Киев встречает своих гостей с парадного входа - Крещатик, главная улица города, протянувшейся на 1200 метров. А когда-то это была глубокая долина, отделявшая Верхнее городище от Печерска, изрезанная оврагами, которая называлась Крещатая ("крещеная").
Об этом сообщает Апостроф.
У Кловского леса из долины вытекал ручей, впоследствии слившийся с Кловом и впадавший в Лыбидь. После опустошительных набегов монголо-татар долина обезлюдела, а озеро превратилось в топкое Козье болото.
1719 год – Граничный план план г.Киева и его окрестностей, составленный М. Левшиным ЦГИАК Украины, ф.128, оп.2 общ, спр.630
Долгие годы Крещатый яр оставался незаселенным, пока раздел Речи Посполитой не сместил центр торговли в Киев. Город стремительно рос, и большинство участков доставалось высокопоставленным чиновникам, купцы и мелкие служащие довольствовались лишь третью выделенной земли.
Первым каменным домом на Крещатике стал двухэтажный классический дворец помещика Онуфрия Головинского, построенный в 1797 году. Целых полвека он оставался единственным "каменным островом" в Крещатой долине, где размещалась центральная губернская почтовая контора.
1815 год, 2 ноября – План г. Киева, составленный архитектором А.И. Меленским ЦГИАК Украины, ф.127, оп.205, спр.210, л. 255
В первой половине XIX века архитектор Андрей Меленский создал на месте нынешнего Украинского дома первый городской театр из дерева. Просуществовав всего несколько лет, он был разобран.
Чертеж части генерального плана г. Киева с определением земельного участка, владельцем которого был В.И. Беретти 2 июля 1841 г. Тушь, акварель ЦДАМЛМ Украины, ф.9, оп.1, ед. сб.5, л.1
Окончательно Крещатик стал административным центром города после возведения в 1874-1876 годах здания Городской думы на Крещатицкой площади (бывшем Козьем болоте, ныне - Майдане Незалежности).
План существующего расположения части Губернского города Киева с предложенным местом расположения каменного крытого рынка на Крещатицкой площади 28 февраля 1889 г. Госархив Киевской обл., Ф-1, оп. 225, дело. 67, л. 15
Крещатая долина постепенно застраивалась трехэтажными домами, украшенными балконами и лепниной в стиле венского ренессанса и модерна. В них размещались магазины, рестораны и конторы.
План усадебного места, расположенного в Старо-Киевской части г.Киева по Крещатицкой и Фундуклеевской улицам, принадлежащий жене иностранца Амалии Шедель с отметками существующих и запланированных зданий, составлен 31 марта 1870 г. Государственный архив г. Киева, Ф. 163, оп. 41, дело. 2459, л. 7
В начале ХХ века Крещатик преобразился: вместо конных трамваев появились электрические, а по улице полетели первые автомобили. В домах, построенных или перестроенных в стиле ар-нуво, открывались банки, аптеки, выставочные залы и кинотеатры.
План Крещатицкой улицы напротив здания Городской Думы с указанием на нем памятника Статс-секретарю П.А. Столыпина 1912 г. Госархив Киевской обл., Ф-1542, оп. 1, дело. 546, л. 6
Городская дума. Киев, до 1917 г. ЦГКФФА Украины им. Г.С. Пшеничного, ед. обл. 2-129621
Крещатик превратился в торговое сердце Киева, сосредоточив в своих зданиях около 2000 торговых точек.
Новым символом Крещатика стал открытый в 1910 году Главный почтамт - одно из самых роскошных зданий города, построенное в неоклассическом стиле. Его украшали гранитные барельефы, мозаичные панно и живописные плафоны.
Царская площадь в Киеве (теперь – Европейская площадь). Справа – здание Купеческого собрания (теперь – Национальная филармония страны). До 1917 г. ЦГКФФА Украины им. Г.С. Пшеничного, ед. обл. 2-1298
Советская площадь (теперь – площадь Независимости) в г. Киеве. 1920-1930 гг. Автор съемки Г.Зайцев ЦГКФФА Украины им. Г.С. Пшеничного, ед. обл. 2-14743913
Киевляне гордились своим Крещатиком, считая его одной из самых красивых улиц Европы. Его называли "Малым Парижем" и "Киевской витриной".
Дом Обороны на площади III Интернационала (теперь – Европейская площадь) в Киеве. 1930-е гг. ЦГКФФА Украины им. Г.С. Пшеничного, ед. обл. 0-148543
В 1941 году фашистские захватчики варварски уничтожили Крещатик, превратив его в руины. Но после войны улица возродилась из пепла, став символом силы и стойкости киевлян.
Постановление Совета народных комиссаров УССР и ЦК КП(б)У о первоочередных мероприятиях по реконструкции ул. Крещатик в Киеве. 25 февраля 1944 г. ЦГАВО Украины. Ф. 2. Оп. 7. Спр. 969. Арк. 120-123
Разрушенный Крещатик. Автор фото – подпольщик Покрышевский М.М. 1942 г. Госархив Киевской обл., П-11035, оп. 1, дело. 139, л. 2
Современный Крещатик - это гармоничное сочетание исторических зданий и современных сооружений. Улицу украшают фонтаны, памятники, выставочные галереи и театральные площадки.
В 2013-2014 годах Крещатик стал эпицентром событий Революции Достоинства, став символом борьбы за европейские ценности и права человека. Сегодня Крещатик - это не только главная улица Киева, но и его гордость, олицетворение многовековой истории и духа города.
Восстановление (фото) 1944 г. Госархив Киевской обл., П-11035, оп. 1, дело. 10, л. 23зв.
Постановление № 689 УССР «О проектировании застройки улицы Крещатик в городе Киеве» от 22 июня 1944 Госархив Киевской обл., Р-880, оп. 11, дело. 11, л. 156-157
Восстановительные работы по улице Крещатик (левая сторона) Киев, октябрь 1944 г. ЦГКФФА Украины им. Г.С. Пшеничного ед. обл. 2-51718
М. Рыльский (один из мужчин на заднем плане) и В. Сосюра (на переднем плане) во время восстановления Крещатика. Фотография. 1944 г. ЦГАМЛМ Украины, ф. 1380, оп. 2, ед. сб. 79, л. 1.
Эскиз к проекту оформления угла ул. Октябрьской и Крещатика. 1956 г. ЦГАВО Украины. Ф. 4906. Оп. 2. Спр. Сорок восьмой Арк. 1
Первомайский салют на улице Крещатик. Киев, 1 мая 1952 г. Автор съемки В. Юдин ЦГКФФА Украины им. Г.С. Пшеничного, ед. обл. 2-148196
Вид отстроенной после Второй мировой войны улицы Крещатик в Киеве. 28 апреля 1954 г. Автор съемки А. Примаченко ЦГКФФА Украины им. Г.С. Пшеничного, ед. обл. 0-109946
Ранее мы публиковали интересные факты о левом берегу Киева.
За три дня сгорело более двух тысяч домов: в 1811 году в Киеве произошел один из самых больших пожаров в истории, фото
Известна еще при Киевской Руси: как выглядела Львовская площадь в Киеве в начале прошлого века, фото
Небом перевезли 200 пассажиров: в 1911 году над Киевом курсировал дирижабль, архивные фото