млрд.
Показательный выход Орбана с заседания Евросовета позволит ему внутри страны говорить, что он не отказался от своей позиции по Украине и продолжить линию заигрывания с Кремлем, чтобы получить какие-то дивиденды со стороны России.
Домашнее задание для Украины перед вступлением в ЕС
Есть Копенгагенские критерии вступления в Евросоюз 1993 года. Этих критериев должна придерживаться любая страна, которая хочет быть членом ЕС.
Первый критерий — это представительная демократия, которая работает. Это демократия, которая проводит выборы, имеет высокий уровень политического плюрализма, свободу СМИ, широкие гражданские права и тому подобное.
Второй критерий — это рыночная экономика страны. Должны работать рыночные институты. И здесь следует понимать, что оценку экономике будет давать именно ЕС.
Политический эксперт Алексей Якубин отмечает, что Украину ждет очень сложный период — это переговоры с каждой европейской страной-членом Евросоюза, чтобы убедить их, что мы должны быть в ЕС. Ведь за наше присоединение к союзу должны проголосовать парламенты всех 27 государств-членов.
Но следует понимать, что в процессе переговоров со странами могут оказаться подводные камни. Не только у Венгрии могут появиться претензии к Украине.
Например, когда вступала Польша в ЕС, то она уже имела сотни подготовленных людей, которые занимались переговорными процессами и пытались выторговать для своей страны лучшие условия. И теперь такая же ответственность ждет и украинских чиновников, говорит Алексей Якубин.
Когда ждать вступления Украины
По мнению политолога, пока сложно прогнозировать, когда же Украина присоединится к европейской семье. Это может и три, и семь, и больше лет. Будет играть важную роль и фактор войны. Но реалистичным для Украины будет присоединение через семь лет, примерно в 2030-м.
Также важна и политическая конъюнктура в ЕС. В 2024 году во многих странах мира будут проходить выборы, а еще выборы ожидают и Европарламент. И от тех настроений, которые есть в европейских странах, будет зависеть, какие партии пройдут в Европарламент и это будет влиять на работу институтов и евроинтеграционный процесс.
Будет ли мешать война присоединению Украины к ЕС
Политолог считает, что Украина сможет полноценно получить статус члена ЕС только после войны. Не напрямую, но война все же будет влиять.
Остается вопрос оккупированных территорий. Есть пример Кипра, который вступил в Евросоюз даже с оккупированной территорией — непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра. Здесь следует понимать, что политика ЕС не такая категоричная, как в НАТО.
А еще в контексте присоединения к Европейскому Союзу важен сам путь — то есть те процессы и реформы, которые будет осуществлять Украина, чтобы стать полноценным членом ЕС.