Фонд НАТО на $100 млрд для Украины: когда могут предоставить деньги и почему Альянс предложил эту идею
Фонд НАТО на $100 млрд для Украины: когда могут предоставить деньги и почему Альянс предложил эту идею

Фонд НАТО на $100 млрд для Украины: когда могут предоставить деньги и почему Альянс предложил эту идею

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг инициировал создание фонда для Украины, которым будет предусматриваться выделение $100 млрд Киеву в течение следующих пяти лет.

Впоследствии стало известно, что идея еще сырая, поэтому ее только будут обсуждать: начиная от встречи глав МИД стран-членов НАТО в Брюсселе, которая будет проходить 3-4 апреля, и до того, как лидеры Альянса соберутся в Вашингтоне на ежегодный саммит.

Такие страны, как Польша и Канада, уже положительно отреагировали на инициативу Столтенберга и заявили, что поддержат ее.

Сейчас смотрят

В то же время относительно саммита остается еще немало вопросов: действительно ли будет создан этот фонд до вашингтонского саммита НАТО, как именно будет происходить процедура предоставления средств, а также не станут ли помехой такие страны, как, например Венгрия.

Чтобы разобраться в этом, Факты ICTV пообщались с политологами, чтобы понять, каков актуальный политический контекст и почему была предложена именно такая идея.

Фонд НАТО на 100 млрд для Украины: откуда появилась идея

Политолог Олег Саакян говорит, что сейчас эта инициатива является довольно-таки призрачной, поскольку сумма в $100 млрд не имеет под собой представленных расчетов, а также неизвестно о механизме реализации этой идеи.

— Если появится механизм реализации этой идеи, но на сегодня вопросов остается больше, чем ответов, — говорит он.

По его словам, эта инициатива расширяет поле дискуссий относительно активной роли НАТО в российско-украинской войне, особенно учитывая то, на Североатлантический альянс планирует быть передана роль лидера в Контактной группе по обороне Украины, более известной, как встречи в формате Рамштайн.

— Это идея, которая включена в пакеты целого ряда инициатив по вопросам расширения роли НАТО, — объясняет он.

В то же время политолог Алексей Якубин считает, что эта инициатива является условным “планом А-2”, как продолжение “плана А”, идеей которого является поддержка Украины со стороны Конгресса США на более чем $60 млрд.

— Решение скорее всего принималось в Вашингтоне. Последние несколько месяцев Белый дом искал способ, как продолжить финансирование Украины и обойти ситуацию с тем, что Конгресс до сих пор не принял решение о поддержке Украины. Насколько я понимаю, это было совместное решение вместе с ключевыми союзниками по НАТО, которое обсуждалось за кулисами, — объясняет Якубин.

По его словам, таким образом это должно было бы принести большее значение для действий Альянса, а Штаты и другие ключевые союзники, за счет этой инициативы, смогут продолжить помощь Украине.

Кроме того, Алексей Якубин считает, что таким образом НАТО хочет дать Украине определенную компенсацию за то, что во время саммита Альянса в Вашингтоне серьезных решений относительно членства Украины не будет приниматься. Таким образом НАТО не оставит Украину после саммита в столице США с “пустыми руками”.

Как Украина может получить от НАТО $100 млрд

Отдельным вопросом является и то, как именно страны НАТО могут согласовать этот фонд на $100 млрд, поскольку для большинства решений требуется согласование всех стран-членов Альянса. В то же время в вопросах поддержки Украины есть Венгрия, которая в прошлом уже неоднократно блокировала помощь для Киева, в частности, в рамках Евросоюза.

Одним из вариантов является и то, что образование такого фонда будет предусматривать одобрение со стороны национальных парламентов стран-членов Альянса, но этот путь является долгим и предусматривает много процедур, помешать которым могут не только отдельные государства, но и сама бюрократия.

По мнению Алексея Якубина, страны-члены НАТО и раньше обязывались увеличивать расходы на Альянс, поэтому, предполагает он, распределение расходов от государств-участников блока может быть увеличено.

— Этот фонд может наполняться за счет этих средств. То есть страны, которые будут увеличивать расходы связанные с НАТО, а сам Альянс, вместе с созданием этого фонда, будет наполнять его, — указывает он.

