Когда метро поедет на Теремки. Реально ли восстановить туннель за шесть месяцев?
Когда метро поедет на Теремки. Реально ли восстановить туннель за шесть месяцев?

Когда метро поедет на Теремки. Реально ли восстановить туннель за шесть месяцев?

Когда метро поедет на Теремки. Реально ли восстановить туннель за шесть месяцев?

Намерения киевской власти и КП «Киевский метрополитен» (КМ) запустить поезда метро через полгода послужили причиной неоднозначной реакции в обществе и экспертной среде. Начали появляться разные прогнозы о сроках восстановления — от нескольких лет вплоть до… никогда, в смысле: надо строить новую ветку на Теремки с нуля. Параллельно сеть запестрела сообщениями об аварийном состоянии других участков, в частности и моста Метро. В наше и без того напряженно-стрессовое время такие сообщения не добавляют спокойствия, поэтому крайне важно, чтобы граждане были максимально осведомлены о состоянии дел и могли самостоятельно сделать соответствующие выводы.

Чтобы ответить на острейшие вопросы я проанализировал информацию и поговорил с первоисточниками.

Куда ведет «Автострада»?

Первые претензии общественности к киевской власти, в частности к Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА и КМ, фокусировались в вопросе: почему восстановление синей ветки поручили группе компаний «Автострада», не имеющей никакого опыта в строительстве метро?

На самом деле «Автострада» — компания известная, но в узком кругу специалистов. Достаточно сказать, что она строила левобережную развязку Дарницкого моста в Киеве, которая была запущена уже во время большой войны, 6 июля 2023 года, и стоила 1,1 млрд грн из государственного бюджета (не помню, чтобы кто-то ходил с пикетами по этому поводу под КМУ и ОП).

С 2022 года именно «Автострада» строит мостовой переход через Днестр Ямполь⸺Косеуц в Молдову длиной 1409 м и с высотой опор (их 24) до 50 м, общая стоимость проекта — 3,4 млрд грн.

«Автострада» также возводит новый мост через Десну в Чернигове. Хотя старый (разрушенный россиянами) мост 1956 «года рождения» восстановили, он выдержит не больше двух лет эксплуатации. Новый мостовой переход будет длиной 628 м, из которых монолитный железобетонный прогон — самый длинный в Украине (122,5 м) — уже построен. Стоимость проекта — 4,8 млрд грн, профинансировали его международные доноры.

Кроме того, «Автострада» с 2023 года участвует в строительстве водопровода на Днепропетровщине общей протяженностью более 144 км, а также многих других инфраструктурных объектов. По крайней мере, очевидно, что киевская власть имеет дело не с фирмой-прокладкой, а с мощной группой компаний, которая выполняет полный комплекс работ от проекта до строительства готового объекта, имеет собственную технику, оборудование и финансовые ресурсы и не привлекает посторонних подрядных организаций.

Что будут делать между «Лыбидьской» и «Демеевской»

(Далее изложена информация из разговора с главой совета директоров ГК Владиславом Скальским, главным инженером проекта Игорем Гелетюком и директором по промышленному и подземному строительству Акимом Хохловым.)

«Автостраду» привлекли к восстановлению синей ветки на законных основаниях — согласно постановлению КМУ №1178 от 12 октября 2022 года, которое позволяет заключать прямые договора в условиях военного времени без проведения тендера. По условиям договора ГК с КП КМ «Автострада» за собственный счет выполняет подготовительные работы и готовит проект и только тогда получает 21 млн грн от «Киевского метрополитена».

Подготовительные работы включают стабилизацию имеющегося туннеля изнутри на длину 80 м с помощью металлических лесов (это уже сделано). Сейчас проходит бурение свай, на которых будет держаться так называемая разгрузочная плита из железобетона, на ней позже будет работать тяжелая техника. Она будет забивать с двух сторон от туннеля систему свай (так называемых буросечных), они образуют сплошную стенку, которая будет удерживать не только почву, но и воду от попадания в будущий котлован. Аналогично будет проведено почвоукрепление с торцов котлована сваями и химическими средствами, которые тоже не будут пропускать воду. Это очень сложная задача, которая потребует подбора средств укрепления в зависимости от конкретной ситуации с почвами.

Длина туннеля, который заменят, составляет 27 м. Здесь туннель подвергся деформации (этот показатель определили специалисты КНУСА с помощью 3D-сканирования). К этому участку строители доберутся сверху, вырыв котлован глубиной 16 м: до туннеля — 8 м, сам туннель — 6 м и подкладка из песка и гравия под будущий туннель толщиной 2 м. Но до того нужно еще переложить больше 200 сетей, которые проходят по «пятну» стройплощадки, — найти их хозяев и договориться с ними.

Эти работы планируют завершить к марту и параллельно разрабатывают проект, где будет определена полная стоимость работ. Самый долгий этап — государственная экспертиза проекта, на которую, согласно ГСН, отведено 45 дней.

Дальше строители разберут старый туннель и отольют новый монолитный из железобетона, прямоугольный в сечении (так проще и дешевле). Но и это еще не все. Запланировано укрепить имеющийся туннель изнутри железобетонными «рубашками» — на 20 м в сторону «Демеевской» и на 27 м в сторону «Лыбедьской».

