Секреты решетиловских ковров: на солнце не выгорают, кошек притягивают и глаз радуют
Секреты решетиловских ковров: на солнце не выгорают, кошек притягивают и глаз радуют

Секреты решетиловских ковров: на солнце не выгорают, кошек притягивают и глаз радуют

Как картины в галерее. Вот только вместо холста - хлопчатобумажное основание, а вместо красок – шерстяные нити разных цветов. Все это о решетиловских коврах, которые находятся в списке нематериального культурного наследия Украины.

Эти сотканные на Полтавщине изделия отличаются от тех же гуцульских или полесских орнаментом. На решетиловских – изобилуют цветы, пышнеют деревья, поют птицы. Корреспондент «Коротко Про» узнала о традициях этого ковроткачества, приценилась к коврам ручной работы, а также попробовала свои силы за ткацким станком (спойлер: тяжело, но очень интересно).

Выращивали тонкорунных овец

Решетиловка, на первый взгляд, типичный маленький городок, которых тысячи в Украине. Но есть в Решетиловке своя изюминка – это ковры. Вытканные здесь, на Полтавщине, изделия давно оценили в мире.

Старожилы говорят, что еще каких-то 30 лет назад почти в каждом доме был ткацкий станок. От деда-прадеда в Решетиловке ткали ковры. Пряжи хватало: в этой местности разводили тонкорунных овец. В начале XX века открыли мастерскую-школу - Решетиловский ткацкий учебно-показательный пункт для изготовления ковров, позже – артель. А затем в 1970-х на базе этих учреждений заработала фабрика художественных изделий имени Клары Цеткин.

Качественный ковер – это интересный орнамент, натуральные и стоимостные материалы, кропотливый ручной труд. Фото: facebook.com/solomiarcs

Но времена проходили, вкусы менялись, обычаи забывались… Порода тех же тонкорунных овец исчезла, а ткачеством занимались только энтузиасты. Фабрика художественных изделий имени Клары Цеткин немного еще работала, но в 2003-2005 годах, по словам местных, ткацкие станки сожгли, мастеров разогнали, фабрику закрыли.

К счастью, традиция решетиловского ковроткачества не исчезла. Постепенно народный промысел начали восстанавливать некоторые местные профессионалы, Решетиловский художественный профессиональный лицей, также мастерская «Соломия».

Владелец мастерской художественных промыслов «Соломея» Сергей Колинченко. Фото: ФБ Сергей Колинченко

– Решетиловские ковры вы сразу узнаете по особому орнаменту: это цветы, птицы, – говорят мастера ткацкого промысла в Решетиловке. – Вообще, традиционным сюжетом таких ковров является мотив дерева жизни. Также цвета. У наших ковров нет вопиющих ярких цветов: гамма гораздо спокойнее. Чтобы рассмотреть все оттенки, нужно подойти к ковру, внимательно всматриваться.

Действительно, решетиловские ковры радуют глаз. Хочется их рассматривать внимательно и долго. Только тогда можно заметить, что оттенков цвета в одном элементе может быть вплоть до сотни. Какая кропотливая работа!

– Трудно сказать, сколько времени требует изготовления одного ковра, – рассказал нам Сергей Колинченко, владелец мастерской художественных промыслов «Соломия». – Надо иметь эскиз, знать размер ковра и т.д. А вот по цене скажу, что квадратный метр стоит от 11 тысяч гривен. Опять же стоимость зависит от многих моментов.

Да, дорого, но ковроткачество не может цениться дешево. Качественный ковер – это интересный орнамент, натуральные и стоимостные материалы, кропотливый ручной труд. Решетиловские ковры невозможно приобрести в соседнем магазине или рынке как обычное напольное покрытие. И их «штампуют» не машины, а действительно вручную изготавливают мастера на ткацких станках.

В одном элементе может быть до сотни оттенков цвета. Фото: facebook.com/solomiarcs

Хлопчатобумажное основание и шерстяные нити

С чего начинается создание решетиловского ковра? В его основе, как и всего на свете, лежит идея, которую художник перерисовывает в эскиз. Далее готовит такой рисунок в натуральную величину со всеми цветами. Затем за работу берется мастер, который на ткацком станке превращает эскиз в изделие.

В наше время ковровщики работают в основном за современными станками, старинных даже в Решетиловке сохранилось мало. Конструкция современных обычная: напоминает большую оконную раму, на которую натянуты хлопчатобумажные нити основания. В зависимости от того, будет ли ковер украшать стену или пол, количество нитей основания уменьшается или увеличивается.

– Неужели такую ​​красоту можно положить на пол? – удивляюсь.

– А почему бы нет? – улыбается Сергей Колинченко. – Решетиловский ковер качественный, не требующий какого-либо особого ухода, не выгорающий на солнце. Еще заметил такую ​​закономерность, о которой мне рассказывают покупатели: как только ковер появляется на полу, на него сразу усаживается домашний кот или пес. Видимо, чувствуют положительные флюиды этого изделия.

В зависимости от того, будет ли ковер украшать стену или пол, количество нитей основания уменьшается или увеличивается. Фото: facebook.com/solomiarcs

Корреспондент «Коротко Про» также попробовала свои силы в ткачестве. Сажусь за станок, сначала не понимаю, куда какую нить протаскивать. Но полчаса возни - и дело пошло: обеими руками переплетаю поперечные и продольные нити.

И относительно нитей. Они натуральные шерстяные, преимущественно зарубежные. Мастера говорят, что лучшие - из Новой Зеландии. А вот шерсть украинских овец достаточно жесткая, тяжелая в работе. Красят нити уже сами мастера или помощники.

- К сожалению, нас осталось очень мало - ковровщиков, - говорит Сергей Колинченко. – Молодежь не спешит заниматься ткачеством. Поэтому имеем такую ​​идею: создать конструктор, чтобы каждый желающий мог самостоятельно выткать небольшой коврик со своим авторским орнаментом. Хотим, чтобы людям полюбилось это искусство.

Осталось очень мало ковров, да и молодежь тоже не спешит заниматься ткачеством. Фото: facebook.com/solomiarcs

Подписывайтесь на наши Телеграм и Facebook

Теги по теме
Традиции
Источник материала
loader
loader