Getty Images

Якубин убежден, что подобные решения не обнародуются такими бюрократическими структурами, как НАТО, когда по ним нет согласия среди основных стран-членов Альянса. Поэтому, вероятно, есть предварительное согласие от таких стран, как США, Франция, Германия, Великобритания и Норвегия, говорит политолог.

— Конечно, решение будет приниматься общее, но если будут ключевые страны НАТО, которые осуществляют наибольший финансовый вклад в этот блок, то, как правило, другие страны действуют по уже проложенному курсу. Даже если Венгрия будет против, то мы уже видели историю с принятием в НАТО новых членов — Швеции и Финляндии — которых все равно приняли. Хотя эта процедура требовала больших процедур одобрения, — объясняет он.

В то же время политолог Саакян считает, что расходы из фонда могут проходить как через Контактную группу по обороне Украины (формат Рамштайн), или же это может быть внутренний учет в НАТО.

— Поэтому переменных крайне много, а политическая воля не является столь единодушной, — говорит он.

Когда НАТО предоставит Украине $100 млрд

Несмотря на то, что в публичных заявлениях и материалах прессы звучало о том, что эта инициатива будет рассматриваться до саммита НАТО в Вашингтоне, который должен состояться в июне 2024 года, оба политолога уверены, что окончательного решения не будет, пока в Соединенных Штатах, как у страны-лидера в Альянсе, не завершатся выборы президента, которые запланированы на ноябрь этого года.

До саммита в Вашингтоне лидеры стран-членов Альянса, скорее всего, смогут лишь приблизиться к тому, чтобы разработать какую-то нормативно-институциональную рамку, в рамках которой это будет происходить.

— Очень многое будет зависеть от того, увидим ли мы в Белом доме Дональда Трампа или Джо Байдена. Тогда ситуация будет развиваться и структурироваться с новыми переменными. На сегодня это все такие себе неизвестные. Соответственно, как приход Трампа может стимулировать страны (члены НАТО, — Ред.) найти аргументы для той же Венгрии, чтобы создать этот фонд, так и наоборот, это может дать дополнительные аргументы для Венгрии или других евроскептиков, если Трамп одержит победу, — объясняет Саакян.

Поэтому, говорит политолог, все будет зависеть в значительной степени от двух факторов:

  • во-первых, сможет ли Североатлантический альянс эффективно взять на себя лидерство в формате Рамштайн,
  • во-вторых, каким будет результат выборов в Соединенных Штатах.

Алексей Якубин добавляет, что со стороны администрации президента США, это также будет создавать давление на республиканцев в Конгрессе США, которые не могут принять поддержку для Украины.

Республиканцы будут понимать, что у них нет ультимативного способа давить в контексте торгов. Администрация Байдена демонстрирует, что есть механизмы, как можно эту ситуацию осторожно обойти. Объявление именно сейчас Столтенбергом этой инициативы, а затем обсуждение ее до июня, укладывается в историю с тем, что мы видим в американском Конгрессе, — считает он.

Фонд НАТО для поддержки Украины: роль Столтенберга

Отдельно Саакян указывает на то, что действующий генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг может позволить себе подобные инициативы, поскольку уже находится на своей должности больше, чем ему было отведено, поскольку лидеры стран-членов НАТО пригласили его продолжить быть на этой должности после того, как в прошлом году должна была состояться его отставка.

— С одной стороны, не он просился быть генсеком, а его попросили остаться, поэтому у него шире поле автономности в своих действиях. С другой стороны, не ему реализовывать это, поэтому он может делать такие громкие заявления, — объясняет политолог.

Таким образом Столтенберг оставит для своего преемника наследство, а сам уйдет в отставку как эффективный менеджер, имеющий хорошую репутацию.

— Если Столтенбергу не удастся (реализовать эту инициативу, — Ред.), то это не его вина, а он пытался и проявлял решительность. То есть для него эта ситуация выигрышная во всех случаях, — говорит Саакян.

Политолог Якубин добавляет, что Столтенберг, когда делал подобное заявление, вероятно, уже имел понимание об отношении ряда ключевых стран-членов к этой инициативе.

Теги по теме
США НАТО Венгрия
Источник материала
Поделиться сюжетом