С самого начала войны Китай был союзником РФ. Но не с самого начала он принимал в ней активное участие. Понятно, что китайцы искренне верили в «Киев за три дня», и в их прямой помощи потребности не было. Но после российских поражений в 22-м риск того, что Путин может проиграть стал очень высоким и Китай начал занимать публичную активную позицию.
Впрочем, по моему мнению, переломным моментом стал демарш Пригожина. В этом смысле он очень сыграл на руку Путину, поскольку показал насколько режим Кремля слаб. Эта ситуация напугала китайцев, что они могут очень легко получить в России режим, который пойдет на уступки Западу в части как раз китайских вопросов. Поэтому после этого Китай стал не только помогать заявлениями и экономически, а в том числе принимает активное участие в развитии российского ВПК. Последствия этого мы очень сильно ощущаем сейчас, когда уничтожение сотен единиц российской техники пока мало влияет на их темпы штурмов.
Байден наконец озаботился проблемой Китая. С самого начала американцы не хотели портить отношения с китайцами, и считали, что его помощь РФ является минимальной. Они закрывали глаза на миллиарды китайских долларов за российскую дешевую нефть в обход санкций, закрывали глаза на разные там политические совместные заявления РФ и Китая, и сейчас когда открыли, то перед ними предстала ось Москва-Пекин. Для понимания масштабов, то объем торговли России и Китая в 2021 году был $140 млрд, а в 2023 – $240 млрд, при чем рост за 2023 составил 26%. Однако, Байден, девиз которого можно сформулировать «всегда поздно», и в этот раз проснулся поздно. На фоне американских выборов осенью китайцы не будут ни о чем договариваться с ним.
Сегодня Блинкен что-то там дополнительно угрожал Китаю санкциями. Но понятно, что за полгода до выборов договариваться с тем, кто имеет большие шансы проиграть – смысла нет. Все, что делает Байден был смысл делать летом прошлого года, когда китайцы начали активно помогать российскому ВПК. При чем учитывая сроки была бы возможность достичь с китайцами компромиссов по завершению боевых действий в Украине и переходу к переговорам. Сейчас же Байден себя в очередной раз подставил тем, что на фоне требований Конгресса представить план завершения войны – этот план трудно будет представить без учета поведения Китая.