К сожалению, едва ли не ежедневные призывы к экономному использованию электроэнергии (особенно в часы пиковых нагрузок) мало влияют на потребителей. Как показывает практика, тот, у кого недостаточно средств, уже и так привык к экономии, другие же пользуются электричеством (пока оно есть) без особых ограничений. Но не следует забывать, что после весенних ударов агрессора по нашей энергосистеме она существенно ослабела. Ведь разрушено также значительное количество мощностей по производству электроэнергии. А впереди нас ждут не только летные и осенние пиковые нагрузки, но и зима. Какие меры помогут нам хотя бы уменьшить аварийные отключения?
Конечно, до зимы еще время есть для восстановления части потерянного энергетического производства. Не сходит с повестки дня и усиление защиты уцелевших и восстановленных (новопостроенных) объектов электроэнергетики. Этим уже занимаются. Это дело собственников энергообъектов и государства. Но не стоит забывать и о потребителях электричества. От них также многое зависит. Недаром Государственная инспекция энергетического надзора считает, что «состояние внедрения мер по энергосбережению в стране крайне недостаточное, а в жилищно-коммунальном хозяйстве — критическое».
На «аварийке»
Сейчас (в теплое время года) энергосистема Украины разбалансирована и дефицитна, особенно вечером. Внутренней мощности не хватает, как только солнышко заходит за горизонт. «Укрэнерго» включает аварийное потребление от европейских сетей. И это при том, что сотни тысяч помещений лишены электроснабжения.
К сожалению, на воспитание ответственного потребителя (как в странах ЕС, где настоящий энергетический патриотизм нарабатывался десятилетиями) у нас нет достаточно ни времени, ни средств. Поэтому, кроме призывов к экономному потреблению, придется внедрять и материальные стимулы. Фактически страна стоит перед выбором: или жить в условиях постоянных аварийных (не веерных) отключений, или в течение короткого срока научиться потреблять ответственно. И это касается как компаний, так и потребителей-физических лиц.
Добровольное сокращение потребления электроэнергии хотя бы на 20% помогло бы стабилизировать работу украинской энергосистемы, но, к сожалению, объем добровольного сокращения использования электроэнергии потребителями сейчас незначителен. И если юридические лица платят по рыночному тарифу и им при этом время от времени отключают электроснабжение, то физические лица отключаются от электричества принудительно только в крайнем случае, хотя платят за него по довольно умеренным тарифам (ночной тариф вдвое меньше для тех, у кого двухзонные счетчики).
Энергоносители не бывают дешевыми
Еврокомиссия и правительства ЕС уже наработали ряд возможностей для экономии в периоды энергетического кризиса:
- незначительно уменьшается температура в бассейнах;
- в офисных зданиях, школах и садиках выключают отопление на выходные, каникулы, праздники;
- в определенные часы ограничивается подсветка архитектурных шедевров или даже мостов;
- сокращается время работы фонтанов;
- меры экономии применяются к предприятиям, общественному транспорту, музеям, ресторанам;
- в форс-мажорные периоды государственных служащих просят больше работать дома, чтобы не тратить энергию на обслуживание офисных помещений.
При этом рекомендованные нормы обогрева и охлаждения помещений значительно жестче, чем в Украине. В некоторых странах Европы даже предусмотрены штрафы за световую рекламу магазинов с часу ночи до шести утра до 1500 евро и за работу кондиционера в коммерческих заведениях при открытых дверях — до 750 евро.
Поэтому, если мы не хотим получать электрику по вынужденному графику отключений, придется внедрять стимулы для ее сбережения. Нет, речь идет не о повышении тарифов, об этом и без нас позаботятся. Речь о дифференциации тарифов в зависимости от объемов потребления. Чем больше потребляешь, тем дороже и больше платишь. У страны достаточный опыт в этом вопросе.
Может, кому-то это не очень понравится, но сегодня нам действительно подходят преимущества дифференцированного тарифа. Ведь:
- в условиях значительной социальной напряженности, обусловленной войной, такая тарифная нагрузка будет социально оправданной и взвешенной;
- будет платить больше только очень обеспеченная часть общества;
- не возникнет предпосылок для увеличения и так значительной задолженности населения;
- несколько амортизируется инфляционное давление.
При этом нижняя ценовая граница должна распространяться на электрическую энергию для домов, оборудованных отопительными электроустановками, и негазифицированных домов. Владельцам многозонных счетчиков предоставляется скидка на потребленный объем электроэнергии в зависимости от времени суток. Тарифы для многодетных, детских домов семейного типа, некоторых других льготных категорий должны быть установлены за нижней границей, независимо от объема потребления.
Массовое субсидирование
Каким образом сегодня удается удерживать умеренный тариф для всех бытовых потребителей? Система Возложения специальных обязанностей (ПСО) на рынке электроэнергии предусматривает компенсацию тарифов для населения за счет прибылей НАЭК «Энергоатом» и ЧАО «Укргидроэнерго». Напомним, что оператор ДнепроГЭСа «Укргидроэнерго» уже заявлял, что «после повреждения станции компенсация им тарифов для населения оказалась под угрозой».
Де-факто государство предоставляет субсидии всем бытовым потребителям Украины, хотя вышеупомянутые прибыли госкомпаний могли бы быть направлены на пополнение бюджета. Но потери этих компаний от войны существенны, поэтому о прежней прибыли можно только мечтать. Соответственно, рассчитывать на неизменность сегодняшнего тарифа не стоит.
Понятно, при уравниловке финансовое бремя одинаково распределяется между неимущими, средним классом и долларовыми миллионерами. Но субсидировать 500-метровую виллу в Киеве или Львове бессмысленно. Иногда они нафаршированы пешеходными дорожками с датчиками тепла и влажности, бассейнами и другими приусадебными «девайсами» не первой необходимости. Поэтому размер субсидии (фактически из государственного кошелька) для люксовых помещений несоизмеримо больше.
Если все оставить, как есть, то, во-первых, существенного роста тарифов не избежать. Во-вторых, платить их будут все подряд. Уже сегодня можно ожидать повышения тарифа с июня или июля. При этом активно дискутируется идея 3,50 грн/кВт·ч для всех.
Но в этом случае дисбалансы будут увеличиваться, потому что усилится финансовая нагрузка на неимущих граждан и средний класс. Соответственно, уменьшится потребление продуктов и других товаров, ведь для оплаты нового тарифа многим придется экономить не только на электроэнергии.
Субсидии малообеспеченным слоям только частично амортизируют бремя. Процесс пойдет по замкнутому кругу, через относительно короткий промежуток времени возникнет необходимость провести повторную и следующие ценовые экзекуции.
Минимальный тариф «плюс»
В конце концов, теплый пол на сотнях метров частного жилья должен оплачиваться иначе, чем базовые электроприборы в обычной стандартной квартире.
Из-за искажения цены на рынке (перекрестное субсидирование) промышленные потребители закладывают высокие затраты на электроснабжение (этой зимой до почти 8 грн/кВт·ч) в стоимость своей продукции.
Следовательно, граждане платят за «дешевое» электричество «для всех» в более высокой цене товаров и услуг. Возврат к дифференцированному принципу ценообразования — это не очень популярное решение, у которого, впрочем, нет альтернативы в условиях военного времени.
Только в случае применения прогрессивной шкалы есть возможность пока «не трогать» существующий дневной тариф 2,64 грн (или хотя бы несущественно его увеличить) для преобладающей части домохозяйств.