Школьные обеды: почему 40% детей не питаются в учреждениях образования
Школьные обеды: почему 40% детей не питаются в учреждениях образования

Школьные обеды: почему 40% детей не питаются в учреждениях образования

Фабрика-кухня на 10 тыс.

порций еды в день.

Первую фабрику кухню в Буче, построенную на средства американского мецената Говарда Баффета, официально открыли в декабре прошлого года.

Это важный шаг в развитии системы питания детей, по сути, начало новой эпохи.

"Еще до вторжения, проводя аудит школ, мы обнаружили, что не каждое заведение имело надлежащие мощности, чтобы готовить качественную еду для детей.

А после того, как сотни наших школ были разбомблены, уничтожены Россией, полноценное питание оказалось под еще большим вопросом.

И проект фабрики-кухни, которая готовила бы на школы нескольких общин, стал особенно актуальным, менее года назад на этом месте был пустырь, а мы с меценатом господином Говардом Баффетом поднимали первый символический ковш земли, открывая строительство, и вот сегодня мы на уже завершенном.

строительстве первой в Украине фабрики-кухни, в Буче",- отметила инициатор проекта первая леди Елена Зеленская.

Основные потребители продукции фабрики-кухни в Буче - 30 учебных заведений Бучи и еще трех общин: Бучанской, Немешаевской, Бородянской.

"Это отдельное предприятие, на котором осуществляется приготовление, шоковое охлаждение (до температуры +3°С - +5°С) готовых блюд и доставка в охлажденном виде в учебные заведения и заведения оздоровления и отдыха.

На его производственных мощностях будет возможность производить до 10 тысяч порций пищи в день и обеспечивать качественным питанием 30-40 учебных заведений (это число зависит от количества учащихся учащихся).

При этом дети как в большом городе, так и в маленьком селе будут получать одинаковые питательные блюда",- сообщается на сайте проекта по проведению реформы школьного питания "Знаїмо".

Фабрики-кухни - модель, разработанная и утвержденная в рамках реформы школьного питания в 2020-2022 годах.

Ее особенность - не только в масштабах, но и в обеспечении соблюдения высоких стандартов качества и требований НАССР (системы анализа и контроля критических точек и рисков, которые могут возникать во время любого производственного процесса, связанного с продуктами питания - такая система функционирует в ЕС).

Питаются 60% детей, почти половина - бесплатно.

В планах - построение еще нескольких фабрик-кухонь.

В ближайшее время запланировано строительство подобного комплекса в Лозовой Харьковской области.

Когда будут работать два таких мощных производства по приготовлению еды для школьников, они накормят детей из 60-80 школ.

А всего у нас 12 604 заведений среднего образования.

Как у них питаются дети?.

Анализ влияния полномасштабного вторжения на систему школьного питания показал, что в 2022-2023 учебном году (по сравнению с предыдущим) количество детей, питающихся в школах, уменьшилось вдвое и составило примерно полтора миллиона учеников (по данным "Института образовательной аналитики"), 48 из них получали еду бесплатно, сообщил Веб-ресурс НУШ.

В это же время вдвое больше детей внутренне перемещенных лиц получали в школах бесплатное горячее питание - по сравнению с 2021-2022 учебным годом, когда бесплатными обедами обеспечивали 24 857 таких школьников.

По результатам опроса, проведенного в декабре 2022 года, в котором приняли участие 61% учреждений общего среднего образования, выяснили, что в среднем в школах питались 60% учащихся (38% - за средства родителей, 22% - бесплатно, а 40% не питались вообще).

Основными причинами, по которым школы не могут организовать питание во время очного обучения, названы:.

- проблемы с электроснабжением и другими коммуникациями;.

- проблемы со снабжением продуктов питания;.

- отсутствие достаточного финансирования в местном бюджете;.

- отсутствие пищеблока или столовой;.

- воздушные тревоги;.

- перепрофилирование столовых под укрытия.

Что планируют изменить.

Согласно принятой Стратегии реформирования системы школьного питания на 2023-2027 годы, запланировано решить проблемы:.

- с нехваткой средств в местных бюджетах для выполнения всех норм питания в учебных заведениях;.

- с повышением стоимости питания из-за инфляции, поэтому из-за снижения платежеспособности родителей все меньше детей посещают школьные столовые;.

- с потерей поставщиков продуктов или услуг по организации питания из-за нерентабельности для субъектов хозяйствования, удаленности территорий, повреждения автодорог и других рисков для рынка в условиях полномасштабной войны;.

- с устаревшим или поврежденным вследствие военных действий оборудованием и пищеблоками.

Опрос показал, что из почти 8 тысяч школ 301 учебное заведение получило повреждения или разрушения помещения пищеблока в результате военных действий, еще 232 - потеряли оборудование из-за военных действий и/или оккупации;.

- с препятствием в организации школьного питания энергетического кризиса и воздушных тревог;.

- с потребностью в дополнительном обучении работников учебных заведений и предприятий, предоставляющих услуги по организации питания учебным заведениям в связи с внедрением новых норм питания, составлением и выполнением меню.

"Имеем действительно большую проблему с выделением средств регионами на питание детей.

Потому что каждая община самостоятельно принимает решение.

И получается так, что на начало 2024 года сумма на питание одного ребенка в разных общинах может колебаться от 12 до 95 гривен.

Это катастрофическое неравенство.

По нашим подсчетам, эта цифра должна составлять не менее 35-40 гривен за стоимость продуктов, которые нужно положить одному ребенку в тарелку для того, чтобы обеспечить всю питательную ценность в соответствии с требованиями реформы",- пояснил руководитель проектного офиса Реформы школьного питания, глава правления Национальной ассоциации общественного питания Орест Степаняк.

В планах на 2024 год предусмотрено, что:.

- в I квартале школам предоставят рекомендации по установлению нижнего предела стоимости питания на одного ребенка;.

- в феврале и в августе должна быть рассмотрена возможность привлечения средств в местные бюджеты для обеспечения питания в учебных заведениях детей льготных категорий в виде субвенции из госбюджета;.

- в марте рассматривается вопрос о расширении перечня категорий детей, которых будут обеспечивать бесплатным питанием;.

- в апреле определят потребности учебных заведений, в частности, в модернизации пищеблоков, а также будут пересматривать уровень оплаты труда работников столовых и школьных медсестер;.

- в мае будут разрабатывать учебные материалы для обновления стандарта профессионального (профессионально-технического) образования по профессии повар учебного заведения;.

- в августе будет создана интерактивная карта потребностей в организации питания в учебных заведениях и определят предварительный перечень школ, нуждающихся в восстановлении и модернизации пищеблоков, также будут проводить обучение тренеров центров повышения квалификации поваров;.

- в сентябре стартует подготовка специалистов по профессии повар учебного заведения;.

- в декабре разработают ориентировочное четырехнедельное сезонное меню, которое передадут школам, и интерактивную карту "Делимся опытом" о лучших практиках внедрения реформы школьного питания.

Среди учащихся 1-4 классов распространят интерактивные учебные материалы "Боксы здорового питания".

А для подростков создадут игры, викторины, онлайн-ресурсы, квесты, которые будут формировать навыки критического мышления для противодействия маркетинговым манипуляциям по продвижению нездоровой еды.

Галина Гирак.

Теги по теме
Школа
Источник материала
loader
loader