Блокада польской границы продолжается. Недавно к недовольным польским перевозчикам, которые блокируют проезд украинских фур, присоединились польские фермеры. У них также давно назревала «проблема» - хлынувшая с началом войны за границу украинская продукция начала вытеснять их товар с рынка. Это приводит местных предпринимателей к банкротству и уменьшает их возможности заработка.
Требования фермеров выполнят
- В Польшу идет много украинского зерна и другой продукции, и они более дешевые, - рассказали KP.UA украинские фермеры. – Поэтому их товар становится невостребованным.
Фермеры ранее присоединились к протестующим с 6 ноября польским перевозчикам. Среди своих требований они называют увеличение кредитов на 2,5 миллиарда злотых, сохранение сельхозналога на прежнем уровне и субсидии на кукурузу в размере одного миллиона злотых. Фермеров-забастовщиков польским властям удалось успокоить – власти пообещали выполнить все их желания. Услышав заверения, что все будет, как они того хотят, фермеры покинули пункт пропуска "Медика - Шегини", который перекрывали. Ранее водители здесь стояли около четырех суток – очереди были по 75 км.
- Это если ты уже стоишь в очереди, а если только записываешься сейчас в электронную – стоять 11 дней, - делятся водители. – Сейчас в очереди – 2215 машин. Хотя пропускают уже нормально.
На других пунктах пропуска с Польшей на Львовщине ситуация остается прежней.
Новый год на трассе
А вот польских перевозчиков властям удовлетворить никак не удается… Хотя могли бы, как минимум, не выдавать разрешения на забастовку – и блокады бы не было.
На границе стоят не сами польские водители, а именно перевозчики, предприниматели – те, которые потеряли значительную часть прибыли за время войны в Украине. С начала вторжения украинским водителям разрешили беспрепятственно ездить в Европу. Ранее они были вынуждены получать специальные разрешения, которых постоянно не хватало. Вот эти разрешения поляки и требуют вернуть – чтобы сократить поток украинских фур в Европу. Рынок не резиновый…
Как рассказал KP.UA один из львовских перевозчиков, его водитель простоял на "Раве-Русской" 10 дней – и только 8 января прорвался в Украину. В среднем очередь на этом пункте пропуска занимает около 12 дней. Сейчас в электронном списке ожидания – 173 машины. На самом большом пункте пропуска, "Краковце", где в электронной очереди почти 2000 машин, - 13 дней.
Дальнобойщик Петр Косаревич провел в очереди на границе девять дней. Фото: Личный архив Петра Косаревича
Дальнобойщику Петру Косаревичу с коллегами пришлось встречать Новый год в очереди на прохождение границы на "Краковце".
- Никакого праздничного настроения, конечно, не было – стояли, смотрели, как машины проезжают, - грустно улыбается в разговоре с KP.UA Петр Косаревич. – Простоял с 28 декабря до 6 января – девять дней. Мне больше повезло, а парни и по две недели живут в машинах. На "Краковце" пропускают по четыре машины в час. Больше они пропускать не хотят, а наплыв машин немаленький – ведь едут и все те фуры с юго-восточных областей, которые до войны ездили на Беларусь и Россию.
Водители подозревают, что акция протеста польских перевозчиков может затянуться даже дольше обещанного. Раньше планировали стоять до февраля. Сейчас наши водители отмечают, что стоять бастующие собираются до конца февраля или даже до конца марта. И дело здесь не в том, насколько хватит их терпения, а в сроке действия разрешения от властей на их протест. Но его могут и продлить.
- Трижды ездил к протестующим – не хотят пропускать больше, и все тут, - вздыхает Петр. – Все зависит от того, как договорятся на высшем уровне. На "Медике" смогли договориться, потому что удовлетворить требования протестующих фермеров могла сама польская власть. А требования перевозчиков они не могут удовлетворить - это зависит от решения Евросоюза, а не самой Польши.
Когда закончится протест – предсказать сложно. Водители стараются объезжать проблемные пункты пропуска – направляются через Венгрию или Румынию – здесь очередей нет.
Протесты идут и внутри Польши
Украинские водители, отстаивающие очереди в фурах, говорят, что протесты польских перевозчиков есть не только на границе, но и внутри Польши. Недовольные ездят «решать вопрос» в Варшаву. Но положительное продвижение от польских властей не зависит.
Как сообщают польские СМИ, 8 января протесты вспыхнули и в Германии – здесь фермеры бастуют против намерений правительства сократить субсидии и льготы, а также из-за роста цен на сельскохозяйственное дизельное топливо и транспортный налог.