Мобилизация как "стометровка", люди как ресурс. Есть ли этому альтернатива?
Мобилизация как "стометровка", люди как ресурс. Есть ли этому альтернатива?

Мобилизация как "стометровка", люди как ресурс. Есть ли этому альтернатива?

Законопроект о мобилизации действительно спровоцировал всенародное обсуждение. В истории Украины, пожалуй, не было законопроекта, который так внимательно читали бы в каждой семье.

Одни, чтобы понять, когда их демобилизуют, другие, когда мобилизуют, а третьи, как укрыться от призыва. Но каждая из сторон видит в этих законодательных новеллах не решение своих проблем и не часть плана Победы, а проявление стратегической растерянности власти.

ДОЛГАЯ ВОЙНА И СТОМЕТРОВКИ

Мобилизация 500 тыс. чел. не решает основополагающий вопрос этой войны. Что мы будем делать в 2025 году, когда война продолжится, будет достаточно интенсивной, а россияне расширят фронт на всю границу? Что будет, если москва таки проведет мобилизацию и выставит более 2 млн рабов, а не 400 тыс. о которых говорит Залужный?

Уже сейчас британская разведка утверждает, что россияне готовы без надрыва терять до полумиллиона за сезон. За два года у них потери на уровне 350 тыс. Мы снова будем искать новых 500 тыс. украинцев?

Военные говорят, что у нас есть потенциально 3 млн. чел. призывного возраста. Еще есть женщины. Затем можно еще раз снизить возраст призывника и повысить предельный возраст демобилизации... Но, есть такой исторический прецендент как “парагвайский сценарий” (объяснение в конце текста). Советую подробно погуглить.

Сегодня военно-политическое руководство заговорило о «длинной войне» и «стратегической обороне», однако все их инициативы по мобилизации и фискализации свидетельствуют о планировании на короткую перспективу. В сочетании с ложью и генерированием завышенных оценок ставят под угрозу будущее нашей страны.

Создается впечатление, что мы мобилизуемся как на стометровку, в то время как нам нужно бежать Большой Марафон. А мы к нему готовы?

РЕСУРСЫ ИЛИ АКТИВЫ?

Системной проблемой руководства государства является то, что в своих решениях по мобилизации оно используется исключительно ресурсной парадигмой. Для Генштаба и Минобороны люди – это мобилизационный ресурс, как боеприпасы, техника и средства.

Ресурсная арифметика военного командования ясна. ГШ ВСУ стремится выйти на минимальный паритет по живой силе с Россией. Чисто арифметически и очень линейно. Но количеством войн мы не можем выиграть.

Такая ресурсная логика передается вниз к непосредственным исполнителям и порождает ситуации, когда, например, некоторые командиры, рассматривают "добавленные" к их бригадам отдельные ТРО (добровольцев!) как “расходный ресурс”, который они используют, практически не обращая внимания на потери.

Добавьте к этому бюрократию, "армейский совок", "жуковщину", "армейское рабство" - это все! Бойцы об этом рассказывают родственникам, а те "сарафанным радио", не говоря о враждебном ИПСО, разносят дальше. И это становится массивным демотиватором для возможных мобилизованных и добровольцев.

У политиков не менее ресурсная электоральная логика. Политическое руководство учитывает рейтинги. Оно пытается переложить на военных ответственность за непопулярные решения. Устраивает информационные войны, минусирует популярных военных. Это еще больше подрывает доверие к власти как неспособной управлять процессами, и она теряет легитимность в глазах народа.

Необходимо полностью изменить подход к войне. Люди, в которых нуждаются Силы обороны, должны быть не ресурсом, а активом. Это другое отношение к гражданам, к солдатам. В экономике актив - это то, что нужно беречь, во что нужно вкладывать, чтобы получить в будущем выгоды в результате его использования.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Государство имеет монополию на насилие, это и делает его государством. Применение этого насилия и принуждения оправдано, легитимизировано, когда оно применяется для общего блага. Это известная аксиома. Но большинство забывает, что есть и вторая часть этой формулы – доверие. Если есть доверие, то насилие и принуждение трансформируются в самоограничение и служение.

Можем ли мы сказать о нынешнем государстве в Украине?

Власти призывают защищать страну, жертвовать своей жизнью и не представляют проявлений подлинности намерения. Напротив, генерирует кучу признаков распада, нравственной деградации и наглую коррупцию. Имеющийся дефицит доверия государство покрывает усилением принуждения и насилия.

