Ликвидация упрощенки, рост налогов. Что планируют реализовать под видом евроинтеграции
Ликвидация упрощенки, рост налогов. Что планируют реализовать под видом евроинтеграции

Ликвидация упрощенки, рост налогов. Что планируют реализовать под видом евроинтеграции

Эксперт в налоговой сфере Вячеслав Черкашин анализирует Меморандум украинского правительства с МВФ, подписанный в этом месяце. И приходит к печальному выводу: ничего хорошего в перспективе для отечественного бизнеса этот документ не сулит.

Что готовит налогоплательщикам обновленный Меморандум с МВФ?

Документ, подписанный руководством Украины и датированный 11.03.2024, согласно работающим украинским "демократическим" процедурам, был доведен до общества только через две недели — 26 марта (когда средства фонда уже появились в стране). Но от этого, уверяю вас, несвежие налоговые новости не стали менее плохими.

Во-первых, токсичная Национальная стратегия доходов (НСД) отныне окончательно канонизирована (становится "библией" налоговой политики государства на 4 года) и получила официальные должности: "краеугольный камень усилий, направленных на мобилизацию доходов" и "якорь реформирования налоговой политики и администрирования". Неискренне сочувствую доверчивым налогоплательщикам, которым чиновники обещали пересмотр НСД.

Во-вторых, наконец-то честно говорят, что НСД с нами будет делать

В ближайшее время:

  • оценка эффективности налоговых льгот (июль 2024);
  • план цифрового развития ГНС (до конца 2024), постепенная консолидации информационных ресурсов и их администрирование независимым администратором;
  • концепция маскировки данных о налогоплательщиках (для прекращения торговли налоговыми данными);
  • законопроект по имплементации Директивы ЕС по противодействию уклонению от уплаты налогов — EU ATAD (очередное взрывное усложнение администрирования и новые дискреционные права и функции для налоговиков).

В течение следующих нескольких лет:

  • налогообложение выбросов углерода (подавление налогом промышленного сектора);
  • налогообложение виртуальных активов, что согласовано с правилами ЕС.

В перспективе более двух лет:

  • важно, "устранение слишком широких и щедрых упрощенных режимов" (перевожу, упрощенная система подлежит устранению/отмене, потому что слишком широкая и щедрая для малого бизнеса!)
  • прогрессивный НДФЛ (появится ставка больше 18%);
  • согласование НКУ с директивами ЕС для увеличения поступлений в бюджет НДС и акцизов;
  • реформирование экологического налога и рентных платежей в добывающих отраслях (понятно, что с целью роста ставок и базы налогообложения).

В-третьих, как рост налогов будет происходить:

  • в ближайшее время достигнет минимум 0,5% ВВП — продолжает работу рабочая группа по формулировке пакета краткосрочных мер мобилизации доходов (уже есть законопроекты о росте акцизов с середины 2024 года, в частности на топливо, табак и алкоголь);
  • в течение 2024-27 гг.: мобилизация дополнительных доходов бюджета на уровне 3-4% ВВП, что в целом составит 240 — 315 млрд грн реформы.

Четвертое, каких-либо мер, направленных на снижение налогового бремени, не предусмотрено: полное воздержание "от налоговых амнистий, а также от любых налоговых и административных мер, которые могут уменьшить базу налоговых поступлений" и "от включения новых категорий налогоплательщиков в существующие льготные режимы".

Налоги в Украине: все выше и выше

Пятое, несмотря на требования общества, комплексная реформа контролирующих органов и БЭБ в виде перезагрузки ведомств не состоится, все, что предлагается МВФ — не более чем косметические изменения:

  • на уровне налоговой службы: организационная реструктуризация до конца 2024 года; глобальный опрос плательщиков 2024; система управления налоговыми рисками; ІТ-решения для SAF-T UA; повышение эффективности обмена информацией с иностранными органами; оценки Антикоррупционной программы ГНС;
  • на уровне таможни: восстановление таможенного аудита с 01.05 (проект 9456 принят как Закон 20.03.24); проект о криминализации контрабанды товаров (есть Закон 3513, действует с 01.07.24); реформа политик управления персоналом и оплаты труда; улучшение управления таможней из Центрального офиса; перенос проверки таможенной документации из пунктов пересечения границы в управления внутри территории страны; оценка Антикоррупционной программы ГТС;
  • на уровне БЭБ: новый Закон о БЭБ (проект 10439 возвращен Правительству на доработку, альтернативный 10439-2, который широко поддерживался бизнесом, отклонен ВРУ), контролировать ведомство будет КМУ (июнь 2024).

В качестве ложки меда в бочке хлама — Минфин готовит законопроект о Фонде развития предпринимательства (конец 2024), а НБУ готовит проект закона о создании системы страхования военных рисков (июнь 2024).

В общем, наблюдаем ситуацию, когда неизбежность более тяжелого налогообложения и регулирования экономики становится вариантом по умолчанию, а настоящие реформы по дерегуляции и упрощению под видом евроинтеграции или требований кредиторов манипулятивным способом подменяются генерацией новых регуляций и дискреционных прав государственных институтов. Ужасный выбор.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник.

Важно Топливо дорожает. Действительно ли повышение акцизов — это требование ЕС
Теги по теме
налоги
Источник материала
Поделиться сюжетом