"Вы совсем рядом": как "Киевстар" и Vodafone узнают, где находятся украинцы
"Вы совсем рядом": как "Киевстар" и Vodafone узнают, где находятся украинцы

"Вы совсем рядом": как "Киевстар" и Vodafone узнают, где находятся украинцы

СМС-сообщения от операторов наталкивают абонентов на мысль, что за ними постоянно следят. В Vodafone объяснили: данные собирают, но пользователям ничего не угрожает.

В последнее время абоненты украинских мобильных операторов "Киевстар" и Vodafone получают сообщения с предложением посетить их магазины поблизости. Фокус обратился к этим компаниям с просьбой объяснить, как именно они определяют местонахождение людей и с какой целью.

Загадочные сообщения от операторов

Корреспонденты Фокуса и их знакомые сами получали такие сообщения от операторов. Так, "Киевстар" присылает СМС с текстом: "Поздравляем. Вы совсем рядом с нашим магазином. Приходите, есть предложение для вашего номера". От Vodafone абонентам поступают похожие сообщения: "Привет, наш магазин рядом. Приходите к нам и узнайте о доступных предложениях для вашего номера". В обоих случаях к тексту прилагается ссылка с адресом магазина. Абоненты говорят, что в момент получения таких СМС находились в разных местах: кто дома, кто на улице, при этом расстояние до ближайшего магазина могло быть немалым, если идти пешком.

Скриншот СМС-сообщения от "Киевстар"
Фото: Фокус
Скриншот СМС-сообщения от Vodafone
Фото: Фокус

Фокус отправил запрос в компанию "Киевстар", но она так и не предоставила объяснения на момент публикации. А вот представители Vodafone объяснили, почему и каким образом абоненты получают такие сообщения.

Как оператор связи "отслеживает" абонента?

Как утверждает Vodafone, мобильный телефон в каждый конкретный момент привязан к определенной базовой станции, адрес которой оператор, конечно, знает. Когда устройство оказывается в зоне действия базовой станции, покрытие которой попадает в определенный радиус вокруг адреса магазина, абонент получает такое сообщение.

"Говорить о "слежке" некорректно. Ведь здесь действует другой принцип — триггерное сообщение: если телефон попадает в зону действия базовой станции, которая промаркирована специальным образом — в этом случае та станция, которая находится вблизи магазина Vodafone — срабатывает триггер "отправить сообщение". Оператор не использует персональные данные для подобных рассылок", — заявили в компании.

В Vodafone также добавили, что при рассылке приглашений в магазины используются обезличенные обобщенные данные (Big Data), которые не содержат абонентские номера, имена, фамилии. Есть только гео-информация о перемещении потоков людей.

Операторы отслеживают перемещение людей на улицах
Фото: UBR.ua

Можно ли избежать отслеживания?

"Во всех наших действиях мы придерживаемся требований закона "О защите персональных данных" и закона "О телекоммуникациях". Оператор может присылать абонентам информацию о своих продуктах и услугах, но у абонента есть право отказаться от получения сообщений", — отметила Vodafone.

Вот только обмен между телефоном и базовой станцией о местонахождении — это базовая функция, без которой абонент не сможет соединиться с сетью оператора. Стать "незаметным" для оператора абонент может лишь включив "режим полета" на телефоне, но при этом он не будет получать услуги мобильной связи. Если человеку не нравится получать подобные сообщения, можно легко отказаться именно от рассылки.

"Достаточно об этом сообщить оператору через контактный центр или в магазине. Компания добавляет номер абонента в специальный перечень и не направляет больше информационных сообщений", — пояснили в Vodafone.

Как еще операторы используют данные о местонахождении абонентов?

Обезличенные обобщенные данные о перемещении потоков людей также лежат в основе многих услуг, которые предоставляет оператор и помогает определить наиболее привлекательные места для планирования торговой сети и транспортной инфраструктуры, спрогнозировать туристические потоки.

"Аналитика на основе больших данных точнее дорогих маркетинговых исследований, поскольку основана не на выводах о предпочтениях потребителей с учетом анализа опросов ограниченной выборки, а исходит из аналитики реального поведения всех потребителей. Соответственно, погрешность решений на основе алгоритмов Big Data мизерная, а цена ошибки при принятии бизнес решений в десятки раз меньше", — говорят в компании.

Vodafone уверяет, что надежно защищает информацию о своих клиентах и никому не разглашает информацию об их местонахождении абонентов. Единственное исключение — правоохранительные органы, которые, согласно Закону Украины "Об обеспечении системы оперативно-розыскных мероприятий", могут получить доступ к персональным данным абонентов, но только на основании решения суда и в определенном законодательством порядке.

Сотрудники Нацполиции могут получить данные об абонентах
Фото: Национальная полиция

"Но это не "безлимитный доступ". Решение суда должно содержать, например, перечень номеров, географию запроса и период времени — только эту информацию о событиях по номеру оператор может предоставить правоохранительным органам", — уточнили в ответ на запрос.

Вместе с тем, обобщенная обезличенная информация о перемещении людей также помогает правоохранительным органам получать точную аналитику для принятия решений.

Недавно исследование Гражданской сети Опора на базе обезличенной Big Data аналитики Vodafone о перемещении украинцев после массированных обстрелов энергоинфраструктуры в октябре 2022 — январе 2023 года позволило наглядно показать масштаб убытков, к которым привела российская агрессия на территории Украины, и предоставить Международному уголовному суду (МУС) дополнительный инструмент для оценки последствий военных преступлений и оглашения приговора военным РФ, причастным к планированию и осуществлению обстрелов Украины. Так, 5 марта 2024 года МУС выдал ордера на арест российских офицеров Сергея Кобылаша и Виктора Соколова, которые, вероятно, ответственны за обстрелы украинской энергоинфраструктуры осенью-зимой 2022-2023 годов.

Важно Сбой в работе "Киевстар": в компании назвали сумму ущерба от кибератаки
Источник материала
Поделиться сюжетом