От сопричастия до соучастия
От сопричастия до соучастия

От сопричастия до соучастия

От сопричастия до соучастия

Понесут ли структуры Московского патриархата ответственность за преступления путинского режима?

Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Смерть Алексея Навального и необходимость противодействия тоталитарному режиму Владимира Путина и его войне с демократией». Документ охватил широкий круг вопросов, осудив, в частности, доктрину «русского мира» и назвав руководство Русской православной церкви и лично патриарха Московского Кирилла соучастниками преступлений путинского режима.

Этот документ стал, таким образом, своего рода ответом на недавний «Наказ» Русского народного собора, возглавляемого патриархом Кириллом. Документ, который с порнографической откровенностью обнажил и подчеркнул не только давно известные притязания РФ на все постсоветское пространство (и не только), но и заявил о «священном» характере этих притязаний.

Концептуальная политическая дискуссия между Россией и Западом на третий год российско-украинской войны в Киеве может показаться странной. Оба документа откровенно грешат декларативностью: «Наказ» Русского народного собора может иметь вес разве что в кабинете психиатра, резолюция ПАСЕ носит глубоко рекомендательный характер. Но юридически «невесомые» документы обладают одним преимуществом — в них можно четко очертить свои политические позиции и хотя бы отчасти объяснить их мотивы.

Так Русский народный собор «объяснил», каково место России в мире, каковы ее намерения в отношении ближайших соседей (в первую очередь Украины) и в отношении Запада. Документ в целом не блеснул новизной идей — что нового мы можем узнать о «русском мире», «исторической роли России» или Московском патриархате после 24 февраля 2022 года? Но он подвел черту под дискуссиями о политическом статусе Московского патриархата и роли РПЦ в политике России (как сейчас, так и в исторической ретроспективе). Черта оказалась настолько жирной, что ее стало видно даже из Брюсселя.

Роль и место РПЦ и «неоимпериалистической» доктрины «русского мира» удостоились отдельного параграфа в резолюции ПАСЕ, посвященной преступлениям путинского режима, самому президенту Путину и Алексею Навальному. Авторы резолюции указывают на то, что «иерархи РПЦ МП, в том числе Патриарх Кирилл, пропагандируют идеологию «Русского мира», объявляя войну против Украины и «сатанинского» Запада «священной войной всех русских». В документе подчеркивают «злоупотребление религией и искажение православной традиции режимом Владимира Путина и его доверенными лицами в иерархии Московского Патриархата». Ассамблея напомнила руководству РПЦ, что подстрекательство к агрессии, геноциду и военным преступлениям само по себе — преступление. В связи с чем ПАСЕ призывает все государства относиться к Патриарху Кириллу и русской православной иерархии как соучастникам военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных во имя идеологии «русского мира».

Европе надо отдать должное — она долго сопротивлялась попыткам втянуть ее в церковные и даже околоцерковные дискуссии. Я не стану никого в этом винить — религиозные войны оставили на теле Европы очень глубокие шрамы, да и наша церковная ситуация вовсе не так проста, как то кажется телезрителям «Марафона єдиних новин». Но совершенно откровенное участие РПЦ в военной пропаганде и оккупации украинских территорий проломало-таки барьеры секулярности, принятые в европейском политическом дискурсе.

Каким бы «легковесным» ни был статус Резолюции ПАСЕ, он все же не является совершенно «невесомым». Его формулировки можно использовать и принимать как рекомендации. В нашем случае тот факт, что доктрина «русского мира» получила официальную оценку как империалистическая и в целом преступная — хороший козырь. А признание РПЦ МП соучастницей преступления режима — просто подарок украинским законодателям, которые никак не могут выпутаться из затруднительной ситуации вокруг законопроекта «о запрете УПЦ МП». На фоне и со ссылкой на резолюцию ПАСЕ формулировки этого законопроекта можно сделать куда более жесткими и бить прямо в Московский патриархат и его агентов в Украине, а не размывать цель туманными формулировками о «церквях с руководящим центром сами-знаете-где».

