Новый законопроект о мобилизации. За что его уже критикуют юристы
Новый законопроект о мобилизации. За что его уже критикуют юристы

Новый законопроект о мобилизации. За что его уже критикуют юристы

Верховная Рада планирует 6 февраля начать рассматривать законопроект №10449 о новых правилах мобилизации, который был подан Кабинетом министров Украины.

Первый вариант документа отправили на доработку из-за ряда противоречий и нечетких формулировок. Однако и во второй редакции не все вопросы получили ответ и не все принципы справедливости соблюдены, говорят Коротко про юристы.

Полномочия ТЦК: электронные повестки и блокировка счетов через суд

Во втором варианте законопроекта нет нормы, разрешающей раздачу повесток в общественных местах (однако это не значит, что такого не будет, потому что "что не запрещено, то считается разрешенным"), зато прописано право ТЦК посылать повестки в электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста, который должен быть открыт в реестре "Оберег", или по почте - заказным письмом.

После получения требования адресат должен явиться в терцентр комплектования в течение 10 дней, в противном случае против него может быть введена система временных (до выполнения требования) санкций:

  • ограничение в праве выезда за пределы Украины,
  • ограничение в праве управления автомобилем,
  • наложение ареста на банковские карты, другие средства и ценности, находящиеся на счетах или хранении, электронные кошельки.

Ранее право принимать такие меры по отношению к уклонистам хотели предоставить непосредственно ТЦК, однако сейчас предусмотрено, что решение будет принимать суд по представлению терцентра. Это положительный момент, однако адвокат Роман Лихачев обращает внимание, что на судьбу человека может повлиять масса случайностей.

Во-первых, ни один закон не обязывает человека иметь в своем использовании электронный гаджет.

Во-вторых, датой получения повестки считается отметка о ее доставке, а не о том, что требование прочитано. То есть человек может просто пропустить сообщение или в системе произойдет сбой, и оно не высветится. Так же и с почтой – письмо может потеряться или военнообязанный временно не будет находиться по адресу, куда пришло письмо, а отметку о получении поставит кто-то другой. В конце концов человек может просто умереть, а в ТЦК - не быть таких данных.

– Суд должен принять решение в течение 15 дней. Это очень короткий срок. В судах даже почтовых марок нет, чтобы рассылать вызовы. Человек может не знать, что в отношении него принимается решение, подлежащее немедленному исполнению. То есть сначала блокируются счета, а потом можешь обжаловать это 6 – 8 месяцев. Апелляция будет выиграна, но кто компенсирует понесенный ущерб? Государство – нет, ТЦК – тоже нет, – объясняет Роман Лихачев.

По мнению адвоката, подобные механизмы можно применять только тогда, когда в совершенстве работает судебная система.

– А она у нас уже перегружена: на 20 судей приходится 30 000 дел. Я не понимаю, почему нужно запускать немедленное исполнение, а не дать человеку какой-то срок на обжалование. Кроме того, такой механизм несет в себе немалый коррупционный потенциал.

Паспорт плюс военный билет

Правовой режим военного положения обязывает все время иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Это паспорт или водительские права. Если законопроект будет принят, для мужчин с 18 до 60 лет прибавят в качестве обязательных военно-учетные документы. Право их проверки получат сотрудники ТЦК, полиции и Государственной пограничной службы.

К военно-учетным документам относятся:

  • удостоверение о приписке к призывному участку,
  • военный билет,
  • временное удостоверение военнообязанного.

Также за такой документ могут править:

  • справка о прохождении ВЛК,
  • справка или ответ на запрос или отметка в учетном документе об отсрочке от мобилизации.

По мнению адвоката, предоставление дополнительных полномочий полиции несколько излишне.

– Я уже вижу, как ходят патрули и останавливают прохожих. У каждой службы есть свои задачи. Если идти по пути дублирования полномочий, то можно предоставить право проверки документов каким-либо общественным формированиям или работникам коммунальных служб.

