Украина экстренно делает истребители "Шахедов" и "Орланов": запросы ВСУ и чем поможет "Кобра"
Украина экстренно делает истребители "Шахедов" и "Орланов": запросы ВСУ и чем поможет "Кобра"

Украина экстренно делает истребители "Шахедов" и "Орланов": запросы ВСУ и чем поможет "Кобра"

Россияне изменили тактику применения ударных и разведывательных БПЛА, поэтому их стало значительно сложнее сбивать. Силам обороны понадобились новые средства борьбы с ними, и как можно быстрее. Инженер-разработчик Виталий Брызгалов, который присоединился к инициативе поделился с Фокусом деталями проекта.

Российские агрессоры активно применяют не только ударные беспилотники "Шахед", но и разведывательные дроны, которые в последнее время часто залетают в тыл Украины и наносят большой ущерб. Проблема стала настолько острой, что государственная платформа Brave1 и Силы противовоздушной обороны начали привлекать инженеров к созданию оружия против российских летательных аппаратов, в том числе беспилотных перехватчиков или истребителей. Об этом Фокусу рассказал Виталий Брызгалов, руководитель команды разработчиков из Кривого Рога, которая производит дроны-камикадзе "Кобра".

Зов ПВО о помощи

По словам Брызгалова, с осени большое количество военных с передовой неоднократно обращались и просили подумать над средствами уничтожения российских разведывательных беспилотников линейки "Орлан", которые очень мешают, особенно, когда хорошая погода. Они летают очень высоко, поэтому их практически нечем сбивать.

Российский разведывательный беспилотник "Орлан-10"
Фото: Скриншот

"Мы имеем достаточно крутой самолет "Кобра", который летает хорошо, быстро и высоко. Он может выполнять специфические задачи. Проблему нехватки истребителей дронов мы ощущаем на себе, потому что находимся в прифронтовом городе, где в последние месяцы постоянно ведется аэроразведка. Это сильно ощущается даже по сигналам тревоги, причины которых сейчас более-менее расшифровываются различными методами. То есть мы видим, что тревога объявлена, потому что вражеские "глаза" над городом или где-то рядом. Я обратил внимание, что такое случается довольно часто, и не понимал, почему нет противодействия. Самолет-разведчик — это сложная штука, которую довольно трудно услышать и заметить, особенно, если это "ботолет" — без связи летает автоматически. Обнаружить его довольно трудно", — поделился Виталий Брызгалов.

В конце концов к команде разработчиков "Кобры" обратились военные из мобильных огневых групп ПВО и рассказали, что оккупанты изменили тактику применения "Шахедов", что стало большой проблемой. Последний месяц дроны-камикадзе поднимаются значительно выше и применяются для истощения ракетных комплексов. Теперь "Шахеды" не видны в тепловизоры и до них не достать стрелковым оружием. Остается сбивать только ракетами, которые стоят чрезвычайно дорого, а их запасы — ограничены.

"Последней каплей стала инициатива Brave1. То есть проблема стала настолько ощутимой, что даже командование ПВО обратилось с запросом что-то сделать. У Brave1 уже давно существует направление борьбы с "Шахедами", теперь там решили снизить требования и расширить, включив разведывательные дроны: "Орланы", Zala, SuperCam. Мы изучили технические требования и определили, что имеем самолет, который потенциально соответствует требованиям по скорости, дальности, высоте, — рассказал инженер, — Командующий попросил максимально быстро подавать разработки на испытания и кодифицировать, чтобы начинать работать уже на боевых рубежах. Потому что проблема очень острая. Надеюсь, что наша команда вместе с другими создаст средство, которое действительно поможет на фронте. Хотя ПВО больше ориентируется на зенитные средства поражения и предлагают не цепляться именно за дроны, а думать и над ракетными или другими системами, которые смогут выполнить эту задачу".

Специалисты из Brave1, курирующие это направление, уже создали специальный полигон для тестирования именно этих проектов и предложили присоединиться к инициативе командам, которые могут помочь. Недавно платформа организовала разработчикам встречу с потенциальным заказчиком — Силами противовоздушной обороны. Они обсудили минимальные и желаемые требования, предложили помощь в проведении испытаний и дооснащении самолетов средствами, необходимыми для борьбы с российскими БПЛА.

Беспилотник Shahed-136, сбитый силами обороны Украины
Фото: Соцсети

Почему сложно перехватывать дроны РФ?

"Всем командам, которые создали аппараты с соответствующими техническими характеристиками, ПВО предоставляет доступ к своим системам обнаружения. Настолько большая проблема, что военные готовы сотрудничать на любом уровне. Они рассматривают два направления: зенитные системы и истребители. Советую всем командам, которые работают в этом направлении, присоединяться, потому что большая проблема в нехватке средств обнаружения и наведения. Это системы, которые сейчас активно разрабатываются. Есть системы искусственного интеллекта, машинного зрения, удержания целей, но самолеты-разведчики достаточно маленькие, их плохо видно, поэтому найти такие БПЛА в небе даже при предварительном наведении очень и очень сложно", — обратился Виталий Брызгалов к украинцам.

