Все больше украинских медиков овладевают умением оказывать пациентам психологическую помощь. Ибо типичная картина такова: анализы в норме, а человек жалуется на плохое самочувствие, расстройства сна, немощь, головокружение... Все это последствия стресса, в котором мы постоянно находимся из-за воздушных тревог, вражеских обстрелов, из-за переживаний за близких и родных на фронте или на оккупированных территориях.
А медики - тоже люди, и сами нуждаются в поддержке и регулирующих механизмах. Как выводить пациентов из стрессовых состояний и при этом уберечься от самовыгорания, киевских врачей учат в рамках сотрудничества с Israel Trauma Coalition - Израильской коалицией травмы. Об уникальной программе - в материале Коротко про.
Тренинги прошли полсотни врачей
Israel Trauma Coalition – это ассоциация из более чем 40 неправительственных организаций, занимающихся психосоциальной поддержкой населения в регионах, пострадавших от катастроф или военных действий. В январе 2022 года киевские психологи из разных служб прошли в Израиле обучение помощи ветеранам и пострадавшим от войны. А в январе 2023 Киев и Israel Trauma Coalition подписали меморандум о сотрудничестве.
- За это время почти 500 столичных медиков прошли тренинговый курс по реагированию и оказанию психологической помощи при стрессовых обстоятельствах, - рассказала Коротко про директор Департамента здравоохранения КГГА Валентина Гинзбург. – Сейчас проходят обучение еще около 40 врачей Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Опыт израильских специалистов для нас очень важен. Ведь сегодня мы не можем говорить о полноценном предоставлении медпомощи без учета фактора ментального здоровья.
Занятия проходят дважды в неделю. Тренинги направлены в первую очередь на медиков, наиболее контактирующих с пациентами. Это семейные врачи, терапевты, педиатры, специалисты по скорой помощи, травматологи, работающие с ранеными, медсестры и медбраты.
Программа курсов разноплановая. От того как научить пациента противодействовать кризисным ситуациям до преодоления у него сопротивления назначенному лечению. От способов сообщения "горькой вести" до приемов поведения с нестабильными, агрессивными пациентами. И, конечно, приемов самовосстановления, потому что, работая со стрессами, врач сам рискует оказаться в этом состоянии.
Меморандум подписали, когда увидели результат
Координатор учебного медпроекта Israel Trauma Coalition Игорь Мишунин со столичным Департаментом здравоохранения работает уже два года.
– Мы сопровождали врачей еще до меморандума. Он был подписан именно потому, что в Киеве увидели и оценили результат, – говорит он. – В целом же Israel Trauma Coalition находится в тесном сотрудничестве с разными организациями в Украине с 2014 года. С начала полномасштабной войны мы вошли более централизованно в работу с государственными институтами. Они разные – ГСЧС, МВД, ВСУ, но медработникам особое внимание. Украинские медики имеют отличный опыт. За исключением одного – опыта работы в стране, которая находится в состоянии продолжительной войны. У израильских специалистов, к сожалению, такого опыта много. И по работе с детьми, и со взрослыми, и с пожилыми людьми, и с тем, что мы называем формированием эмоционального и психологического иммунитета. Поэтому мы не только передаем этот опыт украинским медикам, но и готовим среди них тренеров, которые будут являться официальными представителями коалиции. В Киеве и области у нас около десяти таких специалистов. Поверьте, это много, потому что люди проходят очень серьезный отбор и продолжительную учебу.
Игорь Мишунин отмечает поддержку коалиции со стороны города, чтобы медицинские работники получали правильные знания.
- Потому что эти знания противоречат тому опыту, который у них был до тренингов. Дело в том, что очень многие протоколы, которыми пользуются в Украине, не совсем подходят для военного времени.
Игорь Мишунин рассказывает о безмекаментозных методиках. Фото: пресс-служба Департамента здравоохранения КГГА
Скорая помощь за пять минут
Игорь Мишунин приводит пример:
- Команда скорой помощи приезжает к человеку, который в результате близкого "прилета" впал в острое тревожное состояние. Паническая атака, психологическая и физиологическая дисфункция... По протоколу медики должны измерить давление. Если оно зашкаливает (а оно будет зашкаливать), нужно дать успокоительное. Мы же учим, что успокаивающее в рамках продолжительного стресса разрушает личность, потому что формируется зависимость от медикаментов. Мы рассказываем, как без медикаментозного вмешательства научить человека преодолевать последствия стрессов.
По словам координатора, для этого не нужно быть психологом или психиатром.
– Это простые методики, которые может выполнять любой человек. В рамках выезда скорой помощи они занимают 5 минут. Если эту технику правильно выполнить, человеку сразу становится легче. Далее врач рассказывает пациенту, что с ним сделал и почему в его случае пилюли могут только навредить. А исполнение подобных техник улучшит качество жизни.
Координатор подчеркивает, что очень важно, чтобы такими техниками пользовались сами медики.
– Наша задача, чтобы специалисты поверили в такие методы. Потому что врач не сможет передать пациенту то, во что сам не верит. Поэтому мы и учим в первую очередь протоколам самопомощи: помоги себе – помоги близкому – помоги коллеге – помоги пациенту, человеку на улице. Наша цель - масштабировать такие протоколы, чтобы им обучали детей в школах, работников на производствах, чтобы HR могли проводить тренинги в офисах. Пока мы формируем команды стрессоустойчивости вместе с Департаментом здравоохранения столицы.
Отметим, что тренинги проводятся не только с врачами, но и медсестрами и медбратами.
- Младший медицинский персонал – это те люди, которые больше всего контактируют с пациентами в стационарах. Врач несколько ограничен, а медсестра может создавать эмоциональные диалоги, в которых проявляется психологическое состояние. На тренингах врачей и медсестер мы разделяем. Медсестрам трудно раскрываться перед врачами, потому что это их руководители, врачам - перед медсестрами, потому что это нарушение внутренней иерархии. Очень важно, чтобы общение во время тренинга шло на одном уровне.
Антидепрессанты – только если психотерапии маловато
Израильский опыт не исключает использования антидепрессантов, но очень ограниченно.
- Только когда состояние пациента достигло такой острой стадии, что психотерапией не обойтись. Но когда человеку прописывают антидепрессанты, а он не находится под наблюдением у психолога или психотерапевта, не прошел диагностику у психиатра, то употребление таких медикаментов приведет к тому, что дозировка будет расти. Это то же самое, что снимать стресс алкоголем.
Человек очень быстро входит в состояние, когда большое количество таблеток перестает помогать, отмечает специалист.
– Человеку прописывают новый препарат, но и он не дает облегчения. Таблетка создает иллюзию, что на человеке нет ответственности за свое состояние. Если плохо, то виновата таблетка.
С фармакологией работать можно и нужно, но фармакология всегда должна быть в связи с психотерапией, заключает эксперт.