Изменения по налогообложению, ФЛП и продаже недвижимости: что предусматривает Нацстратегия доходов
Изменения по налогообложению, ФЛП и продаже недвижимости: что предусматривает Нацстратегия доходов

Изменения по налогообложению, ФЛП и продаже недвижимости: что предусматривает Нацстратегия доходов

В среду, 27 декабря, правительство Украины представило Национальную стратегию доходов, которая предусматривает постепенные шаги по изменению и реформированию ряда украинских экономических отраслей в течение 2024-2030 годов.

В ней, среди прочего, предусмотрены изменения, касающиеся физических лиц предпринимателей (ФЛП), изменение налогообложения недвижимости, а также реформирование упрощенной системы налогообложения (УСН).

Для того, чтобы разобраться какое значение имеет Национальная стратегия доходов, а также что означают отдельные ее пункты — Факты ICTV пообщались с экономистами.

Сейчас смотрят

Нацстратегия доходов: какие изменения предусмотрены

В общем, обнародованная Национальная стратегия доходов на 2024-2030 годы является структурным маяком, который был одним из условий Международного валютного фонда (МВФ).

В документе предусмотрен ряд реформ в сфере налоговой и таможенной служб, как то изменения для упрощенной системы налогообложения (УСН), изменения, касающиеся групп ФЛП, а также ряд других нововведений.

Как пояснили в правительстве, Национальная стратегия доходов — это рамочный документ, который выполняет роль указателя для воплощения реформ в сферах налоговой и таможни до 2030 года. В Нацстратегии изложено общее направление реформ.

При этом стратегия является гибким документом, который допускает корректировку последовательности мероприятий и наполнения, учитывая обстоятельства, в том числе — по результатам дополнительных исследований и обсуждений практических аспектов соответствующих реформ с заинтересованными сторонами.

В Министерстве финансов Украины заявили, что ключевой в стратегии является последовательность, согласно которой сначала государство обеспечивает условия для проведения фундаментальных реформ, а затем — постепенно их воплощает.

Хочешь отдохнуть? Заходи на Факти.GAMES!

Впрочем, как заявил член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин в комментарии Фактам ICTV, та Нацстратегия, которая была представлена правительством, может быть или частично изменена до момента ее реализации, или же вообще быть полностью переработанной.

— Все те меры, которые предусмотрены в этой стратегии, то это не решение уровня Кабинета министров. Это меры, которые требуют внесения изменений в действующее налоговое, таможенное и другие виды законодательства, — объясняет он.

По его словам, норм в документе, которые зависят от самого правительства — мало. Значительно больше будет зависеть от Верховной Рады, которая будет иметь свою позицию относительно этого документа и реформ, прописанных в нем.

— Это потребует чрезвычайно большой работы, прежде всего, депутатским корпусом, поиска компромиссов. И не факт, что оно будет в том виде, в котором оно есть. Особенно, когда мы говорим, что те новации, которые они (правительство, — Ред.) там предложили, то они такими очень широкими мазками нарисованы, — говорит Пендзин.

Поэтому, считает экономист, обнародование правительством стратегии является исключительно выполнением структурного маяка МВФ.

В общем, изменчивость своей стратегии признают и в правительстве. Так, в Минфине сообщили, что Нацстратегия подлежит регулярным обновлениям и уточнениям, поэтому содержание мероприятий реформ и подходы к их внедрению, изложенные в стратегии, могут претерпевать изменения. Вместе с тем, отмечают в ведомстве, общее направление изменений, представленных в стратегии, должно быть сохранено.

Доступ налоговой к банковским счетам и прогрессивный НДФЛ

В Национальной стратегии доходов, в частности, предусмотрено предоставление налоговой доступа к информации о банковских счетах налогоплательщиков и восстановление прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ) вместо нынешней фиксированной ставки 18%.

Кроме того, в документе был предусмотрен пересмотр льгот и специальных условий налогообложения НДФЛ, а также внедрение эффективной стимулирующей системы налоговых отчислений, связанных с расходами.

Как заявил в комментарии Фактам ICTV председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак, получение налоговой службой информации из банков о налогоплательщиках должно быть согласовано со стратегией развития банковской системы Украины.

— Общемировой тенденцией является уменьшение доли того, что называется банковской тайной, а также увеличение доли открыть информацию о банковских счетах как физических, так и юридических лиц. Украина должна идти в этой стратегии. Мы от нее никуда не денемся и все равно, рано или поздно, придем к тому, что понятия банковская тайна вообще не будет, — объясняет он.

Экономист отмечает, что предоставление информации налоговой из банков является очень важным шагом на пути детенизации экономики.

Вместе с тем, это будет касаться в большей степени простых граждан, говорит Новак, поскольку в мире существуют такие исключения, как оффшорные страны, куда крупные экономические игроки могут выводить средства.

Относительно прогрессивного налогообложения эксперт указывает, что это является международной тенденцией, что является нормальным для большинства стран мира.

