Оптимистичный тренд: с ноября валютная выручка РФ за нефть резко сократилась
Оптимистичный тренд: с ноября валютная выручка РФ за нефть резко сократилась

Оптимистичный тренд: с ноября валютная выручка РФ за нефть резко сократилась

Оптимистичный тренд: с ноября валютная выручка РФ за нефть резко сократилась

Для режима Путина низкие цены на нефть являются предвестником катастрофы. Нефть и газ приносят около 45% наполнения федерального бюджета РФ, нефть отдельно — 25–30%. То есть именно на ней держатся российская экономика и возможность финансировать войну. Поэтому смерть Кощея — в нефтяной игле. И мы к ней постепенно, но подбираемся. Вопреки пессимистическим прогнозам, мировые цены на нефть начали падать, опять заработал потолок в 60 долл. за баррель российской Urals, которую перевозят по морю.

 

Хорошие новости с нефтяных бирж

Летом и в начале осени были зафиксированы многочисленные случаи нарушения санкции «потолок цены», потому что, к сожалению, когда разрыв в цене между мировой маркой нефти Brent и российской Urals превышает 20 долл., потолок начинает «протекать». А когда Brent, как сейчас, колеблется в пределах 70–80 долл./барр., она работает очень хорошо и российская нефть продается дешевле 60 долл./барр. И как только Brent опустится ниже 70 долл./барр., появятся основания пересмотреть потолок и опустить его до 50 долл., а затем — до 40 долл./барр. А это уже приближение ограничений к себестоимости российской нефти — это и является конечной целью ценовых санкций.

В последнее время проявилось несколько факторов, обусловивших падение мировой цены на нефть: 1) снижение мирового потребления; 2) увеличение производства сырья в США, Канаде, даже в Иране. Это заставило нервничать арабских шейхов из ОАЭ, Саудовской Аравии и, конечно же, российского кровавого агрессора. Теперь они пытаются договориться о снижении объемов добычи: меньше нефти на рынке — дороже продается товар. Так это чаще всего работало в предыдущие годы и так, по мнению картеля ОПЕК, должно продолжать работать. Очевидно, что тема картельного соглашения и была среди приоритетов недавнего визита Путина в Эмираты и Саудовскую Аравию.

Впрочем, пока картелю не удается добиться устойчивого роста цены. А достигается только временный эффект роста, все равно заканчивающийся падением цен. Ведь другие страны-производители, не входящие в картель ОПЕК, не упускают возможности увеличить объемы добычи и экспорта нефти, чем балансируют спрос и предложение.

К этому добавляются эффекты замедления экономик крупнейших стран мира. Поэтому цены на нефть на протяжении последних лет двигаются вверх-вниз непредсказуемо. Повысить цену до 100–110 долл./барр., как это было два года назад, у картеля пока не получается. Более того, картельные страны будут терять рынки, если продолжат уменьшать объемы добычи, потому что другие производители вне картеля будут их увеличивать, сбивая мировую цену и «откусывая» доли рынка у РФ, Саудовской Аравии и ОАЭ.

И, как видим на диаграмме поступлений валюты в Россию за экспорт нефти (мониторинг Centre for Research on Energy and Clean Air), с ноября тренд резко изменился и Россия стала получать ежедневно все меньше валютной выручки за нефть.

 

Падение цен «потопит» «теневой флот»

К сожалению, полностью остановить превышение потолка цены на нефть РФ невозможно, потому что у России под боком два огромных потребителя с трехмиллиардным населением — Индия и Китай. Они не присоединились к санкции по цене и покупают российскую нефть на договорной основе. Эту нефть, которая при высокой мировой цене на Brent иногда торгуется выше потолка, перевозят танкерами, у которых нет страховок стран Запада. В то же время у них — страховки от компаний Китая, РФ, стран Африки.

Это игра в долгую, и сейчас она складывается в пользу стран Запада, цементирующих ценовой потолок через дополнительные механизмы контроля страхования, вторичные санкции в отношении компаний судовладельцев, нарушающих этот потолок.

В ноябре США проверили 30 компаний-перевозчиков, чьи суда могли перевозить нефть в обход санкций. Три из них в начале декабря попали под финансовые санкции. Это мощный сигнал остальным судовладельцам, и они постепенно начинают отказываться от контрабандной российской нефти. Коридор с «теневым флотом» сужается, стране-агрессору не удается вернуть прошлогодние прибыли. Если в 2022 году Россия получала от нефти и газа валовой доход около 1 млрд долл. в день, то в 2023-м — вдвое меньше, около 0,5 млрд долл. И это падение продолжится, если страны Запада улучшат контроль над потолком цены и будут постепенно снижать его.

С другой стороны, на «сером» рынке тоже есть свои игроки — обваливать цену на «белом» и «сером» рынках помогают Иран с его «теневым флотом» и Венесуэла, которые находятся под санкциями уже много лет, но увеличивают предложение дешевой «серой» нефти.

В конце концов, смысла в «теневом флоте» не будет, если Brent будет стоить менее 70 долл./барр. В этом случае будет нецелесообразно покупать у россиян нефть по цене выше 60 долл./барр. Потолок будет хорошо работать, как это происходит уже сейчас, когда российская нефть торгуется в диапазоне 55–58 долл./барр.

 

Что еще?

Чтобы зацементировать санкцию «потолок цены» и иметь возможность перейти к снижению фиксированной цены, необходимо распространить санкции и на «теневой флот». Страны ЕС и G7 должны требовать, чтобы у российских танкеров для прохождения через их территориальные воды была страховка от экологических рисков исключительно западных компаний. А также настаивать, чтобы другие страны, в первую очередь Турция, Египет, Малайзия (контролирующие критические проливы и каналы), не принимали ненадежные страховки для прохождения через свои территориальные воды и каналы.

Также необходима помощь влиятельных страховых объединений, таких как Insurance Europe, American Insurance Association, Society of Lloyd's и других, — их члены должны понимать токсичность сотрудничества с РФ. Ведущие мировые компании должны прекратить страховать или перестраховывать какие-либо риски российских страховых компаний, риски относительно интересов каких-либо субъектов-резидентов РФ или субъектов, имеющих российское территориальное происхождение.

В новых пакетах санкций должны быть предусмотрены санкции для страховых компаний РФ, помогающих избегать нефтяного потолка цены, — «Ингосстрах» и РНПК, а также для любых других, которые будут замечены в страховании перевозок по цене выше потолка.

Эффективным был бы и арест танкеров, используемых компаниями-нарушителями санкций. Проще всего реализовать это в рамках уголовного производства, инициированного страной ЕС или США, где есть соответствующее законодательство, которое криминализирует уклонение от санкций. Имело бы смысл и уголовное преследование капитанов судов, участвовавших в нарушении санкций, например, перегружая нефть в открытом море.

Потолок должен быть установлен для цены FOB (с учетом стоимости фрахта), чтобы избежать механизма обхода, состоящего в перенесении части цены на стоимость фрахта.

Идеально было бы еще лишить РФ членства в FATF и занести страну в черный список этой организации как террористическое государство. Это бы существенным образом усложнило отношения РФ с разными странами мира, сделало эти отношения токсичными даже для стран, не присоединившихся к санкциям.

Источник материала
loader
loader