После просмотра некоторых фильмов никак не выйдет сказать, что вы беззаботно и с удовольствием провели время. Это не значит, что фильмы плохие, вовсе нет. Просто они требуют от вас большего, чем простого просмотра. После выхода из кинотеатра вы не можете сразу поделиться хотя бы приблизительными впечатлениями, а анализ увиденного может занять дни и даже недели. Такие фильмы олицетворяют отдельную категорию киноискусства, в котором акцент на частицу «искусство» будто возведен в абсолют, но лишних пафоса и претенциозности все равно не ощущаются. «Анатомия падения» — один из таких фильмов. Рассказываем в нашей рецензии, каким он получился.
Плюсы:
выдающееся сочетание суровой реальности жизни и сложных отношений внутри одной семьи; максимально искренняя актерская игра; драматизм и развитие сюжета, в котором каждая сцена заслуживает внимание; огромное количество остросоциальных тем, удачно вплетенных в общее повествование
Минусы:
не всегда удачные комедийные элементы
«Анатомия падения» / Anatomy of a Fall
Жанр драматический триллер
Режиссер Жюстин Трие
В ролях Сандра Хюллер, Сванн Арло, Антуан Рейнартц, Майло Мачадо-Гранер, Сэмюэл Тейс
Премьера кинотеатры
Год выхода 2023
Сайт IMDb
Проживающая во Франции писательница Сандра (Сандра Хюллер) оказывается в центре больших проблем, когда ее мужа Сэмюэла (Сэмюэл Тейс) находят мертвым. Он выпал из окна и разбил себе голову, а на Сандру падают подозрения в умышленном убийстве. Главным свидетелем становится ее сын Даниэль (Майло Мачадо-Гранер), однако его плохое зрение из-за пережитой травмы затрудняет дачу показаний. Санда просит своего знакомого адвоката Винсента помочь ей отстоять свою честь. С этого начинается крайне напряженное судебное разбирательство, которое вскроет многие неоднозначные моменты жизни одного семейства.
«Анатомия падения» (или «Траектория падения», но первый вариант лучше соответствует сущности фильма) дебютировала на Каннском кинофестивале в 2023 году — и практически сразу стал сенсацией в кругах кинокритиков. Он забрал себе «Золотую пальмовую ветвь», но это награда стала лишь первой в огромном списке номинаций и побед.
Уже только с одной только точки зрения признания в «высших кругах» «Анатомию падения» можно назвать одним из самых выдающихся фильмов года. Возможно, одним из самых выдающихся за все время существования кинематографа.
Но что же в нем такого? Начать стоит хотя бы с того, что сначала он умело притворяется детективом, хотя с ходом сюжета категорично отказывается от своей детективной сущности. Ведь с появлением новых улик и свидетельств история не становится проще, а задаваться вечным для жанра вопроса «кто убийца?» тут не стоит. Кино намеренно подталкивает вас к отказу от категоричности, благодаря такому решению превращаясь из классической (и довольно лаконичной по завязке) головоломку в абстракцию на самые разные темы.
Однако если вы хотите строгой терминологии, то фильм ближе всего к жанру судебной драмы (legal drama). В таких произведениях акцент делает именно на судебных заседаниях. В «Анатомии падения» они показаны великолепно. Помните, как финальную треть «Оппенгеймера» хвалили как раз за допросы и диалоги в суде? На фоне работы Жюстин Трие возвышенность Нолана кажется максимально наигранной и искусственной.
Суд в «Анатомии падения» становится изнанкой человеческих душ и призмой, через которую зритель может взглянуть на сложную жизнь семьи главной героини. Но эта же призма также отражает настроения общества, некоторые политический тенденции Франции и многие другие моменты.
Суд в фильме — это настолько комплексное мероприятие, что каждая его отдельная сцена заслуживает своего самостоятельного произведения. Однако «Анатомия падения» не ощущается перегруженной, каждый элемент, каждая фраза в ней находятся на своих законных местах.
