Шли колонны врага, силы были неравны: как наши военные держали оборону Ирпеня, Мощуна и Гостомеля
Шли колонны врага, силы были неравны: как наши военные держали оборону Ирпеня, Мощуна и Гостомеля

Шли колонны врага, силы были неравны: как наши военные держали оборону Ирпеня, Мощуна и Гостомеля

С первых дней полномасштабного вторжения россияне сунули огромными колоннами в Киев. Однако до столицы так и не дошли, ведь наши воины — от теробороновцев до Сил специальных операций — остановили врага в Ирпене, Буче, Мощуне, Гостомеле. Именно эти населенные пункты стали одной из главных линий обороны Киева.

Факты ICTV пообщались с теми, кто отстаивал столицу на этих рубежах.

Путь от Чернобыля до Бучи

Факти ICTV

Артем, позывной Боцман, боец 80-й отдельной десантно-штурмовой Галицкой бригады. В рядах ВСУ с 2019 года. Прошел путь от Чернобыля до Бучи. Боец вспоминает, как готовились встречать врага в зоне ЧАЭС за несколько суток до полномасштабного вторжения.

Сейчас смотрят

— Нас отправили в район Чернобыля под белорусскую границу, чтобы если что — сдерживать врага. Мы уже были полностью снаряжены. Мы через день тренировались, летали, высадка была именно на эти мосты. Чтобы в случае чего мы сразу заняли место обороны, — рассказывает Артем.

Но тогда десантники еще не знали — на них двинется 6-километровая колонна россиян, силы были неравны и пришлось взрывать мосты.

— Отходили потом уже почти под самый Киев, где-то за Ирпенем. Я еще успел позвонить матери, попрощаться. Сказал, что война началась, что может быть все, что хочешь — могут и убить. В принципе, я уже был готов к этому, — рассказал военный.

Артем говорит, на тот момент хоть и попадал в перестрелки, но такие бои были впервые. Получил ранения возле Бучи. Возле бойца разорвалась мина, рядом десятки раненых, часть эвакуируют в гражданскую больницу в Буче. Его оперируют, а тем временем оккупанты уже в городе.

Я уже просыпаюсь, врачи говорят — ну все, через палату лежат россияне — готовьтесь, что сейчас к вам придут, и будут спрашивать, кто вы такие. И это было жестко — у меня разрезан живот, и я защищаться не могу, ничего не могу в принципе. Говорят, придумай себе легенду — я, как сейчас, помню это. Мне сами придумали. Предприниматель из Бучи, шел по улице — ранило.

Чтобы спасти воинов, гражданские чудом через блокпосты переправляют десантников в Ирпенский военный госпиталь. А оттуда пешком — на Киев. Военные притворялись гражданскими.

— Нас провели полностью как будто мы гражданские. И через какие-то блокпосты проезжали, я даже не знаю. Потом я узнал, что в Ирпене в тот же день по госпиталю работал танк, а еще через день его уже взяли россияне. Я знаю, что парня, которого потом позже ранило, то его россияне выбросили из реанимации с третьего этажа, — рассказал воин.

Артем после ранения вернулся на фронт. Уже через пять дней ехал на юг, потом была Донецкая область, харьковская операция, бои за Бахмут. Он воюет до сих пор.

Враг двинулся на Киевщину большим количеством техники

В боях за Ирпень, а потом и за Мощун и другие населенные пункты принимала участие и знаменитая 72 отдельная механизированная бригада имени Черных Запорожцев.

Роман, танкист, тогда был командиром взвода. Сегодня обороняет Донецкую область возле Угледара.

Факти ICTV

Вспоминает, что уже 24 февраля 2022 года колонна техники маршем отправилась на основные рубежи обороны — Ирпень, Бучу, Мощун. Знали, что враг тоже движется большим количеством техники.

— Когда колонны противника шли, это было видимо и ясно. Когда мы занимали рубежи, уже устраивалась и была видна какая-то линия обороны, первый рубеж обороны. Задействовано было все — танки, артиллерия, все рода войск, — говорит Роман.

24 числа его танковая рота выполняла уже первые боевые задачи, начинали с населенного пункта Гостомель и в дальнейшем уже по фронту растягивались, по рубежам.

В ночь с 24 на 25 уже в 1 часа ночи танковые подразделения впервые вступили в бой с боевыми бронированными машинами и танками противника, вспоминает Роман.

На линии фронта были все — от ТрО до ССО.

— Вооруженные силы Украины, Национальная гвардия, территориальная оборона, Главное управление разведки, Силы специальных операций. Или ты из ТрО, или ты из ССО — все делали одно дело, это было приятно. Так же бойцы из Службы безопасности Украины, с которыми мы встретились, взяли автоматы. Я говорю: А как вас начальство отпустило? Один из них говорит: А мы не спрашивали, мы взяли автоматы, да и поехали. У меня вон по улице дом в 400 метрах — куда мне бежать? Жену и ребенка вывез, теперь будем защищать, — рассказывает Роман.

