19 мая, воскресенье
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Евроинтеграция. Как изменить парадигму мышления громад
Евроинтеграция. Как изменить парадигму мышления громад

Евроинтеграция. Как изменить парадигму мышления громад

Евроинтеграция. Как изменить парадигму мышления громад

Победить в войне и стать полноценным членом ЕС — это две ключевые задачи государства, от выполнения которых непосредственно зависит наше дальнейшее существование. Вместе с тем мало кто понимает, что децентрализация и региональное развитие для европейских партнеров — это не просто о реформах и ценностях, это о способах реализации политики и о развитии.

Именно от готовности наших громад и регионов к евроинтеграции и работе с европейскими фондами зависит, сможем ли мы повторить позитивный опыт Польши или, скорее, пойдем более длинным и менее результативным путем других соседей — членов ЕС.

 

Как это работает?

Политика сплоченности — именно это является основным направлением развития территорий в Европейском Союзе. В украинских реалиях это словосочетание начало активно входить в терминологию на уровне как центральной, так и местной власти лишь в прошлом году. Проще говоря, это политика устранения разрывов в развитии между разными территориями и их типами. Если шире, то это об экономических трансформациях, мобильности граждан и постоянном комплексном развитии всех типов территорий.

С последним у нас до сих пор все буксует, поскольку никакого прогресса по функциональным типам территорий и формированию политик по ним нет, кроме наработок экспертной среды, о чем нам уже два года подряд настойчиво напоминают партнеры из Брюсселя. Будет так и осенью этого года, поскольку отчетный период заканчивается в конце мая, а воз и ныне там.

Для понимания объема финансирования, о котором мы говорим и к которому должна быть готова Украина еще до вступления в ЕС, чтобы научиться оперировать такими масштабами, приведу примеры. Для Польши в период с 2021 по 2027 год это более 70 млрд евро, то есть значительно больше, чем Ukraine Facility. И здесь речь идет о проектах развития, а не о социалке или поддержке бюджетных штанов. Для соседней Румынии, намного менее успешной в работе с европейскими программами и фондами, это все равно более 31 млрд евро на семь лет.

Основывается вся эта деятельность фактически на нескольких основных положениях:

  • планирование проводится периодами на семь лет (с коррекцией в середине периода);
  • государство должно продемонстрировать национальную и региональные программы, которые отвечают заранее озвученным общеевропейским приоритетам;
  • на уровне государства должны быть эффективные органы управления и формирования политики (в Польше — министерство фондов и региональной политики) и прозрачного аудита (в Польше — государственная налоговая администрация).

Это то, что надо будет развить и нам, точнее, уже надо развивать и синхронизировать с европейскими подходами.

 

Текущие отечественные вызовы

Не хочется повторяться, что Украина ⸺ уникальный кейс, когда государство одновременно должно вести войну за независимость и проводить масштабные реформы. Но это никуда не денется, хоть и порождает некоторые специфические вызовы.

Вызов 1. Региональная власть и децентрализация

Наша реформа децентрализации в течение 10 лет фокусировалась на развитии базового уровня местного самоуправления (громадах) и не уделяла должного внимания уровню региональному, что в свое время было обосновано, но требует коррекции сейчас и в будущем. Прежде всего проблемой является сумятица на уровне исполнительного органа областных рад, которая вместе с тем не позволяет самоуправлению получить полную самостоятельность, а государству — внедрить координационные и надзорные полномочия. Без изменений в Конституцию и принятия законопроекта №4298 достичь здесь прогресса невозможно.

Вызов 2. Разрыв проблематик

Еще один вызов — вполне понятный разрыв проблем, стоящих сейчас перед разными украинскими областями. Пока у одних есть время налаживать взаимодействие с международными партнерами, другие вынуждены в буквальном смысле бороться за свое физическое существование. Этот разрыв невозможно преодолеть, пока идет полномасштабная война, но можно ввести метод шефства, когда регионы и громады из условно безопасной части страны берут на себя полномочия адвокатировать также интересы своих партнеров с территорий зоны боевых действий или приближенных к ней. Сейчас это уже происходит.

Вызов 3. Кадровый потенциал

Кадры решают все. А в этом случае все решают проектные менеджеры, владеющие английским и французским языками. То, что кажется реалистичным для областных центров, для малых сельских громад иногда является непреодолимым вызовом, особенно когда не можешь обеспечить конкурентные условия по сравнению с частным сектором.

Вызов 4. Непонимание, зачем все это

Но все вышеперечисленное очень часто упирается в последний вызов. Далеко не ко всем громадам и регионам пришло понимание, что единственный дополнительный источник их финансового роста на протяжении ближайших лет — это средства европейских партнеров на проекты. Большинство до сих пор пребывают в ожидании бюджетных консультаций и дебатов вокруг субвенций, но эти мысли уже давно пора отпустить. Государство даст лишь удочку, потому что рыбы нет и у него самого.

 

Ближайшие шаги

После всего приведенного выше остается описать, что уже сделано и какими должны быть дальнейшие шаги государства в этом направлении.

  1. Украинское законодательство о международном сотрудничестве громад и регионов нужно синхронизировать с европейским. Парламент уже принял во втором чтении законопроект №9450, который решает этот вопрос. Ожидаем подписи президента.
  2. Мы получим от европейских партнеров пошаговый алгоритм действий для каждой украинской громады и региона о том, как им реализовывать международное сотрудничество и бороться за фонды.
  3. Под патронатом Конгресса местных и региональных властей при президенте будет создана платформа по общему продвижению интересов муниципалитетов из Украины, Литвы и Польши. Процессы в этом направлении уже запущены.
  4. Мы должны обеспечить менеджеров от громад, районов и областей, которые будут работать над привлечением международных средств, доплатами из ресурсов, которые они привели в местные бюджеты. Для этого зарегистрирован соответствующий законопроект №10284.
  5. Наконец, следует сформулировать политику по отдельным функциональным типам территорий.

Надеюсь, что у нас все получится. Должно получиться.

Источник материала
Поделиться сюжетом