Соединенные Штаты и их союзник Израиль могут получить неприятные известия из Международного уголовного суда в Гааге. И, как и в некоторых предыдущих случаях, Вашингтон подвергнется искушению сделать не принципиальную, а удобную вещь, отвергнув трибунал как неактуальный и тем самым подорвав одно из величайших достижений послевоенного американского лидерства — развитие международного гуманитарного права. МУС является единственным в мире наднациональным трибуналом, который может судить людей за военные преступления и другие зверства. Сейчас он рассматривает возможность выдачи ордеров на арест за преступления, совершенные в Израиле и Секторе Газа до и после 7 октября. Не исключено, что это может касаться лидеров как ХАМАСа, так и Израиля, возможно, даже премьер-министра Беньямина Нетаньяху, сообщает Bloomberg.
Ордеры на арест, выданные МУС, будут иметь мало практических последствий. Израиль, как и США, не подписал Римский устав, создавший трибунал в 2002 году; оба правительства отрицают его юрисдикцию. У МУС нет собственной полиции или армии — а это постоянная проблема с обеспечением соблюдения международного права в целом — поэтому он не может никого посадить, если только этот человек не поедет в страну-подписант и ее правительство не наденет на него наручники.
Конечно, эта ситуация все равно создаст дипломатические дилеммы. Нечто подобное произошло в прошлом году, когда МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина за его роль в массовых похищениях украинских детей.
С политической точки зрения ордера МУС стали бы катастрофическим обвинением для Израиля, а следовательно, и его союзника США. Нетаньяху и другие израильтяне будут названы рядом не только с террористами ХАМАС, ответственными за зверства 7 октября, самого ужасного убийства евреев со времен Холокоста, но и с империалистическими агрессорами, такими как Путин и другими военными преступниками и диктаторами, которых МУС преследовал.
Отрицание легитимности суда, однако, также пролило бы свет на то, что большая часть мира считает возмутительным американским лицемерием. США являлись одним из создателей Римского устава во время его разработки в 1990-х годах. Но потом они выступили против собственного творения из-за опасений (представьте себе!), что суд может привлечь американских граждан к ответственности по тем же стандартам, которые применяются к другим народам. В 2002 году США даже приняли закон, названный "Законом о вторжении в Гаагу", позволявший Белому дому присылать войска для освобождения американцев, арестованных МУС.
"Реалистов" в международных отношениях не удивляет ни одно из этих американских колебаний, поскольку США как большое государство просто действуют в своих национальных интересах. Однако в совокупности это имеет трагический побочный эффект, заключающийся в разрушении международного права в целом и гуманитарного права в частности, совокупности норм, в значительной степени сформировавшихся США в их роли лидера свободного мира.
Вашингтон может продолжать ссылаться на верховенство права избирательно чтобы угодить себе и союзникам, таким как Израиль, ценой отчуждения все большего количества стран и людей за рубежом. Или он может подтвердить свою роль лидера, которую он взял на себя в 1940-х годах.
Это означает совершенствование законов войны в соответствии с новыми обстоятельствами, а затем соблюдение правил. Прекрасным первым шагом было бы подписание Римского устава и признание Международного уголовного суда, даже если на это трудно решиться.
Напомним, что агентство Reuters писало, что у США есть сведения о нарушении Израилем международного права в Газе. Государственный секретарь США Энтони Блинкен до 8 мая должен сообщить Конгрессу, считает ли он достоверным заверение Израиля в том, что использование им американского оружия не нарушает американское или международное право.