Все виды работ стандартные, и ГК уже выполняла их на разных объектах. К тому же сейчас в компаниях работает больше тысячи специалистов, имеющих опыт строительства метрополитена, — это бывшие сотрудники ЧАО «Метробуд», АО «Киевметробуд», Проектного института «Укрметротунельпроект». Фактически «Автострада» — это сейчас единственная компания, имеющая все необходимые ресурсы для восстановления метро на Теремки.

К концу встречи Владислав Скальский произнес слова, которые хочу привести полностью: «Восстановление метро — стратегическая задача для компании. Ведь метрополитен — объект двойного назначения, выполняющий сверхважные функции: транспортную и защитную, надежно укрывая людей во время обстрелов».

Поэтому никаких непреодолимых технических или инженерных барьеров на пути реализации проекта нет. Но есть другие.

Поиски черной кошки в темном туннеле

Заведующая сектором биологических, ветеринарных и почвоведческих исследований Института судебных экспертиз имени Бокариуса Виктория Булавина в эфире «Мы — Украина» сообщила: «Сейчас в туннеле демонтировали рельсы, его временно поддерживают усиливающими конструкциями для предотвращения ухудшения ситуации. На этот момент досудебным расследованием выданы три экспертизы, в том числе и экспертиза химических минералов, которая установила, что неконтролируемое попадание воды в туннель происходило в течение 5–10 лет. Этот процесс продолжается и сейчас».

То есть пока строители ведут подготовительные работы и копают котлован на глубину 16 м, кто-то копает глубже — под киевскую власть. В продолжение специалист добавила: «Состояние туннеля не отвечало требованиям пожарной безопасности, ответственность за это несет руководитель «Киевского метрополитена». К тому же не были введены системы раннего обнаружения ЧС на опасных участках и объектах повышенной опасности».

Если внимательно вчитаться, возникает явное непонимание сказанного. Например, что такое «неконтролируемое попадание воды в туннель»? Значит ли это, что метрополитен мог контролировать попадание воды в туннель, но не контролировал? И что все-таки показала экспертиза — пять или 10 лет «попадания»?

Дальше больше, то есть глубже ⸺ «состояние туннеля не отвечало требованиям пожарной безопасности». Простите, но контроль над состоянием пожарной безопасности в Украине осуществляет Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС), подчиненная МВД, тем более на стратегическом объекте, каковым является метрополитен. Так что, спрашивать и привлекать к ответственности нужно в первую очередь начальника ГСЧС и министра внутренних дел, не так ли?

Не очень понятна и терминология. Например, что такое «опасные участки и объекты повышенной опасности» в метрополитене? Если такие найдутся в метро, то его нужно срочно закрывать. Что собственно и инициировало руководство метрополитена, когда по туннелю пошли трещины. Об этом подробно писало ЗН.

В конце концов, пассаж специалиста по биологическим, ветеринарным и почвоведческим исследованиям об отсутствии систем раннего выявления ЧС свидетельствует, скорее, о незнании предмета. Объясню. Такие системы устанавливают для мониторинга динамических процессов, например, концентрации ядовитых веществ в воздухе, уровня радиации либо же уровня легковоспламеняющихся веществ или давления в резервуаре. Но туннель — статическая конструкция, и постоянно контролировать измерительными датчиками его состояние выглядит как-то бестолково. Единственный документ, который устанавливал правила устройства систем раннего выявления чрезвычайных ситуаций и предоставлял исчерпывающий перечень объектов, которые обязательно подлежат такому устройству (приказ Минчернобыля №288 от 15 мая 2006 года) на сегодняшний день упразднен. Но, что примечательно, в этом перечне метрополитена не было.

Не раскачивайте лодку — и без того штормит

Ситуация с «экспертными выводами» несколько проясняется, когда находишь ее источник — марафон «Єдині новини». Где после выводов специалиста подают еще более «обнадеживающую» новость: «Основатель и глава Офиса трансформации (фамилию не упоминаю, чтобы не делать лишней рекламы. — А.С.) убежден, что этот туннель могут вообще закрыть, а на замену ему построить новый. На это, по его словам, пойдет два, три или пять лет. Какие основания для такого вывода, неизвестно.

Итак, ведущие телеканалы страны дают обществу информацию от лиц, которые, мягко говоря, не являются профессионалами в области строительства и эксплуатации метрополитена, а берут на себя смелость делать очень категоричные заключения, не приводя вместе с тем достаточных (чтобы не сказать никаких) аргументов.

Еще 8 декабря 2023 года городская прокуратура сообщила на своей странице в Фейсбуке, что Главное управление Национальной полиции в городе Киеве открыло уголовное производство о служебной халатности должностных лиц «Киевского метрополитена», но его результаты почему-то комментируют не следователи и прокуроры, а эксперт по биологическим и ветеринарным исследованиям. Все это невольно приводит к мысли, что экстраординарная ситуация, из-за которой в напряжении пребывают и сотни тысяч киевлян, и транспортники столицы, стала лишь поводом для центральной власти, чтобы лишний раз притеснить неподконтрольного офису президента киевского мэра.

Надеюсь, читатели имеют достаточно информации, чтобы определиться, кто изо всех сил гребет, а кто лишь кричит: «Не туда гребете!». Сегодня, в бурном море войны, явно убийственно сводить политические счеты.

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader