20 мая, понедельник
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Евроинтеграция без упрощенки только отдаляет Украину от Европы
Евроинтеграция без упрощенки только отдаляет Украину от Европы

Евроинтеграция без упрощенки только отдаляет Украину от Европы

Евроинтеграция без упрощенки только отдаляет Украину от Европы

У противников упрощенного налогообложения (УСН) для микробизнеса появился в последнее время новый аргумент: «Мы, мол, идем в ЕС, поэтому нужно первым делом перейти на какую-нибудь из «европейских» моделей упрощенки, а то и вообще ее отменить». Такой подход, в частности, нашел воплощение в Национальной стратегии доходов (НСД), где собственно налоговые реформы начинаются с УСН.

 

Европейская упрощенка

Так, предполагается по примеру Польши упразднить фиксированные ставки 1–2 групп (самую простую и, соответственно, защищенную от коррупции форму), заменив их налогом с оборота от 3 до 17%. Прекрасный пример, чтобы разобрать в деталях, почему такое карго-интеграторство вредно экономически, плюс еще больше отдаляет нас от европейской цивилизации.

Начнем с того, что ни малейшей необходимости отказываться от нашей упрощенки в связи с евроинтеграцией нет вообще. Не говоря уже о том, что дата вступления в ЕС пока не определена, и вряд ли это может случиться раньше, чем через 10 лет. К тому же необходимая для этого гармонизация налогового законодательства касается исключительно косвенных налогов (НДС и акцизов). Только они — и вполне логично — подлежат общеевропейскому регулированию. А УСН относится к прямым налогам, которые в ЕС отличаются от страны к стране радикально, и единственное общее ограничение, вот-вот вступящее в силу, — это минимум 15% корпоративного налога на крупные межнациональные корпорации. И то, он может быть налогом на распределенную прибыль (или, как у нас называют, выведенный капитал), как в Эстонии, Латвии, и Польше.

Но, может быть, без всякой обязаловки Украине стоило бы поучиться у «успешных стран»? Кое в чем — очень даже стоило бы. Однако далеко не весь «опыт успешных стран» при ближайшем рассмотрении одинаково полезен для нас.

В частности, насколько хороши «европейские» налоговые режимы для микробизнеса сами по себе, — большой вопрос. Например, во многих странах ЕС розничная торговля картелизирована крупными сетями, теми самыми, которые лоббируют выхолащивание упрощенки в Украине. А чтобы хоть как-то дать выжить микробизнесу, там вводят искусственные ограничения на большие магазины, все вместе в итоге — за счет покупателя.

Почти всюду упрощенный режим предусматривает регистрацию плательщиком НДС по достижении соответствующего порога (в Украине — 1 млн грн в год). Но применить эту норму у нас, как предусматривает НСД, означает просто убить соответствующий бизнес, поскольку в наших условиях заплатить НДС без профессионального бухгалтера невозможно, требуется полный учет.

А бухгалтер для такого бизнеса, даже на полставки, но с зарплатными налогами, обойдется как минимум в десятую часть оборота, не говоря уже обо всех проблемах администрирования, где микропредприятия по определению окажутся среди «рисковых» и будут массово страдать от блокировки НДС-накладных.

 

Причем тут верховенство права

Но даже с реально полезным «европейским опытом» должен действовать железный подход: сначала «европейские» принципы и институции, и только потом — «европейские» нормы. А ведь верховенство права — это основа основ европейской цивилизации вообще и ЕС в частности. И оно далеко не сводится к судебной системе, а представляет собой важнейший принцип жизни и управления.

В «европейской» модели люди, от самого низа до самого верха, включая высших руководителей страны, подчиняются закону. Этот закон в целом гарантирует равенство основных прав и свобод, их неотъемлемость, человеческое достоинство и подконтрольность власти народу.

