Хоть военные и выбрали боевые платформы американского производства, истребитель Kfir — это образец неукротимого духа Израиля в области авиационных инноваций.
Боевой самолет Kfir израильских ВВС, плод жизненной необходимости и революционных инноваций, вышел из тени Dassault Mirage 5 французской разработки. После Шестидневной войны и войны Судного дня зависимость Израиля от французских самолетов заложила основу для разработки отечественного истребителя с превосходными характеристиками.
Фокус перевел статью Майи Карлин об израильском истребителе Kfir, которого боялись все соседние страны.
Kfir, разработанный для противодействия передовым советским самолетам противников Израиля, оснащался турбореактивным двигателем General Electric J79, что стало значительной модернизацией по сравнению с первоначальной силовой установкой Mirage. Обладая максимальной скоростью 2446 км/час, дальностью полета 767 км и практическим потолком в 17,7 тыс. метров, Kfir был до зубов вооружен пушками и ракетами, разработанными компанией Rafael, что делало его грозным "бомбовозом". Поступив на вооружение в середине 1970-х годов, Kfir поначалу играл главную роль в ВВС Израиля.
Появление американских F-15 Eagles вскоре изменило его статус. Несмотря на то, что его затмили более новые истребители, Kfir участвовал в боевых действиях в Ливане в 1980-х годах и с тех пор эксплуатируется несколькими иностранными армиями, став образцом неукротимого духа Израиля в области авиационных инноваций.
Израильский истребитель Kfir: инновации в воздушном бою
Боевой самолет Kfir израильских ВВС был создан на основе самолета Dassault Mirage 5 французской разработки. В первые годы после своего основания еврейское государство в основном полагалось на французскую платформу. Израиль был едва ли не самым активным оператором Mirage III за пределами французских ВВС. Этот мощный самолет внес свой вклад в победу Израиля над Иорданией, Египтом и Сирией во время Шестидневной войны 1967 года. Платформа также пополнила свой боевой послужной список участием в войне Судного дня 1973 года. В этот период Франция и Израиль поддерживали тесные отношения, и Mirage IIIC был специально разработан для удовлетворения особых оборонных потребностей еврейского государства. Хотя этот истребитель был краеугольным камнем ЦАХАЛа в течение многих лет, израильские чиновники искали более дальнобойную платформу для наземных атак. Истребитель ЦАХАЛа Kfir должен был удовлетворить эту потребность.
Обзор истребителя Kfir
В 1960-х годах, до появления американских самолетов Douglas A-4 Skyhawk и McDonnell Douglas F-4 Phantom II, ВВС Израиля в основном зависели от Mirage IICJ.
Примечательно, что эта платформа стала первым самолетом со скоростью 2 Маха (в два раза выше скорости звука), закупленным Израилем в то время. Вскоре израильские власти побудили французскую компанию Dassault приступить к проектированию последующего варианта Mirage 5. Будучи модифицированной версией Mirage IIIC, новая платформа сохранила много сходств со своим предшественником.
Однако авионика, расположенная за кабиной пилота в предыдущей модели, была убрана, что позволило увеличить запас топлива и снизить затраты на обслуживание. Другими словами, Mirage 5 был, по сути, версией Mirage III для наземных штурмов.
К концу десятилетия компания Dassault завершила строительство 50 самолетов Mirage 5, закупленных ЦАХАЛом. Однако еврейское государство так и не получило их после того, как Франция ввела эмбарго на поставки оружия.
Израильские инженеры восполнили этот пробел в возможностях, выпустив собственную нелицензионную копию Mirage 5 – Nesher, скопировавшую технические характеристики французской платформы, которые заполучили израильские шпионы.
В попытке создать более грозный вариант "Нешера" родилась программа Kfir. Тем временем соседи, окружавшие Израиль, до зубов вооружались передовыми платформами советской разработки.
ЦАХАЛ, обеспокоенный тем, что самолеты Mirage, уже имевшиеся в арсенале, не смогут противостоять этим все более совершенным платформам, нуждался в улучшенном истребителе. Израильские инженеры рассматривали возможность установки двух различных двигателей на новый планер Kfir – турбореактивного J79 от General Electric и турбовинтового Spey от Rolls-Royce.
Поскольку США уже лицензировали для Израиля производство двигателя J79 для Douglas F-4 Phantom II, ЦАХАЛ выбрал именно эту силовую установку. J79 обеспечивал более мощную тягу и форсажную тягу, чем оригинальный французский Atar 09, использовавшийся для Mirage.
Максимальная скорость самолета Kfir составляла 2446 километра в час. Его боевая дальность полета достигала 767 километров, практический потолок – 17,7 тыс. метров, а скороподъемность – почти 14 тыс метров в минуту. Что касается вооружения, то Kfir оснащался парой 30-мм пушек DEFA 533 разработки Rafael со 140 снарядами каждая, а также набором неуправляемых ракет класса "воздух-земля".
Кроме того, на планер можно было установить целый ряд ракет, включая AIM-9 Sidewinder, Shafrir AAM, Shrike ARM и AGM-65 Maverick. С полезной нагрузкой более 6 тонн Kfir был неплохим бомбовозом.
Истребитель Kfir — история эксплуатации
Первые "Кфиры" поступили на вооружение ВВС Израиля в середине 1970-х годов и были приписаны к 101-й первой истребительной эскадрилье. Планировалось, что эта платформа на долгие годы останется основой израильского превосходства в воздухе, но появление американских F-15 Eagle изменило эти сроки. К 1976 году первые закупленные Израилем F-15 прибыли в страну и быстро стали предпочитаемой платформой ЦАХАЛа.
Еврейское государство продолжало использовать истребители Kfir в боевых действиях, в том числе в Ливане в конце десятилетия. Когда Израиль вторгся в Южный Ливан в 1982 году в ходе операции "Мир для Галилеи", F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon уже были лучшими истребителями ЦАХАЛа. В ходе этого конфликта "Кфирам" досталось нанесение ударов без сопровождения.
К концу 1990-х годов флот Kfir начали выводить на пенсию. Однако несколько иностранных заказчиков, включая Эквадор, Шри-Ланку и Колумбию, все еще эксплуатируют эту израильскую платформу.
Об авторе
Майя Карлин – автор статей о национальной безопасности в The National Interest, аналитик Центра политики безопасности и бывшая научная сотрудница Анны Соболь-Леви в IDC Герцлия в Израиле. Ее статьи публикуются во многих изданиях, включая The National Interest, Jerusalem Post и Times of Israel. Вы можете следить за ней в Twitter: @MayaCarlin. Пишите автору по электронной почте: [email protected].