Между тем предложения пока таковы. Если у человека не будет на руках военно-учетного документа, его могут доставить в ТЦК для уточнения данных. Если лицо не числится в электронном реестре военнообязанных, его туда внесут. И наверняка развернут на границе, даже если есть другие документы, удостоверяющие право на выезд. Требование предъявлять военно-учетные документы при пересечении пункта пропуска в законопроекте также есть.

Собственно, уже сейчас пограничники требуют справку от ТЦК о предоставлении отсрочки, когда отец троих детей предъявляет свидетельства о рождении.

Урезание оснований для отсрочки и увольнения

Законопроект ограничивает круг лиц, имеющих право на отсрочку от мобилизации и освобождения от службы. Например, наличие жены с инвалидностью, родителей или родителей жены с инвалидностью I и II групп больше не будет таким основанием. На отсрочку могут претендовать только те, кто докажет, что жена или родитель нуждаются в постоянном уходе (родители жены во внимание не принимаются).

С положительного – в случае принятия закона прекратится практика заключения фиктивных браков с женщинами из лиц с инвалидностью. Из негативного – проблема, как доказать необходимость ухода.

– Законопроект ссылается на порядок, утвержденный Кабинетом министров, – замечает Роман Лихачев. – Я могу сказать, что сейчас такого порядка нет. Приведу пример: отец или мать имеет I группу инвалидности, но не имеет записи, требующей постоянного постороннего ухода. Следовательно, человека, находящегося в тяжелом состоянии, нужно снова вести на МСЭК или ЛКК, просить заключение. А в ТЦК его не принимают, говорят: нет порядка – нет отсрочки. Приходится обращаться в суд, а судебная практика тоже неоднозначна.

Относительно родственников второго уровня родства (дедушка, бабушка) отсрочку можно получить, если отсутствуют другие родственники, которые должны за ними ухаживать или эти лица физически не могут.

Ситуация будет такой же, какая уже образовалась: формы документа, подтверждающего отсутствие родственников, которые могут осуществлять уход, не существует. В ТЦК требуют справку из ЗАГСа, а там пишут отказы. Да и понятия "физически несостоятельные" в юридическом поле нет.

– Законопроекты должны готовиться вместе с подзаконными актами, чтобы не было таких пробелов в трактовке прав, – уверен адвокат Роман Лихачев.

Ограничения для одиночек и усыновителей

Ограничения коснулись и ухода за детьми. Норма об отсрочке (увольнении) сохранилась для женщин и мужчин, имеющих на иждивении трое и более детей, однако при одном условии: задолженность по алиментам не должна превышать трех месяцев. То есть отца, который после развода с женой пренебрегает своими обязанностями, могут забрать в армию.

Для родителей (женщин), воспитывающих ребенка или детей самостоятельно, также сохранилась льгота, но:

- Одиночками предлагают признавать только в том случае, когда второй родитель ребенка умер, лишен прав, признан пропавшим без вести или безвестно отсутствующим, объявлен умершим. То есть когда жена просто бросила ребенка на руки мужу и куда-то завеялась, отец не будет иметь права на отсрочку, даже если соберет доказательства, что воспитывает и содержит ребенка один, - говорит юрист Анна Стрижкова. – Надо будет подавать жену в розыск, обратиться в суд, а это все - время.

Коснулись измены и усыновителей. Если сейчас дают отсрочку всем, то в законопроекте есть конкретизация: на момент усыновления ребенок должен быть сиротой или лишен родительской опеки.

Отсюда следует, что мужчина, который женился на матери-одиночке и усыновил ее ребенка или усыновил ребенка от первого брака с согласия биологического отца, права на отсрочку не будет.

Пересмотр инвалидности и "пригодные – непригодные"

Из первой редакции законопроекта было непонятно, будут ли брать в армию людей с инвалидностью III группы, потому что она просто не упоминалась. Сейчас коллизия устранена: лица с инвалидностью, независимо от группы, и в дальнейшем не будут мобилизовать – только на добровольных началах.

Однако гражданские мужчины в возрасте от 25 до 55 лет (на ветеранов и людей с ампутациями норма не распространяется), которые получат инвалидность ІІ и ІІІ группы после 24.02.2024, должны пройти пересмотр “на пригодность к военной службе на основании перечня болезней, состояний и физических изъянов, утвержденного Кабинетом Министров Украины...”