- Власти нарушили старый "общественный договор". Раньше элиты воровали, но давали выживать простым гражданам в нерегулируемой "теневой зоне", где "глубинный народ". На сегодняшний день "пищевая база" сузилась и власть пытается еще больше обложить все процессы. Однако, она продолжает воровать. И делает это демонстративно. Еще предлагает легально откупиться от мобилизации. Богатые не воюют, гибнут только бедные.

- власть использует обман граждан как технологию принуждения. Блокировка выезда людей за границу на основании не законов, а устных указаний и ведомственных приказов. Усиление мобилизационных мер повсеместно происходит с нарушением прописанных в нормативах процедур. А отсутствие возможности эффективного обжалования решений/действий полиции или ТЦК в судах делегитимизирует государство как таковое. Право исчезло. Осталось только насилие.

И это не русское ИПСО, а срез настроений людей. То, что говорят на кухнях, в общественном транспорте, в окопах.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

В последнее время мы видим и слышим много важных заявлений от военных. Как говорит писатель и военный Артем Чех, “если мы не будем тянуть за гриву в армию тех, кто может держать оружие, то скоро закончимся”. И военные имеют право на справедливость, потому что платят своей жизнью существование Украины. Люди "на нуле" действительно устали.

Но можно ли решить эту проблему простым решением? Взять и мобилизовать всех, кто может держать оружие. Это правильное объемное решение? Это будет справедливо?

Конечно, простое решение не всегда плохое. Простое не означает примитивное. Но не в этом случае.

Довольно верно тезис, что представление о справедливости для всего общества нельзя навязывать с дивана, из офиса и даже с окопа. Простите, но это правда. Справедливость – это результат общественного консенсуса, достигаемого путем согласования властями законов государства и представлений граждан о том, как и РАДИ ЧЕГО они согласны ограничивать себя законами.

Следовательно, снять дефицит справедливости и обеспечить фронт людьми можно только путем заключения нового общественного консенсуса или общественного договора. Нет для этого времени? Напротив, как раз сейчас и время для этого!

ЧТО ДЕЛАТЬ?

У нас происходит экзистенциальная война за право украинцев на существование и сохранение Украины. В таких войнах воюют не только армии, но и общества и их организованность в целом. Российское общество и его армия авторитарны по своей сути, поэтому основным преимуществом является количество, управленческая вертикаль принуждения и отношение к людям как к расходному материалу (ресурсу).

Украинское общество и его армия находятся на переходном этапе от авторитаризма к человечности, где качество каждого человека уникально и важно. Внутренняя битва еще не завершена, авторитаризм соблазнителен и понятен, но человечность открывает стратегические перспективы.

Мы не можем делать ставку на авторитаризм и количественный подход, потому что проигрываем россии. Она априори имеет там неоспоримое преимущество. В свою очередь, мы можем победить в асимметричной войне качества с количеством. Поэтому наш стратегический выбор в сторону человечности неизбежен, но на переходный этап нужно время, которого у нас нет.

На переходном этапе и во время количественной войны на истощение недооформленная в организационные формы человечность является нашим уязвимым местом, в том числе и для враждебных ИПСО. Мы не можем реформировать отдельно армию, не реформировав порождающее ее общество. Поэтому нам нужна Народная Армия!

Мы об этом говорили еще в марте 2022 года: взрослому обществу не нужна диктатура, а нужна народная армия. Что мы можем сделать сейчас – это двигаться в эту сторону.

Цель 5+ млн. ответственных граждан-военнослужащих по “швейцарско-израильской” модели службы, обеспечивающей необходимый мобилизационный потенциал, кадровый резерв, пополнение потерь, своевременную ротацию, непрерывность и качество обучения и высокую мотивацию в течение длительного времени для постоянно действующей армии 1+ млн. человек.

Нужна дорожная карта поэтапного перехода от существующего типа ВС к народной, с четкими временными рамками и понятной динамикой основных показателей. Фронт в переходный период должен быть удержан, это аксиома.

  1. Вовлечение в защиту страны КАЖДОГО гражданина. Речь идет о многоуровневом привлечении граждан к взаимодействию на уровне компетенции отдельного человека, с возможностью получить новые навыки и, в перспективе, когда придет черед, стать в строй ВСУ или пойти на военное производство.

