По народным преданиям, которые дошли до наших дней, первоначальное имя Мокоша — мать Коша.
Так остался далекий отголосок культа женщины-матери времен матриархата, когда хозяйничала среди рода, среди коша мудрая, опытная женщина, которую все называли Матерью.
Она лечила, принимала роды, определяла обязанности каждому, учила рукоделию, куховарству тому подобное.
Мать Коша была почитаемой богиней у сарматов. Вероятно оттуда и перешла к словянам. Превратившись в богиню плодородия, женского рукоделия, искусства и воды – Мокошу.
Автор "Повести временных лет" под 980 г. наряду с другими Володимировими богами, стоявшими на Киевской горе, вспоминает и Мокошу:
И стал Владимир княжить в Киеве один. И поставил он кумиры на холме вне двором теремным: Перуна деревянного, а глава его была серебряная, а ус — золотой, — и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Мокош.
В "Слове святого Григория"(XII в.) богиня Мокошь упоминается перед Дивой и Перуном, что свидетельствует о главенствующем месте, которое занимала эта богиня в языческом пантеоне:
требы кладут… Вилам и Мокоши, Диве, Перуну, Хорсу, Роду и рожаницам…
Мокошь — великая Богиня, мать милосердия, жена бога богатства Велеса, брата Перуна. Сам жизнетворящий Дажьбог-солнце весьма чтит великую мать землю за ее плодородие, за неутомимое трудолюбие и мастерство.
Богиня солнца живет в небе, как царевна—хозяйка важно расхаживает по двору своего господина хозяина. Всегда в золотом уборе, а на поясе, на золотых ретязь у нее золотые ключи, которыми открывает дожди и туманы.
Макошь была у древних украинцев покровительницей беременных и рожениц.
Популярность Мокоши среди украинских женщин была такой большой, что ее культ сохранялся долгие века после уничтожения язычества, что зафиксировано в летописях.
...по украинамь молятся богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши.
А каждая пятница была посвящена этой богине. Этот день очень уважал сам Даждьбог-солнце всегда дарил ему свой свет.
Богини Мокоши люди посвящали этот день прекрасные Священные рощи, где женщины отдавались различному веселью и исполняли ритуальные танцы. К Мокоши на Старокиевскую гору приходили поклоняться жрицы, гадалки, знахарки.
Церковь вынуждена была в пятницу — день Мокоши—сделать днем Прасковьи и Покрова.
В Течение средневековья Мокошь уступила место христианской Параскеве-Пятнице. Ей посвящали 12 праздников в году, их называли дванадесятницами, из которых главными были две соседние пятницы, в промежутке между 25 октября и 7 ноября. Праздники рождения и смерти Пречистой Богородицы у христиан соответствуют языческим праздникам в честь Мокоши.