Впрочем, он указывает, что важным остается вопрос темпов этой шкалы ставок налога.

— Грубо говоря, если мы стартуем от сегодняшних условных 18% на наименьшие доходы, то какие темпы будут потом роста. О каких суммах идет речь и в каких процентах налогообложения этих сумм. В зависимости от темпов прогрессивной школы, то она также может быть привлекательной, так может и отталкивать богатых из Украины, которые будут размещать свои капиталы за пределами Украины, — объясняет он.

Новая система налога на недвижимость

Национальной стратегией доходов также предусмотрено внедрение новой модели налогообложения недвижимости на основании ее оценочной стоимости, а не системы, когда сумму налога рассчитывали на основании площади объектов недвижимости.

Как отмечается в документе, оценка недвижимости должна быть проведена в 2026-2027 годах, данные о которой содержатся в Госреестре вещных прав на недвижимое имущество.

Вместе с тем, председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак указывает, что такая система предусматривает ряд коррупционных рисков, поскольку в этой системе будет существовать субъективный фактор отдельных комиссий или органов, которые будут проводить оценку.

— Оценочная стоимость это всегда элемент, во-первых, для коррупции, а, во-вторых, для несправедливости. Есть понятие рыночная стоимость, которая формируется на основе реальных актов купли-продажи недвижимости, реальных цен, — говорит он.

Кроме того, эксперт указывает, что действующая оценка является более удобной, чем та, которую хотят ввести.

— Когда есть инициатива перевести с оценки квадратных метров на оценочную стоимость, ну, во-первых, я не вижу в этом смысла, чтобы менять методологию оценки недвижимости для ее налогообложения, потому что уже сейчас есть система налогообложения недвижимости по квадратным метрам, где каждый гражданин может четко посчитать свои расходы, как и бизнес может продавать свой бизнес, строить планы, — считает он.

Вместе с тем, Олег Пендзин указывает, что на сегодня уже существует механизм оценки стоимости имущества, который делается сертифицированными специалистами при попытках продать или купить недвижимое имущество.

— На сегодняшний момент, когда вы покупаете или продаете недвижимость, то в любом случае, при заключении сделки у нотариуса есть сертифицированный оценщик, который определяет окончательную стоимость недвижимости. И из стоимости, которую оценщик нарисовал, идет обсчет налога. То есть сегодня уже существует механизм оценки рыночной стоимости, того или иного объекта, — говорит он.

Сужение УСН и объединение групп ФЛП

Кроме того, в документе Нацстратегии предусмотрено реформирование упрощенной системы налогообложения (УСН) с сужением сферы ее применения путем исключения юридических лиц, введением предохранителей для уменьшения злоупотреблений, повышением порога регистрации плательщиков НДС и увеличением эффективных ставок налогов до уровня общего режима.

В частности, Нацстратегия предусматривает объединение физлиц предпринимателей (ФЛП) второй и третьей группы в одну группу в 2025-2027 гг., которая будет обязана платить налог с объема полученного дохода на основе дифференцированной шкалы ставок.

По мнению Андрея Новака, это является хорошим шагом со стороны правительства, впрочем, это не отменяет всех сложностей украинской системы налогообложения в целом.

— Оно звучит якобы хорошо, правильно, но есть одно большое “но” о системе налогообложения Украины. Украина, будучи частью мировой глобальной экономики… должна стать привлекательной, прежде всего, своей налоговой системой. Привлекательность налоговой системы это допустимые умеренные ставки налогообложения, — объясняет он.

Впрочем, более ключевым фактором эксперт называет то, что украинская налоговая система является чрезвычайно перегруженной.

— Проблема нашей налоговой системы, это чрезвычайная нагроможденность и сложность. У нас 135 налоговых платежей, согласно действующему законодательству. Такого нет ни в одной из стран мира. Как правило, количество налоговых платежей ограничивается в 30-40, очень редко 50 (налоговых взысканий, — Ред.). А у нас 135 различных налоговых взысканий. И это делает налоговую систему Украины очень непривлекательной, — считает эксперт.

По его мнению, именно это является одной из причин, почему сегодня в Украине “нет серьезных масштабных инвестиций извне”.

Вместе с тем, объединение второй и третьей групп ФОПов в одну экономист называет положительным явлением.

— Это положительно, потому что, чем проще, тем лучше, грубо говоря, — указывает он.

Но, несмотря на это, председатель Комитета экономистов Украины указывает, что этот шаг не является достаточным, когда речь идет об изменениях в отношении ФЛП.

— В направлении ФЛП этого недостаточно. Потому что это лишь узкое направление деятельности физического лица предпринимателя. Крупнейшими налогоплательщиками, которые формируют наибольшую долю налоговых платежей как в государственный, так и в местные бюджеты, являются предприятия — промышленные, аграрные, из сектора услуг, — объясняет он.

Источник материала
Поделиться сюжетом