Ученые считают, что проблема крылась в сочетании высоких температур и давления во время запуска, а также деформации крыльев и хвоста бомбы.
Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (PLAN) испытали новую интеллектуальную электромагнитную рельсовую пушку для запуска бомб. По имеющимся данным, бомба была запущена на расстояние 15 км в стратосферу со скоростью более 5 Махов, передает издание Interesting Engineering.
Испытание выявило некоторые проблемы, связанные со стабильностью снаряда, из-за которых бомба отлетела от цели. Теперь PLAN проведет дополнительные исследования и разработки для устранения этой проблемы.
"Умная" бомба имеет пару планирующих крыльев для управляемого спуска. Эти крылья теоретически позволяют снаряду следовать по плавной кривой и поражать цель примерно через 3 минуты после запуска. Однако во время тестовой стрельбы что-то пошло не так, и бомба улетела далеко от намеченной цели.
Ученые из Военно-морского инженерного университета (КНР) обнаружили, что умная бомба вращалась слишком быстро во время подъема, что, по-видимому, привело к непредсказуемому наклону. Используя технологию искусственного интеллекта (ИИ), исследователи определили причину сбоя. Им также удалось найти решения, позволяющие преодолеть технический барьер, препятствующий практическому применению рельсотронов.
Согласно данным механического датчика, задействованного в ходе испытаний, ускорение снаряда в 35 раз превысило силу его тяжести. И произошло это ускорение в течение примерно 5 секунд после запуска. Это, как утверждают исследователи, подтверждает, что бомба превысила допустимую скорость в 5 Махов (6125 км/ч). Проектная скорость и дальность действия гиперзвуковой планирующей управляемой бомбы не разглашаются, но ученые в недавних статьях обозначили амбиции по достижению скорости 7 Махов (8575 км/ч).
Вероятно, проблема ускорения возникла из-за фиксации скорости вращения. Это явление не проявилось в аэродинамической трубе и компьютерном моделировании.
Вращение стабилизирует траекторию снаряда, но его частота должна быстро уменьшаться по мере увеличения скорости полета. В противном случае боеголовка может наклониться вверх, создавая большее сопротивление и потенциально влияя на скорость и направление полета. В обычной артиллерии это достигается за счет нарезов, но рельсотроны действуют совсем по-другому. Следовательно, для решения этой проблемы необходимы дополнительные исследования и разработки.
С этой целью команда использовала кэш данных, полученный в результате теста, и привлекла специалистов в сфере ИИ, чтобы помочь диагностировать проблему. Они обнаружили, что, скорее всего, виновато сочетание высоких температур и давления во время запуска, а также незначительные деформации крыльев и хвоста бомбы. Проанализировав вероятность возникновения блокировки скорости при различных условиях, команда предложила решения. В их число входило дальнейшее увеличение начальной скорости вращения и регулировка угла хвостового руля снаряда для подавления резонанса во время и после запуска.