Ирану остаются "скорее недели, чем месяцы" до получения достаточного количества обогащенного урана для создания атомной бомбы, рассказал генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси в интервью DW.
В то же время, по его словам, несмотря на то, что в Иране уровень обогащения урана близок к необходимому для создания ядерного оружия, все же нельзя делать вывод, что Тегеран уже имеет такое оружие.
Гросси объяснил, что создание функциональной ядерной боеголовки требует ряд других вещей, кроме обогащенного урана, таких как, например, проведение испытаний.
Утверждения Тегерана о том, что ядерные технологии нужны ему "для медицинских и гражданских" целей, вызывают вопросы.
В частности, как говорит Гросси, зачем тогда для этих целей такие объемы обогащенного урана и такая его скорость производства. Опасения растут и потому, что у МАГАТЭ нет "необходимого уровня видимости" деятельности Ирана.
Гросси также спросили, может ли быть так, что Тегеран эффективно разрабатывает ядерное оружие, но МАГАТЭ об этом не знает. Гендиректор агентства заявил, что "не может рассуждать об этом" из-за нехватки информации.
Гросси также сказал, что на фоне войны Израиля с ХАМАС и войны России против Украины наблюдается "тревожная тенденция" нормализации разговоров, связанных с атаками на ядерные объекты. Гендиректор МАГАТЭ предупредил, что такая нормализация ведет к постепенному разрушению режима нераспространения ядерного оружия, который последние 70 лет позволял избегать ядерной войны.
Иран сейчас имеет больше урана, близкого к уровню необходимого для производства оружия, чем когда-либо ранее, после того, как ядерное соглашение 2015 года заставило Тегеран отказаться от 97% своих запасов. Бывший президент США Дональд Трамп вышел из этого соглашения в 2018 году, что спровоцировало нынешнее наращивание запасов. Кроме того, Иран начал строить подземные объекты, которые тяжелее атаковать.