Бывший директор Украинского центра оценивания качества образования и доктор педагогических наук Игорь Ликарчук отмечает, что учителя вместо того, чтобы выполнять профессионально ориентированные тесты на сертификации педагогов, отвечали на вопрос о том, какие вазоны нужно ставить на подоконник. По его словам, такое независимое оценивание в украинском произведении не могут понять за пределами страны.
Экс-чиновник говорит, что тех учителей, которые идут на такое шоу немного набраться позора, можно понять, ведь они получат 20% надбавки. Однако, по его мнению, сертификация не имеет отношения к улучшению качества образования. Об этом он рассказал в интервью OBOZ.UA.
"Я понимаю учителей, которые проходят аттестацию. Ради 20% надбавки к зарплате можно и немного набраться позора, ища ответ на вопросы о цветочных вазонах или аналогичных им. Я понимаю несколько сотен чиновников, которые организуют и проводят эту аттестацию: свою зарплату хоть чем-то нужно отрабатывать ", – сказал бывший директор УЦОКО.
"Но не могу понять, какое отношение имеет сертификация к улучшению качества образования. Не слышал об очередях родителей, которые хотят отдать своих детей в руки именно сертифицированных учителей. Я уже молчу о тех педагогах, которые завалили сертификацию. Но продолжают работать там, где и работали. Так для чего нужно такое шоу?", – добавил он.
По его словам, нынешняя сертификация учителей имеет гибридную форму советской модели аттестации педагогов и европейской образовательной практики. Так что в Украине, пытаясь осовременить аттестацию, придумали собственную модель сертификации, однако оставили и аттестацию.
Ликарчук обращает внимание, что существенное различие между ними в том, что во время сертификации учителя оценивают внешне, а во время аттестации – коллеги в учебном заведении. Именно это внешнее оценивание, говорит экс-чиновник, и приобрело анекдотично-маразматические формы.
Он также отметил, что величайшей нелепостью сертификации учителей оказалось онлайн-оценивание.
"Но наибольшей нелепостью в сертификации является онлайн-оценка работы учителя т.н. "экспертами", которых оказалось уйма. Вряд ли какой-то настоящий эксперт возьмется онлайн оценить работу повара по приготовлению борща, а вот чтобы оценить работу учителя онлайн – нашлась тьма желающих", – отметил Ликарчук.
Ранее OBOZ.UA рассказывал, что стало известно, кто показал самые плохие результаты на сертификации учителей 2024 года.