В Киеве появилась уникальная коллекция ретромотоциклов
В Киеве появилась уникальная коллекция ретромотоциклов

В Киеве появилась уникальная коллекция ретромотоциклов

В открывшемся совсем недавно в Киеве техническом музее «Колеса Истории» помимо автомобилей представлена и любопытная коллекция мотоциклов.

Прежде всего назовем мотоцикл-ветеран М-72. Это фактически копия мотоцикла BMW R71, который выпускался в Германии в 1937 – 1945 гг. Впервые в Украине машину начали собирать в Харькове, на заводе «Серп и Молот» в августе 1941 года. До эвакуации предприятия на восток в сентябре изготовили всего 123 мотоцикла.

Выпуск возобновился в 1952 году на Киевском мотоциклетном заводе, на замену легкому мотоциклу «Киевлянин» (98 см куб., 2 л. с.). На М-72 стоит двухцилиндровый оппозитный двигатель на 746 см куб., в 22 л. с. Сухой вес мотоцикла с коляской составляет 335 кг. Максимальная скорость с полной нагрузкой (3 чел. + 100 кг) достигает 85 км/ч.  Первоначально все мотоциклы поставлялись только в армию, а с 1953 года их стали продавать и населению. Выпускались они до 1957 года.

В 1967 году в Киеве начался выпуск более мощных мотоциклов: КМЗ-8.155, которые получили дополнительное имя собственное – «Днепр». Двигатель имел меньший рабочий объем – 650 см куб., но при этом значительно большую мощность – 32 л. с. В музее представлена одна из таких моделей, которая имеет необычную для мотоциклов специальность – огнеборца. КМЗ начал выпускать такие машины в ограниченных количествах еще в 80-е годы. Эти так называемые «самоходные пожарные установки» снабжались помпой для подачи воды под давлением из постороннего источника, набором шлангов и огнетушителей.

Еще одним мотоциклом названного выше семейства является показанная в музее машина МВ-650-М1 (1976 – 1991 гг.). Она была предназначена только для армии: индекс МВ и расшифровывался как «мотоцикл военный». В отличие от «гражданских» киевских собратьев у него было ведущим и колесо коляски, что заметно повышало проходимость. На самой же коляске, спереди и сзади, установлены вертлюги для установки пулемета, а по бокам ее – ящики для патронов и инструмента. Максимальная скорость составляет 98 км/ч.

/

Редкостью является представленный в экспозиции эскортный мотоцикл «Днепр»-14.9 (1978 – 1984 гг.). Обычно такие машины выпускаются как одиночки, но в данном случае имелся и боковой прицеп. Впрочем, он был предназначен не для пассажиров, а лишь для устойчивости мотоцикла на скользкой дороге. И не случайно он получил прозвище «зимний». Отличительная особенность машины – двигатель, снабженный карбюраторами Bing с двумя дроссельными заслонками. Он форсирован – по данным музея, до 60 л. с.

Среди легкой мототехники, представленной в экспозиции, обращает на себя внимание «долгожитель» – мокик «Карпаты». Львовский мотозавод выпускал целое семейство таких моделей, начиная с 1981-го и до 1997 года. Почти ежегодно эти машины усовершенствовали. Представленный образец имеет двигатель рабочим объемом 50 см куб. в 1,8 л. с. Машина весит 56 кг и развивает до 48 км/ч.

В музее также показан и мопед «Верховина-3» (1970 – 1973 гг.) того же производителя. Его мотор (50 см куб.) чуть помощнее – 2 л. с. и разгоняет машину до 58 км/ч.

Вызывает интерес первый и единственный, созданный в СССР квадрицикл – ЗИМ-350. Он был разработан в рамках конверсии Харьковским КБ по машиностроению им. А. А. Морозова (ХКБМ) – известным проектировщиком бронетехники. А производство этого квадрицикла было налажено на машиностроительном производстве харьковского Завода им. Малышева (ЗИМ).

Квадрицикл ЗИМ-350 был задуман как мини-трактор и в его комплектацию входили навесной плуг, окучник, борона и культиватор, а также одноосный прицеп полной массой 300 кг. Двигатель Иж «Юпитер-5» (2 цил., 349 см куб.) выдает 20 л. с. Машина полноприводная и имеет в трансмиссии четыре повышенных и столько же пониженных передач. В итоге он может развивать скорость от 2 до 70 км/ч.

/

Среди мотоциклов в музее самым почтенным по возрасту был BMW R35 модели 1937 года. Такие мотоциклы широко применялись в вермахте и представленный экземпляр, очевидно, один из трофеев. Интересно, что мотоцикл имеет не трубчатую, а штампованную стальную раму. Передняя подвеска – так называемого параллелограммного типа, а заднее колесо крепится жестко. Одноцилиндровый двигатель (350 см куб.) не двухтактный, как у многих одноклассников, а четырехтактный. Он развивает 14 л. с. и разгоняет мотоцикл до 100 км/ч.

В музее представлена и итальянская модель Moto Guzzi V75 P.A.N.T (1991 – 1998 г.). Полтора десятка таких машин были закуплены в свое время Киевским отдельным полком ГАИ и до 2008 года использовались в качестве патрульных, а реже – эскортных. Они оборудованы синими проблесковыми сигналами, электрической сиреной, кофрами для спецоборудования, в том числе радиостанции. Двигатель (0,75 л; 50 л. с.) обеспечивает машине скорость до 160 км/ч.

Показаны в экспозиции и хорошо известные нашему потребителю мотоциклы производства СССР и Чехословакии. Впрочем, среди последних представлен и редчайший для нашей страны мопед Jawetto (50 см куб., 1,5 л. с., 45 км/ч), который выпускали в 1958 – 1962 гг. на заводе Jawa.

 

/
Источник материала
Поделиться сюжетом