Основной задачей было удержать оборону и не допустить прорыва противника в город Ирпень.

Факти ICTV

— Мы сначала это активно делали, уничтожали боевые бронированные БМП, БТРы, живую силу противника. Но в дальнейшем со временем были вынуждены выйти из окружения из населенного пункта Ирпень. Но ничего, вернулись, получили новую броню и вперед-вперед, — вспоминает боец.

Очень помогали бойцам местные. Корректировали огонь, считали вражескую технику.

Люди, которые выходили из Бучи, говорили, где какой личный состав, какая техника. Кто как мог из женщин, пожилых людей, так и объяснял — по-простому. А кто из мужчин, которые имели опыт военной службы, объясняли — БМП, БТР, где танки, что у противника есть и где что спрятано.

Показывали, объясняли и мы уже имели какую-то минимальную информацию о противнике, о краткой оценке его, возможность и характер действий, рассказывает Роман.

Бои за Мощун

Затем защитники заняли позицию возле Мощуна, это правый фланг — между Мощуном и Гутой-Межигорской в лесах.

Задача была уничтожать всю подвижную технику и живую силу, которая будет передвигаться через созданную понтонную переправу через реку Ирпень, и какое-то время это удавалось.

Но активность большая, противник имел силы и средства. Противник был очень маневренный, поэтому прорвал наши линии обороны. Но потом мы стали крайний раз стеной и удержали, вспоминает Роман.

Именно бои за Мощун стали решающими. В то время второй линии обороны не было. Поэтому если бы не удержали Мощун, дорога открывалась на Киев.

— Каждый час были критические моменты от захвата Бучи, Ирпеня, и больше всего, я так думаю, прорыв был бы на Мощуне, потому что там сосредоточилось наибольшее количество личного состава и техники противника, — отмечает боец Роман.

Если бы Мощун не удержали, тогда было бы очень тяжело, думать о последствиях было бы очень горько. Но ничего, удержали, благодаря тем ребятам, которые героически держали позиции, отметил боец.

Россияне жгли Мощун ФАБами

В боях за Мощун участвовал Николай Костенко из 72-й. Он хорошо помнит, как село россияне просто жгли. Поэтому первое, что спрашивает: Начали ли село хоть немного отстраивать?

Факти ICTV

— Там были сверхжесткие бои. Там и авиация ровняла, и ФАБы. Сейчас КАБы летят, а там ФАБы сбрасывали прямо на Мощун. Мощун горел круглосуточно. И ночью нас накрывали, на то время у кацапов много было боеприпасов. Они, видимо, выпускали столько снарядов, боеприпасов по нам, что столько во Вторую мировую войну не выпускали. Ровняли тот Мощун несчастный… — говорит Николай.

Прятаться приходилось в погребах, которые остались. Ведь дома сносили и горели.

Мы стояли в начале Мощуна. Там был магазинчик, его разрушили, а погреб остался. Кто-то такой погреб хороший сделал, перекрытие в нем такое крепкое, мы в нем постоянно были. По трое суток жили на Сникерсах. Потому что мы не мародерствовали, но есть что-то надо было, не оставляя позиций, говорит Николай.

Россияне заходили, атаковали, отходили к Гостомелю, пополняли боеприпасы и обратно.

— Там еще такая была история. Она в интернете была хорошо освещена. Это была первая группа, которая заходила на Мощун из 155-й бригады. Они когда перешли переправу, им пришлось под натиском артиллерии, пехоты нашей выйти. И полковника этой 155-й бригады расстреляли свои же. Они оттянулись от переправы, и за то, что они оттянулись от переправы, этого же полковника расстреляли, — рассказывает Николай.

В то время мало кто задумывался, что с кем будет. Все взяли оружие в руки.

Факти ICTV

Не думали кто погибнет. Все понимали, что надо защищать. Защищать страну. Защищать столицу.

— Нашего командира знакомый один, сам местный, из Гостомеля. Так он ползал, лазил, бегал, подкрадывался к россиянам, давал точные координаты, — говорит Николай.

Люди наших военных угощали и борщом, и яичницей, и клали спать. Делились всем.

— У нас не было ключей на машине. Мы танк называем машиной. Ехала какая-то машина легковая, механик Миша Барабаш останавливает, попросил дай шо-то там подкрутить. Мужчина дал свой набор весь. Потом где-то поехал, возвращается, второй набор где-то взял. Такая была поддержка, что никто не сомневался, ради чего все это, — рассказывает боец.

15-20 марта — были переломные дни. Тогда противник уже перешел в оборону. И впоследствии враги стали копать и отходить.

Столицу и Киевскую область защитники отстояли. Но все решается сегодня на Донбассе.

Теги по теме
Киевская область Армия России
Источник материала
Поделиться сюжетом