Каждый разговор в игре напоминает одновременно и яростную баталию, а максимально искреннее обнажение человеческой сущности. Отношения Сандры с сыном из-за судебных разбирательств начинают трещать по швам, каждая может только усугубить ее и без того шаткое положение. При этом беспристрастность суда никак не помогает женщине. К тому же публичная натура ее профессии подогревает интерес к суду со стороны посторонних людей, превращая трагедию одной семьи в развлечение для зевак.
Писательская профессия Сандры занимает отдельное место в сюжете. Ее муж тоже был писателем, но многие моменты в его карьере пошли не так, как ему хотелось. А во взаимоотношениях двух крайне творческих людей всегда будут появляться крайне напряженные моменты. «Анатомия падения» идеально ухватывает и этот момент, при этом не превращая писательство в нечто возвышенное и далекое. Опять же, одно из главных достижений фильма — это идеальная передача наиболее важных моментов жизни человека в прозаичной, почти тривиальной форме.
«Анатомия падения» заслуживает отдельных эссе, потому что в ней есть огромный пласт тем. Важную роль в истории занимается бисексуальная натура Сандры. А отдельно фильм освещает отношение к французскому языку во Франции, которое возведено абсолют.
Сандра не в совершенстве владеет французским, что накладывает свои ограничение и бросает тень на ее репутацию. Каждый фрагмент тут настолько выверен, что остается только поражаться мастерству съемочной команды.
Само собой, эффект от фильма был бы совершенно другим без потрясающей актерской игры всех участников кино. Но главной звездой становится Сандра Хюллер, которая перевоплотилась в сильную и не самую приятную женщину, которая при этом все равно остается человеком в беде и заслуживает свой капли сочувствия. Есть некая ирония, что актеров, сыгравших Сандру и Сэмюэла в фильме, зовут Сандра и Сэмюэл в реальной жизни. Вроде бы небольшая деталь, но она прибавляет своего шарма произведению.
Майло Мачадо-Гранер в роли юного Даниэля также выжимает максимум из своего актерского таланта. Дети-актеры — это всегда большой риск для драматических произведений. Но тут он максимально оправдался. И это учитывая, что Даниэль — не самый стандартный ребенок в не самой обычной ситуации. Но ему веришь, а с течением фильма его характер и резкое вынужденное взросление занимают свое полноправное место в истории.
«Анатомия падения» наполнена многими мелкими деталями, которые хочется обсуждать отдельно. Например, дотошное воссоздание момента смерти Сэмюэла, в котором даже маленькое пятно крови способно изменить ход дела. Или музыкальные интерлюдии, через которые нам показывают растущую пропасть между Сандрой и Даниэлем. Нашлось даже место для небольших экспериментов с юмором. Он тут циничный и, будем честны, не всегда уместный, но общих впечатлений не портит.
Когда по экрану начинают ползти финальные титры, в душе появляется впечатления, что вы посмотрели что-то не для посторонних глаз. Что-то запретное и сакральное, что должно утонуть в семейных архивах где-то в далеком загородном доме. Настолько искренней выглядит каждая секунда фильма. Возвращаясь к названию, слово «анатомия» идеально ложится в общую сюжетную канву. Пускай местный уровень драматизма находится на запредельном уровне, все равно драматургия максимально структурирована, прямо как судебный процесс.
Сочетание отрешенного прагматизма и трагедии людских сердец превращает «Анатомию падение» в сокровище кинематографа. И тем интереснее обдумывать его после финала. Так как подумать тут точно есть над чем.
Вывод:
«Анатомию падения» очень хочется назвать шедевром, но этот термин кажется максимально пошлым и неуместным относительно настолько замечательного фильма. Да, он требует усидчивости и внимания к каждой фразе. Но если в результате вы проникнитесь хотя бы третью местных мыслей, то сполна поймете, откуда у фильма столько наград. А это всего лишь треть его величия.