На FT вышел разбор, почему крупные производители нефти, которые при Байдене зарабатывают больше всего в истории, его ненавидят. Это очень хороший материал для понимания предвыборной повестки дня. В том числе о том, почему существуют танцы в стиле «как ограничить Россию, чтобы не ударить по ценам на топливо». Итак, вот тезисы:
1
Нефтегазовая промышленность США сейчас находится на пике. Добыча – более 13 млн барр в сутки (рекорд за все времена). Экспорт резко возрос, как и доходы – преимущественно после вторжения России в Украину. Акции ExxonMobil и других компаний выросли в цене в 1,5 – 2 раза. Но представители отрасли убеждены, что все эти успехи – вопреки Белому дому.
2
Игроки нефтяного рынка видят в экологической повестке дня администрации Байдена угрозу для себя. Накануне избрания 2020 года Байден заявлял, что сделает борьбу с изменениями климата важной составляющей своей политики, и за эти 4 года ввел новые экологические правила – от защиты видов, находящихся на грани исчезновения до ограничений на строительство новых LNG-терминалов.
3
Зачем такая политика? Али Заиди, советник Байдена по климату, говорит, что никто специально ограничивать отрасль не собирается, но Америка должна сконцентрироваться на построении экономики будущего и экологических программах, чтобы выдержать глобальную конкуренцию.
4
Нападение Путина на Украину диспозицию изменило: цены на бензин пошли вверх, что могло иметь негативные последствия для демократов, поэтому Байден потребовал от компаний увеличить добычу, чтобы стабилизировать цены и поддержать другие отрасли экономики. Да, для Байдена политически очень важны цены на топливо.
5
Когда нефтяные компании по итогам 2022 года получили рекордные сверхприбыли, Байден начал более активно критиковать их за жадность и безответственность. Но все же его администрация попыталась найти понимание. 2023 год она одобрила масштабное бурение на Аляске, против которого протестовали экологи и прогрессивные избиратели самого Байдена. Кроме того, Закон о снижении инфляции (принято 8.2022) предусматривал не только огромные инвестиции в «зеленую промышленность», но и некоторые уступки нефтегазовому сектору.
6
В преддверии выборов ситуация изменилась, когда Белый дом усилил ряд ограничений для отрасли, в том числе ужесточил экологические требования для автомобилей. Дает ли такая политика электоральный эффект? Трудно сказать. По данным CNN, в настоящее время избиратели в возрасте 18-34 больше поддерживают Трампа: 51% против 40%. А «прогрессивная молодежь» раздражена Байденом и из-за непоследовательной климатической политики (привет, бурение на Аляске), и из-за позиции по войне в Газе.
7
Трамп использует ситуацию в своей политической агитации. Во время турне по штатам, зависящим от добычи нефти, он постоянно говорит о политике «drill, baby, drill». Это находит поддержку у нефтяных компаний и их работников. Пока нефтяники надонатили Трампу 7 млн долларов, но будет больше, потому что значительная часть сначала поддерживала Никки Гейли.
8
Особенно жесткая политическая борьба вокруг отрасли идет в Пенсильвании, голоса которой могут быть решающими (2016 там победил Трамп, 2020 – Байден). В штате было ограничено строительство новых LNG-терминалов, от этого решения дистанцировался и местный губернатор – демократ Джош Шапиро, во всем остальном безоговорочно поддерживающий Байдена.
9
При этом значительная часть отрасли скептически настроена и к Трампу. Ведь его обещания дешевого бензина, увеличение добычи, а также вероятные торговые войны внешне могут нанести компаниям (особенно ориентированным на экспорт) большие убытки.
10
Эта ситуация хорошо иллюстрирует насколько трудно Байдену дается лавирование между важной для многих его избирателей экологической повесткой дня, необходимостью держать приемлемые цены на топливо и интересами избирателей в разных регионах.
Вот так выглядит в большой политике поиск баланса между долгосрочными интересами страны (каждый видящий по своему), узкими отраслевыми интересами, внешнеполитическими задачами (сдерживать Россию, например) и задачей выиграть ближайшие выборы.