Генштаб ВСУ озвучил требование, чтобы новые системы для борьбы с БПЛА были максимально автоматизированными, ведь оператору будет очень трудно в ручном режиме найти и уничтожить средство разведки РФ. Они хотят, чтобы после обнаружения и первичного наведения аппарат сам вылетал в зону потенциального перехвата, захватывал цель и поражал ее. ПВО предоставляет данные о предварительном обнаружении, а все остальные этапы должна выполнять автономная система. Профессиональные пилоты понимают, значительно легче, когда можно смотреть на все 360 градусов, чем когда находишься на земле, а борт летает в небе, ограниченный камерами.

Поэтому сейчас создатели "Кобры" вместе с другими командами работают над установкой на борт оборудования, которое позволило бы искать беспилотные самолеты в пространстве. Генштаб ВСУ делает ставку на автоматизацию, но Виталий Брызгалов отметил: здесь действуют значительные ограничения по времени, стоимости и техническим возможностям. Сейчас в Украине нет небольших бортовых систем захвата цели, а радары — это очень сложная и дорогая вещь, особенно если они способны обнаружить маленький самолет в радиусе хотя бы 3 км. Они есть заграницей и стоят в десятки раз больше, чем любое средство поражения.

Украинский беспилотник "Кобра" на катапульте
Фото: BuildingTech

Виталий Брызгалов удивился, узнав конкретную стоимость такого оборудования:

"Если брать банальный тепловизор с большим объективом, который может на расстоянии 2-3 км без помех видеть в небе другой самолетик, то он может стоить 5-6 тысяч долларов. Если брать радарные системы — это вообще десятки тысяч долларов, но это должна быть наземная станция, которая будет дополнительно подсвечивать цель, и она сама будет мгновенно обнаружена врагом. Здесь надо хорошо подумать, и трудно сказать что-то интересное, не раскрывая секретов".

Что касается средств поражения, сейчас многие команды рассматривают именно кинетическое в виде самолетов-камикадзе, которые будут бить вражеские средства. С одной стороны, у украинцев есть дорогие беспилотники, которые должны найти цель, и обычный тепловизор ставить на борт достаточно дорого. С другой стороны, нет боеприпаса, который мог бы поразить разведывательный аппарат, сохранив сам борт-перехватчик. Ставить на камикадзе дорогостоящие радары или камеры, способные обнаруживать цели на большом расстоянии, не очень выгодно.

"Мы понимаем, что стоимость "Орлана" велика, а вред, который он наносит, даже не измеряется деньгами, но команды разработчиков на первом этапе все равно несут эти расходы самостоятельно. Во время испытания и доработки приходится разбивать борты и тестировать на мишенях. Эти БПЛА должны быть сделаны за средства инвесторов, волонтеров или собственные. Мы будем брать средства из своих остатков и привлекать волонтеров", — рассказал Виталий.

Государственная платформа Brave1 и Силы противовоздушной обороны начали привлекать инженеров к созданию оружия против российских летательных аппаратов

Какие предусматриваются средства поражения?

Виталий Брызгалов добавил, что вместе с командой не планирует делать одноразовые самолеты-перехватчики. Мобильные огневые группы для борьбы с "Шахедами" сами обратились к ним и предложили доработать довольно дешевую и эффективную "Кобру", чтобы она могла осуществить хотя бы несколько вылетов. Для этого военные со своей стороны тоже разрабатывают определенные системы и средства, чтобы установить на самолет и использовать его хотя бы два-три раза. Если же вдруг оружие не сработает или не попадет, то на последнем этапе имеет смысл протаранить вражеский самолет.

Военные не хотят ограничивать разработчиков перехватчиков ни в чем, стоит только предложить, но установили минимальные тактико-технические характеристики: 15 км — радиус работы, 1,5 км — максимальная высота, 150 км/ч — скорость. Это наименьшие требования, на которые они соглашаются, чтобы зря не тратить время и ресурсы на испытания. Только такой самолет потенциально сможет выполнять боевые задачи, если его снарядить системами обнаружения.

Как говорит Виталий Брызгалов, вариантов оружия против дронов много: пулеметы, дробовики, сетки и так далее. Бойцы ПВО даже готовы рассмотреть вариант, чтобы несколько самолетов атаковали одну цель. Но бойцы, которые работают против "Шахедов" говорят, что пули — это плохое средство, ведь очень много сбитых дронов продолжали лететь после десятков попаданий, имея много отверстий. Дырявые крылья не мешают "Шахедам", нужно попасть в какие-то критически-важные компоненты.

"Сейчас трудно спрогнозировать, что сработает лучше. Против небольших электрических разведывательных дронов, таких как SuperCam можно работать сетками, но если применять их против "Шахеда", то это ничего не даст, он порвет лопастями любую сетку и полетит с ней дальше. Если против "Орлана", то стоит смотреть на осколочные средства или кинетические, например, стрелковое оружие, такое как дробовики. Хотя говорят, что дробовики не очень работают — с 20 метров 6 выстрелов не всегда поражают "Орлан". Мы не производим оружие в своей мастерской, здесь я надеюсь на военных, что под наш самолет делают какие-то средства поражения, которые потенциально можно установить на самолет", — подчеркнул разработчик.

Важно Меньше "Шахедов", но больше "Орланов": как ВС РФ изменили атаки дронов в апреле, — эксперт
Источник материала
Поделиться сюжетом