Баллистические ракеты из Ирана: насколько реальна угроза
Баллистические ракеты из Ирана: насколько реальна угроза

Баллистические ракеты из Ирана: насколько реальна угроза

История тянется долго.

Россия ищет ракеты у своих союзников из стран-изгнанников.

В конце 2023 года РФ получила баллистические ракеты из Северной Кореи.

Это Hwasong-11 (KN-23/24).

По данным СБУ, российские войска выпустили по Украине более 20-ти таких ракет.

"В результате вражеских прилетов погибли по меньшей мере 24 мирных жителя, еще более 100 гражданских - получили тяжелые ранения",- говорится в сообщении.

Но гораздо раньше Россия просила о баллистических ракетах у Ирана.

Этот вопрос обсуждается еще с осени 2022 года.

Речь идет о ракетах семейства Fateh-110, в частности Zolfaghar, способных поражать цели на расстоянии от 300 до 700 километров.

С начала января уже якобы состоялось по меньшей мере четыре поставки – Каспийским морем и самолетами – а в ближайшие недели ожидаются новые партии.

Официальный представитель США сообщил агентству, что там видели доказательства активного продвижения переговоров между Ираном и РФ, но нет подтверждений того, что поставки уже состоялись.

Роб Ли, старший научный сотрудник Института исследований внешней политики, сказал, что поставки ракет Fateh-100 и Zolfaghar из Ирана дадут России еще большее преимущество на поле боя.

"Их можно использовать для нанесения ударов по военным целям на операционной глубине, а баллистические ракеты украинской ПВО сложнее перехватить",- сказал Ли.

Передача ракет стала возможна с 18 октября 2023 года.

Напомним, с этой даты, в соответствии с резолюцией СБ ООН от 20 июля 2015 года, прекращаются все ограничения, наложенные на деятельность, связанную с баллистическими ракетами, и их поставки в Иран.

"За продажу этого оружия не будет никаких санкций.

Это было в рамках Резолюции 2015 года так называемого "ядерного соглашения".

И согласно этой Резолюции, были предусмотрены сроки, на которые налагаются на Иран ограничения по продаже, с начала 2018 года обычного вооружения, а затем — ракетное оружие.

Сегодня, 18 октября, истекает срок действия Резолюции.

Иран может продавать теперь ракетное оружие всем, кому он пожелает",— объяснял тогда снятие эмбарго эксперт Центра ближневосточных исследований AMES, соучредитель Украинской миротворческой школы Игорь Семиволос.

Мог ли Иран передать россиянам ракеты.

Представитель ГУР Андрей Юсов в комментарии РБК-Украина заявил, что украинская разведка проверяет данные СМИ о том, что Иран передал России несколько партий баллистических ракет.

И добавили, что украинские спецслужбы еще не фиксировали подобные случаи.

Аналитики издания Defense Express напомнили, что вопрос передачи баллистических ракет Ирану в РФ уже давно обсуждается, но все это время они так и не попали в арсеналы врага.

"Но объективно за это время очень многое изменилось.

При этом не в положительную для цивилизованного мира сторону", – подчеркивают аналитики.

Они отмечают, что КНДР передала аналогичные ракеты в РФ, несмотря на все международные механизмы противодействия в виде санкций и всяческих резолюций ООН, практическая ценность которых оказалась близкой к нулю.

Ни с какими последствиями Пхеньян не встретился – и это зеленый свет для Тегерана.

"Но в информации относительно 400 баллистических иранских ракет в РФ ключевым является больше не сама возможность передачи ракет, а именно количество в виде почти полутысячи единиц.

Потому что такое количество действительно более чем значительно, если речь идет об одномоментном снабжении",– пишут они.

В ответ на вопрос, может ли Иран передать именно такое количество ракет одномоментно, аналитики обращаются к опыту передачи ракет Fateh-110 Хезболлы.

Первые такие ракеты Хезболла по данным Израиля получила от Ирана через Сирию, где они частично были локализованы под названием M600, в период 2007-2010 годах.