Также пересмотр должны пройти лица, признанные по выводам ВЛК ограниченно пригодными. От такого понятия разработчики законопроекта решили отказаться, остановившись на двух категориях – пригодных и непригодных с исключением из воинского учета.

Априори считается, что ограниченно пригодные не могут проходить службу в штурмовых бригадах и морской пехоте. Обсуждая законопроект, люди задаются вопросом: будут ли сняты эти условия и будут ли отправлять мобилизованных с астмой, нарушениями позвоночника, зрения или нервной системы прямо на "передок".

– Я думаю, что еще будут разъяснения, будут подзаконные акты, – говорит адвокат Николай Михальчук. – Совершенно очевидно, что люди с нарушениями здоровья не способны выполнять активные боевые задачи. Ограничения по физическим нагрузкам должны быть зафиксированы в выводах военно-врачебных комиссий.

О втором высшем и аспирантах

В законопроекте сохранилась норма, снимающая отсрочку со студентов стационара, получающих второй диплом. Освобождение от призыва на военную службу во время мобилизации получают соискатели профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и высшего образования, которые учатся по дневной или дуальной формам и получают уровень образования, который выше ранее получен.

- Если военнообязанный имеет диплом бакалавра и поступил на магистрат, то он поднимается на высшую ступень за ту, на которой стоит. То есть отсрочка ему должна принадлежать, – объясняет юрист Ирина Соловей. – Если на магистратуру поступает человек с дипломом специалиста, то - нет. Так как эти статусы равнозначны, магистрат будет вторым высшим образованием.

Отсрочку теряют аспиранты, обучающиеся по контракту. Но она сохраняется за докторантами и интернами, а также педагогическими работниками, работающими не менее чем на 75% от ставки.

36 месяцев – это для всех

Законопроект наконец-то отвечает на вопрос, сколько можно быть в армии во время войны. Кабинет министров предлагает ограничить этот срок 36 месяцами непрерывной службы. Независимо от рода войск и выполняемых задач. Многим это кажется не совсем справедливым.

- Одно дело - штурмовая рота, где пережить три атаки - это уже большое везение, другое - санитар в госпитале Львова или рота охраны ТЦК в Ужгороде, - отмечает полковник запаса Владислав Селезнев.

Офицер ВСУ Денис Ярославский также считает, что эту норму следует пересмотреть для тех, кто находится в постоянном напряжении и ежедневно рискует жизнью.

- Сложности могут быть в подсчете выполнения боевых задач. Ибо бывает, что человек долго служит в логистике, а затем его переводят в штурмовую роту. Но справедливость должна быть. Разведчики, мотопехота, стрелки должны идти на отдых раньше штабных работников, - убежден военный.

Что еще есть в законопроекте

  • Снижение призывного возраста с 27 до 25 лет.
  • Возможность мобилизовать сотрудников служб, имеющих сейчас бронь – Национальной полиции, ДБР, БЭП, Государственной исполнительной службы, прокуратуры, НАБУ, Службы судебной охраны, патронатной службы.
  • Уточнение порядка бронирования для госслужащих. В должностях категории "А" - все военнообязанные, в категории "Б" и "В" - до 50% количества военнообязанных.
  • Отмена срочной службы и введение базовой общевойсковой подготовки до трех месяцев при учреждениях высшего образования всех форм собственности (с 2025 года).
  • Предоставление уволенным военнопленным права на увольнение со службы и дополнительного отпуска с сохранением денежного довольствия продолжительностью 90 календарных дней.
  • Для приговоренных к условному сроку наказания предусмотрено право на мобилизацию в добровольном порядке.
  • Граждан Украины, снятых с военного учета в связи с отбытием за границу на срок более трех месяцев, хотят обязать вернуться на учет во время военного положения. Беспрепятственный въезд – выезд из Украины гарантируется.
  • Любые консульские действия в зарубежных дипучреждениях для лиц мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет будут осуществляться при наличии военно-учетных документов. Без таких, в частности, нельзя будет оформить внутриукраинский и загранпаспорт.
Теги по теме
Законопроект
Источник материала
loader