К слову, в «азиатской» модели правят конкретные «начальники», а то и вообще «авторитеты». А в «евразийской», которую Украина унаследовала от империи, все это со времен Петра Первого прикрыто формальными законами, которые, как знают «умудренные жизнью» люди, «пишутся для дураков»: потому что либо прямо оставляют решение на усмотрение «начальников», либо написаны нечетко или противоречиво — так, что позволяют им же решать, какую из норм к кому и когда применить, либо противоречат практике настолько, что нарушают их все или почти все, так что те же «начальники» имеют власть определять, кого принести в жертву, а кого — до поры до времени пощадить.

 

Почему нельзя «европеизировать» упрощенку

УСН в описанной системе — действительно своего рода «офшор», но не столько налоговый, сколько правовой. Фактически УСН — единственная часть украинской налоговой системы, которая пока еще работает по более-менее цивилизованным принципам, где верховенство права скорее живо, чем нет, а «крыша» или личное близкое знакомство с налоговым инспектором не являются необходимыми условиями спокойной работы.

Во всяком случае таковой она была до тотальной фискализации 2–3 групп — первого шага по выхолащиванию упрощенки. Именно в создании такого укрытия от «начальников» и заключалась цель ее создателей, причем изначально, по своему замыслу, упрощенка вообще не была льготной: минимальная ставка превышала средний уровень налоговых поступлений от микробизнеса.

Да и сейчас говорить о «потерях бюджета» от УСН не решается даже Минфин: в НСД отсутствуют оценки экономического эффекта от предлагаемых мер по ее реформированию, как не было их, кстати, и для фискализации. На самом деле средняя «налоговая нагрузка» для плательщиков единого налога составляет около 5%, что мало отличается от ФОП на общей системе, и лишь немногим меньше, чем в целом по экономике, включая непрямые налоги.

Что же касается злоупотреблений, то они, конечно, имеют место, но их масштаб на порядок меньше, чем у бОльших компаний на общей системе. Весь оборот 1–3 групп УСН в 2021 году составлял 8,3% от оборота сектора предприятий, а с учетом скрытых доходов — в пределах 9%.

Однако, на каждом шагу слышно об использовании упрощенки крупными предприятиями, при этом про настоящие офшоры говорят значительно реже, об удивительно живучей крупномасштабной контрабанде предпочитают стыдливо помалкивать, а словосочетание «конвертационный центр» упоминается и вовсе крайне редко — еще бы, ведь за такими «взрослыми» схемами стоят «серьезные люди»…

Еще одно следствие неработающего верховенства права: до полномасштабного вторжения около 3 миллионов человек (почти 20% рабочей силы) в Украине работало в полной «тени». Из них около миллиона — не по найму: либо самозанятые, либо под «крышами». Какая из стран, которые нам ставят в пример, может «похвастаться» таким?

Значительную часть из этих миллионов составляют те, кто работал легально до предыдущей, азаровской, попытки уничтожить упрощенку: с 2009 по 2011 год Украина потеряла 2,2 миллиона легальных рабочих мест в секторе микробизнеса, из которых лишь около 300 тысяч таки «вернулись на заводы», как мечтал Николай Янович.

Поэтому да, у нас ставки должны быть радикально ниже, чем в более благополучных странах, хотя бы для того, чтобы легальная работа могла составлять конкуренцию «тени». При том, что преимущества, которые дает предпринимателю легальный статус, в Украине тоже на порядок меньше, из-за того же ненадежного верховенства права.

 

***

Так что «реформа» упрощенки для Украины не только не приоритетное направление евроинтеграции, а шаг в прямо противоположном, «евразийском», направлении. Авторы НСД как большой компромисс преподносят то, что такая реформа намечена лишь после «реформы» (косметической) налоговой, однако — в первую очередь. Но почему же не начать с более масштабных схем уклонения от налогов, чем те, где используется УСН? Не говоря уже о том, что последние нормально работающая налоговая (вместе с таможней) вполне может ликвидировать без всякого ущемления прав честных предпринимателей и в рамках нынешнего законодательства.

Источник материала
Поделиться сюжетом
Упоминаемые персоны