По состоянию на 2020 год у Хезболлы было около 600 ракет Fateh-110 и M600, а количество пусковых оценивалось в 28 единиц.

Таким образом, приходят к выводу эксперты, что Иран действительно имеет доказанные возможности поставки значительного количества баллистических ракет, даже в условиях усложненной логистики.

Что касается количества, приводится аналитика Пентагона за март 2022 года.

В США оценили весь арсенал баллистических ракет Ирана примерно в 3000 единиц.

"И сейчас более вероятен сценарий, по которому 400 ракет - это общее количество заказанных или желаемых к получению в РФ.

Поэтому вполне возможно, что их поставки будут растянуты во времени.

Но не исключен и сценарий, по которому Иран еще с 2022 года начал для РФ производство ракет на "склад", в ожидании финального решения",– приходят к выводу аналитики.

"Продажа оружия Ираном России является частью усилий Ирана получить доход для поддержки ухудшающейся своей экономики", – отметили в ISW.

Ранее ISW подсчитал, что Иран может попытаться получить деньги от России в обмен на поставку Москве ракет.

Хакерская группа Prana Network опубликовала 4 февраля документы, в которых утверждается, что Россия платит Ирану примерно 4,5 миллиарда долларов в год за импорт иранских Шахедов.

В чем опасность от иранских баллистических ракет.

Военный аналитик Игаль Левин называет их "оружием террора".

"Ракеты Zolfaghar – это пол тонны взрывчатки примерно и сотни километров дальности.

Есть большие вопросы к точности этих ракет.

Так или иначе это – оружие террора.

Особенно если точность невысока – тогда это оружие террора в прямом смысле этого слова",– заявил он в комментарии LIGA.

"Зная о сложностях в отражении баллистических атак, оккупанты будут стремиться накапливать ракеты, и, если они все же получат их от Ирана, для Украины это будет представлять опасность",- говорит представитель ПС Юрий Игнат.

Впрочем, как отмечает военный эксперт, летчик-инструктор и полковник ВСУ в запасе Роман Свитан, для запуска иранских ракет нужны соответствующие пусковые установки, которых не так и много.

В комментарии 24 канала он предположил, что вряд ли оккупанты имеют большое количество пусковых установок для Fateh-110 и Zolfaghar.

Предположим, у россиян есть максимум 20 таких единиц.

Поэтому сиюминутный запуск вряд ли возможен.

"Однако это усилит российский парк баллистических ракет",- подчеркнул Роман Свитан.

О том, что для иностранных ракет российские пусковые установки не подходят, говорит военно-политический обозреватель Александр Коваленко в разговоре с OBOZ.

"Даже если мы говорим о северокорейских ракетах КМ-23, они отличаются от 9М723, аналогом и копией которых они являются.

Им нужна своя пусковая установка.

А иранские ракеты Fateh-110 и Zolfaghar – тем более.

Они созданы по совсем другой концепции.

Их концепция включает китайские ракеты CSS-8, которые фактически являются ракетами С-75 советскими, то есть модификацией этой ракеты противовоздушной обороны, а также модификацией оперативно-тактической ракеты ОНА-М.

Это довольно интересный микс технологий",– рассказал военно-политический обозреватель.

В своем Telegram Коваленко отмечает, что у иранских ракет Fateh-110 могут быть те же уязвимые места, что и советские анахронизмы, на основе которых они созданы.

Даже, несмотря на условную модернизацию.

Относительно Zolfaghar, отмечает Коваленко, основной проблемой для украинского ПВО станет то, что эта ракета обладает боевой частью массой 579 кг, которая отделяется при заходе на цель.

Именно эта "деталь" усложняет ее обнаружение, отслеживание и уничтожение.

К примеру, цельнокорпусные ракеты ОТРК Искандер в этом плане перехватывать проще.

Валерия Шипуля.

Теги по теме
Россия Иран
Источник материала
loader
loader