В среду, 20 декабря, на сервисе Netflix вышла биографическая драма «Маэстро», в которой рассказывается история отношений известного американского композитора Леонарда Бернстайна и его жены Фелиции Монтеалегре. Что мешает ленте рассказать, почему Бернстайн считался одним из самых выдающихся дирижеров своего времени, и каким аспектам его жизни режиссер Брэдли Купер уделяет больше внимания — читайте в рецензии ниже.
Плюсы:
хорошие актерские выступления Брэдли Купера и Кэри Маллиган; качественная техническая составляющая (операторская работа, воспроизведение исторических эпох, саундтрек, выполняющий функцию звукового раздражителя и т.п.); несколько достаточно сильных драматических моментов все же имеется
Минусы:
максимально далекий отход от профессиональной деятельности Леонарда Бернстайна и сосредоточение внимания на его личной жизни; главный герой не вызывает ни восхищения, ни сопереживания, ни отвращения — вообще никаких эмоций; в целом рядовая история о незаурядной личности, не заслуживающая внимания зрителей
«Маэстро» / Maestro
Жанр биографическая драма
Режиссер Брэдли Купер
В ролях Брэдли Купер, Кэри Маллиган, Джереми Стронг, Мэттью Бомер, Майя Хоук, Сара Сильверман
Премьера Netflix
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
В 1943 году тогдашний ассистент дирижера Нью-Йоркской филармонии, 25-летний Леонард Бернстайн, из-за болезни шеф-дирижера Бруно Вальтера дебютировал на сцене. Его выступление произвело настоящий фурор, и с тех пор карьера талантливого музыканта пошла резко в гору. Вскоре на одной из вечеринок молодая звезда знакомится с начинающей актрисой Фелицией Монтеалегре, и между ними возникают романтические чувства. Впрочем, красавице и будущей жене музыкального гения придется смириться с еще одним пристрастием возлюбленного — его склонности к гомосексуальности.
Вторая полнометражная работа Брэдли Купера, продюсированная им же, а еще, среди прочих, такими почтенными господами, как Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе и Тодд Филлипс, также касается темы музыки, хотя и в значительно меньшей степени, чем хит с Леди Гагой «Звезда родилась». Премьера прошла на Венецианском кинофестивале в сентябре, где фильм претендовал на главную награду. Кроме того, «Маэстро» получил четыре номинации на «Золотой глобус», наверняка будет метить на «Оскар» (как минимум в актерских категориях) и попал в десятку лучших фильмов года по версии Американского института киноискусства и Национального совета кинокритиков США. Неплохой послужной список. Но существует и обратная сторона медали.
Еще до выхода ленты на большие экраны определенный резонанс в обществе, в частности, еврейской диаспоре, вызвал накладной нос на лице Купера, призванный добавить сходства с реальным Бернстайном. Это шоу долгоносика интерпретировали как антисемитскую карикатуру, но в защиту создателей стали даже дети композитора, и ситуация особо не повлияла на успех проекта. А вот насколько он обоснован — вопрос дискуссионный.
Да и черт бы с ним, с тем носом, ведь проблема кроется в другом. Если вы совсем не знакомы с творчеством и карьерой Бернстайна, то этот фильм точно не объяснит, каким образом герой пришел к своему феноменальному успеху. Брэдли Куперу и его со-сценаристу Джошу Сингеру («В центре внимания», «Секретное досье», «Человек на Луне») гораздо интереснее личная жизнь и противоречивая натура персонажа, чем его профессиональные достижения и путь к признанию.
Авторам не так важно, как Бернстайн, скажем, вдохновлялся во время работы над «Вестсайдской историей», сколько его непреодолимая жажда любовных утех с первым встречным незнакомцем на вечеринке и реакция на это собственной жены. В конце концов, подобные перипетии не вызывают какого-либо увлечения или сопереживания.
Проникнуться историей становится возможно только в заключительном акте, когда судьба подвергает чрезвычайно тяжелым испытаниям многострадальную Фелицию и ее мужа. Но и здесь откровений лучше не ждать. Во-первых, Купер пытается воздействовать на зрителя с помощью банальной сентиментальщины. Во-вторых, даже при таких обстоятельствах эмоционального потрясения ждать не стоит. Все, что способен вызвать «Маэстро», это решительное равнодушие.
Сложилось впечатление, что байопик откровенно конъюнктурно заточен под наградный киносезон, а вот о зрителе здесь задумываются уже в следующую очередь.
Это однозначно не простое для просмотра кино, но затраченные на него усилия вряд ли окупятся. Возникает закономерный вопрос: стоит ли эта история внимания? Нужна ли она сегодняшнему миру? Обычным зрителям, а не кинокритикам или киноакадемикам, которые в первую очередь могут увидеть то, что удобно им (драматический сюжет о гордости Америки, еще и нетрадиционной ориентации), и закрыть глаза на недостатки. Тоже, выходит, вопрос дискуссионный.
Несмотря на свое повествовательное недружелюбие, технически «Маэстро» выполнен хорошо. Купер предпочитает соотношение сторон кадра 4:3. Когда сюжет сосредоточен на молодых, наполненных воздушной легкостью годах главного героя, создатели используют монохромное изображение. С появлением драматических событий более позднего периода жизни картинка получает цвет, и от черно-белой романтики в духе Старого Голливуда не остается и следа. Эти контрасты не то чтобы необходимы, но они удачно подчеркивают настроенчески разные этапы жизни героя.
Конечно, главной звездой шоу оказывается Брэдли Купер, который выкладывается на все сто и даже немного занимается самолюбованием. В наиболее эмоциональные моменты, а именно – дирижирования, актер выглядит максимально убедительно. Роль у него действительно сложная, так что номинация на «Золотой глобус» вполне заслужена. А вот Кэри Маллиган заметно не хватает пространства, чтобы показать всю глубину характера своей героини, а ведь ее судьба наиболее трагична. Впрочем, вины актрисы в этом нет, ведь с тем материалом, который имелся у нее на руках, Маллиган справилась на отлично. Можно только представить, сколько блоков сигарет актеры выкурили на двоих за время съемок.
«Маэстро» оказывается не столько фильмом о собственно маэстро, сколько претенциозным байопиком, не способным претендовать на искренний зрительский отклик, как бы ни пыжился Брэдли Купер с дирижерской палочкой наперевес.
Вывод:
Кажется, Брэдли Купер и сам толком не понимал, каким он видит Леонарда Бернстайна. По крайней мере, на выразительное авторское высказывание это явно не тянет. Вместе со сплошь хилым повествованием, слабой эмоциональной окраской и скупой биографической справкой вместо интересного взгляда на биографию только и остается, что открыть Википедию и наконец получить ответы на вопросы, возникающие во время просмотра.