Но первой и главной целью следовало бы сделать доктрину «русского мира» — это позволило бы подойти к церковному вопросу более подготовленными. Можно замести следы в документах, побелить-покрасить табличку при входе, но содержание проповедей и публикаций, специфический набор литературы в церковной типографии или свечной лавке «замести» сложнее (а найти проще). Наши правоохранительные органы регулярно находят подобные вещи, не имеющие никакого веса как доказательства, потому что доктрина «русского мира» осуждена у нас только молвой и медиа. Но не законом.

Может теперь, когда даже ПАСЕ рекомендовала, и у нас — на третий год полномасштабной войны — дойдут руки до «русского мира»?

Это, увы, не точно. Для подобного решения нужна определенная политическая смелость и готовность рискнуть рейтингом. А это для нашей власти почти святотатство. Даже при том (или именно потому), что борьба с влиянием московской церкви в Украине без осуждения доктрины русского мира будет очень затруднена и, скорее всего, малоэффективна. Просто потому что русское православие — органическая часть этой доктрины. О том, может или не может русское православие быть деполитизированным, может ли оно не быть частью имперской доктрины и инструментом имперской политики, мы можем лишь догадываться.

Увы, история ни разу не предоставляла нам шанса увидеть это деполитизированное, очищенное от национального мессианства русское православие в реальности. Даже самые большие мечтатели о «чистом русском православии» ассоциируют его с туманным «прекрасной России будущего». Любопытно, что даже документ ПАСЕ отчасти перекликается с этой идеей: оценка деятельности РПЦ и ее руководства изложена в контексте «резолюции по Навальному». Дело в том, что Алексей Навальный стал культовой фигурой для русских православных либералов. Образцовым православным верующим, мучеником и праведником, через которого «все спасемся» — и русское православие, и «прекрасная Россия будущего», и, конечно, ее церковь, к которой принадлежат хорошие.ру. Очень русский взгляд на преступление и искупление. Классически литературный.

Вопрос об искуплении, впрочем, и для нас не праздный. Стоит, наверное, напомнить о том, что руководство УПЦ МП на протяжении десятков лет было частью руководства РПЦ — теперь обвиняемого в преступлениях против Украины, причастного к преступлениям против человечности. Интересно, что думает и как чувствует себя по этому поводу «святой старец» митрополит Онуфрий? Ведь он только после начала полномасштабной войны — т. е. два с небольшим года назад — отказался от места «второго человека» в РПЦ. А перед этим в течение восьми лет войны исправно служил живым воплощением единства «триединой РПЦ» и всея «Святой Руси», молчаливо поддерживал миф о «гражданском конфликте» и не делал ничего, чтобы его «святая церковь» не превратилась в соучастника военных преступлений.

То же касается других епископов УПЦ МП, которые послушно съезжались на заседания Архиерейских соборов РПЦ в Москву — участвовали, голосовали, подписывали. Тех отцов и пропагандистов «единства», которые сотрудничали с преступным — уже тогда, за много лет до резолюции ПАСЕ, до полномасштабного вторжения и «расчехления» Московского патриархата — режимом. И, главное, какая мера ответственности лежит (и, кажется, ничуть не давит) на их душах?

Судя по всему, они не чувствуют ни тяжести, ни какой-либо ответственности. Окрепшими голосами они спрашивают «а нас за что?» и разносят по миру ламентации о «гонениях на веру в Украине». На протяжении тридцати лет священноначалие, клирики и миряне УПЦ МП осознанно или бессознательно, намерено или по ошибке поддерживали свое руководство и руководство РПЦ, вели свою церковь по пути преступления. Теперь многие из них платят за эту ошибку (если это была ошибка) по самому большому счету — разбитыми и потерянными жизнями родных и близких. Но без осознания ошибки никакие жертвы не приведут к пониманию, тем более — к раскаянию. А значит, не помогут предотвратить подобную ошибку в будущем.

Если вопрос об ответственности за участие в строительстве русского мира, в поддержании и распространении идей, оказавшихся на поверку людоедскими, неразрешим в моральном поле, по всей видимости, нужно вводить для него юридические рамки. Иначе мы никогда не выберемся из «русского мира» — даже при помощи всего «коллективного Запада».

Источник материала
loader
loader