Из-за отсутствия единодушия среди республиканцев и демократов в США и вето на помощь Украине со стороны венгерского премьер-министра Виктора Орбана вышла задержка с финансированием нашей страны в нелегкое время.
Получим ли мы деньги в ближайшее время и что делать, если их не будет?.
Относительно США уверенности нет.
В конце прошлого года Конгрессу США не удалось утвердить финансирование Украины на сумму более 60 млрд долл.
Последний пакет оборонной помощи на 250 млн долл.
был предоставлен месяц назад, и с тех пор правительство США не направило Киеву ничего.
Напомним, республиканцы в Сенате требуют, чтобы одобрение любых денег для Украины делалось одновременно с усилением иммиграционных правил, направленных на уменьшение нелегальных пересечений южной границы США.
Сейчас из Штатов раздаются противоречивые сигналы относительно того, достигнут ли республиканцы и демократы согласия в вопросе помощи Украине в ближайшее время.
Так, в Сенате США говорят, что каждый день “на шаг ближе” к принятию финансирования для Украины.
“С каждым днем мы становимся ближе, есть проблемы, которые нужно решить.
Но одно можно сказать наверняка: мы продолжим это делать”, – сказал лидер большинства в Сенате демократ Чак Шумер.
С другой стороны, сенатор-республиканец Митч Макконнелл, являвшийся одним из главных лоббистов соглашения по миграционной реформе и помощи Украине, на закрытой встрече республиканцев выразил сомнение в целесообразности соглашения, признав влияние Дональда Трампа.
Как заявил Макконнелл, Трамп – кандидат в президенты, и “мы не хотим сделать что-либо, что может взорвать его позиции”.
Дело в том, что Трамп выстраивает свою избирательную кампанию на борьбе с мигрантами.
И если соглашение будет заключено сейчас, то победит Байден.
Многие республиканцы выступают за помощь Киеву, но над ними тяготеет тень Трампа – сейчас любой республиканец, проголосующий за помощь Украине, может попасть в опалу к Трампу в случае его избрания.
“Мы в затруднительном положении”, - резюмировал Макконнелл.
Нет абсолютной уверенности в положительном решении по отношению к Украине и у президента США.
Он заявил, что, по его мнению, большинство членов Конгресса поддерживают помощь Украине.
В то же время высказался о возможности провала в голосовании по утверждению соответствующего пакета помощи.
“Вопрос - сможет ли незначительное меньшинство заблокировать его, что было бы катастрофой”, - отметил Байден.
Европа не бросит.
В то же время с деньгами от ЕС дела обстоят лучше.
Несмотря на то, что венгерский премьер-министр ветировал помощь Украине, есть большие шансы на то, что можно обойтись без его голоса.
евро для Украины от ЕС, о чем заявлял ранее.
По словам вице-премьер-министра Украины по европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной, решение о 50 млрд евро финансовой помощи Киеву на следующие четыре года однозначно будет принято.
“Хочу обратиться ко всем украинцам и сказать, что опасности того, что Украина останется без финансирования Европейского Союза, нет, это решение будет однозначно принято.
У нас есть как минимум три-четыре сценария принятия этого решения на столе, но боремся за лучшее и предсказуемое для нас - это 50 млрд евро на четыре года, проголосованное консенсусом всех государств”,- сказала Стефанишина.
На позитив вдохновляет тот факт, что после того, как Венгрия ветировала отдельный пакет экономической поддержки Украины в размере 50 млрд евро, Европарламент проголосовал за лишение этой страны права голоса.
На то, чтобы действительно это сделать, может уйти много времени, но такая возможность испугала венгров и они изменили риторику.
Так, министр иностранных дел Петер Сийярто заявил, что его страна может рассмотреть возможность поддержки выделения средств после встречи с украинским коллегой.
Так что надежда на то, что 1 февраля, когда состоится специальное заседание Европейского совета, во время которого будет голосование за создание так называемого Украинского фонда в объеме 50 млрд евро на следующие четыре года, Венгрия проголосует так, как выгодно Украине, есть.
В то же время на случай, если этого не произойдет, у ЕС есть план “Б”.
Если Будапешт снова воспользуется правом вето, Еврокомиссия сможет обойти его, попросив каждое из других правительств ЕС создать собственный пакет помощи для Киева.
“Венгрия испытывает свое счастье.
Мы хотели бы, чтобы она была с нами, но наступает момент, когда людям надоедает, что Будапешт держит всех в заложниках.
Обходной путь изнуряющий, но у нас он есть”,- сказал один из чиновников ЕС в комментарии “Голосу Америки”.
Речь идет о российских активах, конфискованных на Западе.
В ЕС решили ввести налог на замороженные активы РФ.
По информации Bloomberg, главы МИД стран ЕС дали свое политическое “благословение” на введение налога в конце января текущего года.
В то же время о конфискации в пользу Украины пока речь не идет.
Что будет, если помощь продолжит задерживаться?.
В случае, если задержка с финансированием Украины продолжится или совсем будет прекращена, у Украины есть варианты, где взять деньги.
Так, НБУ предлагает ввести дополнительный налог для некритического импорта.
О возможности его введения рассказал заместитель главы НБУ Сергей Николайчук.
Он не назвал детали и возможные сроки введения налога, но, по его мнению, это лучший вариант, чем ограничение потребления импорта в результате девальвации гривны.
Также в случае отсутствия финансовой поддержки от стран Запада, Украина может использовать эмиссионное финансирование для покрытия потребностей государственного бюджета.
В январе-феврале правительство страны может удержаться от печати денег, чтобы не способствовать инфляции.
Однако в случае отсутствия финансовой помощи от союзников, существует вероятность, что печатный станок будет задействован.
Об этом рассказал кандидат экономических наук, эксперт Национального института стратегических исследований Иван Усс в эфире телемарафона “Единые новости”.
“Если этого не будет, тогда, к сожалению, придется думать и о станке, и о том, что будут сокращения определенных расходов, то есть зарплаты и другие платежи бюджетникам”, - объяснил эксперт.
Но пока надежды на своевременную помощь Запада еще есть.
Виктория Хаджирадева.