Многоуровневое привлечение означает:

- первый уровень обновления учетных данных и прохождение ВЛК не может являться поводом автоматической отправки в часть;

- Прохождение месячного базового курса подготовки не означает, что завтра заберут на ноль. Курсы – это место, где исчезает недоверие к ВСУ. Подготовка может быть максимально распределена, с широким привлечением гражданских возможностей и практической целесообразности (такмед в больницах, саперное дело, на строительстве местных укрепрайонов и т.п.);

- больше рекрутинга, меньше принуждения, увеличивать возможность самоопределения при мобилизации, предоставить возможность частям напрямую выбирать людей на свободные должности;

- определять ВОС по опыту работы, а не по первичному образованию;

- направление в зону боевых действий без должной военной подготовки и обучения должно жестко наказываться. Ответственные лица должны нести персональную уголовную ответственность;

- сохранение жизни личного состава при выполнении боевого задания должно стать критерием празднования и продвижения командиров;

– провести инвентаризацию мобилизованных в составе ВСУ. Найти механизмы для демобилизации откровенного балласта, который не сражается и фактически не имеет добавленной стоимости для ВСУ. Снизить количество "бумажной армии";

- гарантировать частичную демобилизацию после службы в зоне боевых действий 36 месяцев с постепенным снижением сроков;

- определить роль профессиональных военных, выпускников военных вузов (ежегодно выпускают от 5 до 7,5 тыс.), а не закрывать дыры мобилизованными офицерами запаса (после военной кафедры) без военного опыта;

- создать условия для желающих участвовать в производстве для обороны без отрыва от основной работы. Такие предложения уже есть (пример - Житомирский дрон), их следует масштабировать на всю страну.

- государство должно упростить деятельность волонтерских производств и снабжение их товарами для нужд обороны.

  1. На уровне стратегирования принципиально отказаться от ресурсного подхода к людям. Сохранение жизни и создание условий для раскрытия потенциала каждого должно быть положено в основу плана Победы. Как говорит военный Святослав Дубина, “военная доктрина должна состоять в сохранении жизни и здоровья военных. Должна быть не политика героев, а политика перевода армии на высокотехнологичное, высокоточное вооружение с минимальными рисками для военных во время военных действий. Общество должно знать, сколько бойцов погибло и что привело к их гибели?

  2. Вовлечение больших масс во взаимодействие в защите страны приведет к повышению запросов общества к качеству власти. Мы будем участвовать не только в обороне, но и непосредственно своим взаимодействием будем переучреждать государство. Это значит, что одним из ключевых элементов должен стать Новый общественный договор – какую Украину мы хотим после войны? И что делается сейчас в государстве, как это мотивирует его защищать?

Это тема справедливости, подлинности намерений, соблюдения обещаний, этики. Властям придется проявить эту подлинность. Иначе ее не будет или государства в целом.

Такими ответами (проявлениями подлинности намерения) могут стать:

- ротация депутатов ВР на фронт (“стажировка в подразделениях” на определенный период);

- мобилизационная лотерея для чиновников (не определение процентов, подлежащих мобилизации, а через открытую лотерею рандомного выбора);

- инклюзивность выработки управленческих государственных решений;

- соблюдение властями обещаний в контексте мобилизации и защиты прав военных;

- отказ от вау-обещаний, которые власть не может реализовать, потому что это уже обесценивает ее в глазах людей;

- полное прекращение практики обмана людей как формы принуждения;

- отказ от репрессивной фискализации;

- откровенная дискуссия и дебаты вместо пропагандистского "телемарафона";

- расширение пространства для самоорганизации и взаимодействия граждан в системе обороны и защиты страны.

Государство должно предусмотреть место встречи неформального/непроявленного и формального/проявленного. Не место, где “глубинный народ” будет арестован, оцифрован и отправлен на фронт, по факту обманутый, а место, где такая встреча породит общий интерес защитить страну и построить что-нибудь новое. Такое, чего не было.

Если у нас будет народная армия, живая связь войска и гражданских, участие миллионов в защите страны, то после войны у нас будет на что опереться. Такую страну можно защищать, в такую ​​страну хочется возвращаться, в такую ​​страну следует вкладываться. Мы создадим наш общий актив как общее благо для будущих поколений.

ДЛЯ СПРАВКИ: "Парагвайский сценарий" - речь идет о последствиях Войны Тройного Альянса (Парагвайской войны) для самого Парагвая в 1864-1870 гг. Против этой страны объединились Бразилия, Аргентина и Уругвай. Следствием войны стал полный разгром Парагвая.

Даже после поражения его регулярных сил конфликт надолго перешел в состояние медленно тлеющей партизанской войны. По некоторым оценкам, общие потери Парагвая — как из-за военных действий, так и из-за болезней, включая период партизанской войны — достигали 1,2 миллиона человек, или 90 % его довоенного населения.

По другим данным, эти потери составили 305 тысяч человек из 525-тысячного довоенного населения страны. Утрата почти половины территории, послевоенное зависимое состояние и уничтожение промышленности надолго превратили Парагвай в одну из самых отсталых стран Латинской Америки.

Источник материала
loader
loader